Как я строил дороги

При этом в ближайшие десять лет на строительство и реконструкцию будет выделено 2,7 трлн рублей. То есть около 270 млрд рублей в год. Таким образом средняя цена километра оказывается примерно 5,5 млн долларов. Эта цена сопоставима со стоимостью дорог в США и Европе. Но примерно в два раза превышает стоимость строительства дорог в странах БРИК – Китае, Бразилии, Индии. Сама по себе цифра в 2 тысячи километров дорог в год – более чем скромная. Такими темпами мы догоним Китай по протяженности дорог через 500 лет. А Бразилию – через 200 лет. Про Америку – промолчим.
При этом о качестве дорог не сказал только ленивый. Затраты на ремонт и содержание сопоставимы с затратами на строительство. Дороги разваливаются буквально на следующий год после того, как введены в эксплуатацию. Технология повсеместно нарушается. Кроме того, современные способы строительства, основанные на укладке асфальта на бетонное покрытие, вообще не применяются. А ведь одно только это нововведение могло бы продлить срок эксплуатации без капремонта до 30 лет.
За годы правления Путина ввод дорог сократился по сравнению с 90-ми в три раза – с 6 до 2 тысяч километров. При этом цена выросла в долларовом выражении в шесть раз! Результат плачевной деятельности нацлидера в дорожной сфере смотрите в новом видеоролике моего соратника Леонида Мартынюка.
Бедственное положение в дорожном строительстве целиком и полностью связано с тотальным воровством и коррупцией. Обычно диктаторы, демонстрируя свою эффективность, в строительстве дорог преуспевают. Вот, например, в лукашенковской Белоруссии замечательные дороги, Гитлер строил прекрасные автобаны. А китайцы демонстрируют в этой сфере чудеса.
С Путиным другая история. Дорожное строительство – одна из самых теневых сфер, где перераспределяются в пользу клептократии сотни миллиардов рублей ежегодно. Это приговор и диагноз.
Что было сделано в Нижнем в 90-е, чтобы радикально сократить масштабы откатов и распилов в дорожном строительстве. Всего четыре вещи:
1. Конкурсы и тендеры были открыты для журналистов, включая телевидение и массовые газеты. Боюсь, что эта мера, даже внедренная сейчас результата не даст, ибо наиболее влиятельные СМИ работают в режиме тотальной цензуры.
2. К конкурсу с правом совещательного голоса были допущены конкуренты – участники тендера. Они могли критиковать предложения соперников, тем самым, снижая риски заведомо нечестного решения.
3. Была установлена норма, по которой строительные компании, выигравшие конкурс получали премии из бюджета в течение нескольких лет после ввода в эксплуатацию дороги, если дорогу не надо было ремонтировать. Даже 5% от сметной стоимости в виде премии резко повышали качество строительных работ. Это существенно экономило бюджетные средства, потому что не надо было тратиться на ремонт.
4. Конкурсы были открытыми. К ним допускались российские и зарубежные компании без ограничений. Главное – опыт, качество и профессионализм.
Можно ли в нынешних условиях внедрить эти правила? Очень сомневаюсь. Как же тогда Ротенберг будет выигрывать концессии на дорогу «Дон» и строительство трассы через Химкинский лес. А как Ковальчук станет победителем в строительстве дороги Москва-Минск? Нет никаких гарантий.
Более 30 тысяч человек гибнут на дорогах, народ бьет машины, страна стоит в пробках – все это плата за удовольствие терпеть нынешних вождей.
Блог на сайте "Эхо Москвы"
|
</> |