Как я снимал сериал. Часть Пятая
sapojnik — 22.09.2018 НОВОЕ!!!!Заречная «фабрика грез»
Таким образом, после перебора всех возможных вариантов остался один – снимать самому. «Хочешь что-то сделать хорошо – делай сам», как говорит наш мудрый народ. Правда, в наших постсоветских реалиях слово «хорошо» из пословицы можно смело опустить: «Хочешь что-то сделать – делай сам», так оно вернее.
Что ж, сам так сам. Задача сформулировалась весьма четко: надо было снять стандартную «серию» будущего «детективного сериала» примерно на 30-40 минут экранного времени, уложив все производство примерно в неделю и за минимальные деньги. Кто-то, может, спросит – а к чему была такая спешка? На «больших студиях» фильмы, вон, по полгода снимают! Почему б и мне было не залудить «нетленку» не торопясь, месяца на два, но сделать настоящий художественный продукт?
Поясню еще раз, для тех, кто не понял: я не творец – я пиарщик. Меня интересовал конвейер, а не произведение искусства. Следовательно, даже если бы удалось снять «большое кино» «как в Москве» - это бы задачи не решало: ну потратили бы мы 3 месяца, сняли, один раз показали – а дальше что? Люди бы посмотрели – и снова бы махнули рукой на канал.
А вот сериал, выпускаемый по принципу «1 серия в неделю» - другое дело. Так можно было бы держать местную публику в напряжении, заставлять ее следить за производством, гадать, какую новую историю расскажут и какие еще местные диковинки, магазинчики и кафешки будут задействованы при этом – в общем, интерес был бы гарантирован. Собственно, если бы выяснилось, что за неделю выполнить полный цикл – то есть снять и смонтировать серию – было бы невозможно, то не стоило бы и начинать. Так что съемка первой («нулевой») серии была еще и тестовой – проверялась сама техническая возможность производить не просто «кино», а сериал, фабричным способом, на конвейере, местными силами и средствами.
Попросту говоря, я собирался запустить в моем тихом маленьком городке уменьшенную копию «фабрики грез». И, кстати, отсюда тоже вытекало требование делать серии как можно быстрее – это ведь напрямую влияет на себестоимость производства: чем больше съёмочных дней – тем выше затраты!
Смета
Прежде всего, конечно, надо было прикинуть, сколько все это может стоить. И для начала хотя бы понять, что у меня есть из необходимого. На первый взгляд, не было ничего – ни света, ни камер, ни аппаратуры, ни съемочных павильонов, ни актерского состава – вообще ничего, кроме сценария. Но это только так казалось.
Во-первых, у меня было покровительство мэра – а это для маленького закрытого городка было уже очень много, 90% успеха. Во-вторых – я все-таки действовал от имени местной ТРК (телерадиокомпании), а значит, хотя бы на ее камеры мог рассчитывать (в свободное от съемки местных новостей время).
Есть камеры, есть мэр – что еще нужно?! Конечно, еще желательно было бы иметь какие-то деньги. Официально провести финансирование через городской бюджет было делом практически невозможным – деятельность непрофильная; нужны были спонсоры. Спонсором выступил сам мэр, причем дал, как я подозреваю, чуть ли не из собственной зарплаты. «Ну, сколько тебе нужно для начала?» - спросил он меня. «Да тысяч 30-35», - ответил я легкомысленно. «Хорошо, я дам 40», - сказал он.
К этим 40 я потом добавил всего лишь тысячи две своих. Так за 42 тысячи рублей и была снята первая серия.
Режиссер
Впрочем, мое безумие все же имело какие-то пределы. Трезво прикинув силы, я понял, что руководить одновременно всем обеспечением процесса съемок и при этом заодно расставлять мизансцены и следить за актерской игрой я не смогу при всем желании. Нужен режиссер – человек, который хотя бы отдаленно имеет представление о том, как это делается.
Как ни странно, такой человек у меня имелся. Это был некий Валера – странный человек с лицом, представляющим собой почти одну сплошную бороду, похожий на сказочного гнома. Мы с ним сталкивались как пиарщики на нескольких выборных кампаниях, в которых он отвечал за «личностный тренинг кандидатов» и их обучение выступлениям перед избирателями. Но я-то помнил, как кто-то говорил, что Валера лишь по случайности подался в политтехнологи, а так-то он закончил – когда-то, в незапамятные времена, ГИТИС! Причем – режиссерское отделение!
Я нашел телефон Валеры, он сидел в Москве и, как бывает со всеми политпиарщиками в межвыборные периоды, страдал от безденежья. Он попытался «по-московски» раскинуть пальцы веером, но я-то знал коллегу как облупленного, в итоге мы договорились практически «за еду»: проезд (в плацкарте!) в городок и обратно, проживание в мэрском «гостевом домике» на живописном берегу маленького местного озерца, в экологически чистом районе Поволжья.
С Валерой удалось убить не одного, а сразу многих зайцев: он не только занялся режиссурой, но и сыграл в фильме непосредственную жертву покушения – сначала до, в виде бородатого старичка, а потом после, в виде трупа в майке и трусах на одинокой холостяцкой квартире. Вышел просто хичкоковский персонаж! Более того, потом он же (и за те же деньги) подобрал к серии все музыкальное сопровождение и выступил закадровым голосом – роскошь, о которой я и мечтать не мог.
Свет
Зловещий хохот Сан Саныча – «в вашем фильме не будет ничего ни видно, ни слышно!» - сопровождал меня все первые дни после начала съемок. Тем более, что снимали «насухую», ибо операторы спешили быстрее снять и тут же по завершении убегали вместе с камерами по своим обычным редакционным заданиям, мы даже не могли просмотреть уже отснятые сцены! То есть реально после первых дней, когда была отснята большая часть, я еще не знал, получилось ли у нас хоть что-нибудь.
Больше всего смущало отсутствие «света». Это был типичный страх дилетанта: я ведь помнил, что во всех когда-либо виденных мною репортажах со съёмочных площадок всегда (!) фигурировали какие-то огромные прожекторы, осветительные мачты, лампы в 1000 вт и еще бог знает что – всё, чего у нас и в помине не было.
С другой стороны (говорил я себе) – снимают же эти же операторы этими же камерами всякие новостные стендапы, причем равно на улице и в помещении? Снимают. И в «Новостях» все вполне нормально видно! Почему ж у нас будет не видно?!
В итоге я положился полностью на русский «авось», и… Ну, о качестве «картинки» вы можете судить сами по пилотной серии.
Звук
Такие же неразрешимые проблемы нам все сулили и со звуком. Тут тоже сказывалась наша полная нищета и неподготовленность – в мире все съёмочные группы используют или последующую озвучку, или направленные микрофоны, или такие специальные длинные палки с микрофонами, которые держат над актерами. У нас не было ни направленных микрофонов, ни палок, а устраивать последующую «озвучку» нам не позволял сам по себе производственный процесс. Но и из этой ситуации мы нашли простой выход – точнее, его подсказали нам те же операторы-«новостники»: просто всем героям мы цепляли на одежду обычные микрофоны-«петлички». Да, это был компромисс, театральная условность (откуда на местном сыщике и его собеседнике «петлички»?), однако я рассчитывал на снисходительность да и просто невнимательность наших зрителей.
Расчет оправдался: на наличие «петличек» нам никто не пенял, зато проблем с пониманием речи персонажей у зрителей точно не было.
Актерский состав
Насколько сложно (и безуспешно) прошли у меня переговоры с главным режиссером местного театра – настолько же просто и удачно мне удалось договорить с тамошними актерами. Исполнители и на роль «сыщика», и на роль его шумного напарника согласились играть практически сразу, при условии оплаты 1000/съёмочный день. Смешная ставка для Москвы, но, как я уже говорил, в театре в то время «хорошей» считалась зарплата 10 тыс./мес.! Только тамошней «приме», сыгравшей роль соседки, я заплатил 2 тыс. за один эпизод – и не пожалел об этом ни разу. «Соседка» просто потрясла меня тем, как она буквально «с листа», едва прочитав сценарий, включилась в роль и насколько органично она сыграла! Меня всегда поражает, какие же немеряные таланты разбросаны у нас по градам и весям. Поистине, в этом плане Россия – сказочная страна… Впрочем, я отвлекся.
Почувствуй себя Вайнштейном
Но не все роли играли профессиональные актеры и актрисы. Собственно, я с самого начала рассчитывал, что к участию в сериале надо будет привлекать и местную самодеятельность и вообще желающих горожан – это бы только способствовало тому, чтобы сериал стал по-настоящему «народным». Не нужна нам «нетленка» - нам бы городок как-то растормошить, интерес поднять!
Поэтому роль официантки в кафе сыграла никакая не официантка, а молодая секретарша пиар-отдела администрации, по имени… Татьяна Ларина. И это был не псевдоним, ее в самом деле так звали! Сыграла, хотя до этого не имела никакого опыта участия даже в театральных постановках. Ну а почему нет? Конечно, она малость переигрывала, но, на мой взгляд, не это было главное… В целом с ролью она вполне справилась.
Был и забавный эпизод, когда я почувствовал вдруг (наконец-то!) и сладкие стороны работы кинопродюсером, пусть даже в такой «игрушечной» и мимолетной форме. Словом, я попросил всех, кого знал в городе, распускать слух о том, что «снимается сериал», что «в нашем городе будет собственное кино» - это мне казалось полезным для общего успеха, чем больше, как сказали бы сегодня, хайпа – тем лучше.
И вот, буквально за день до начала съемок сижу я в этом пиар-отделе, просматриваю какие-то отчеты – вдруг стук в дверь, и в отдел заходит смутно знакомая мне внешне девушка – высокая, стройная (ну, вы знаете, какие у нас в Поволжье красотки). Вспоминаю, что она вроде работает где-то на втором этаже, в экономическом отделе.
- Вы вроде бы кино какое-то, я слышала, у нас собираетесь снимать? – говорит она.
«О! Заработало!» - думаю я, очень довольный. «Слухи пошли!!»
- Да, - отвечаю.
- А мне сказали, - продолжает она, смущаясь, но и с некой решимостью, - что вы и актеров ищете?
«Ого!» - думаю. – А в народе-то интерес!»
- Ну да, - говорю.
- А мне можно будет… попробовать? Я бы хотела! – говорит «экономистка».
- Конечно! – говорю я. – Приходите! Точнее – оставьте свои данные, если будет подходящая роль, я вас приглашу… У вас опыт сценический есть? В театральной студии занимались?
- Нет, - мнется девушка. – В студии я не занималась – но я чувствую, что могу! У меня есть способности!!
- Ну, хорошо, - говорю я. – Оставьте свои координаты или запишитесь у Татьяны Лариной, мы вам позвоним…
И в общем, думаю, что на этом аудиенция окончена. Однако девушка не уходит. Явно хочет что-то еще узнать… И решается:
Только у меня одно условие! – говорит она внезапно.
- Какое?!
- Я сниматься хочу, но совсем голой сниматься не буду!!
Я, честно говоря, опешил. Такого условия я точно нигде не ставил! Более того – я точно нигде не говорил, что вообще собираюсь снимать какую-то эротику! Речь всегда шла только о детективе, не больше. Откуда она это взяла?? Что за фантазии?
Я посмотрел на девушку с новым интересом. Да, красивая, высокая грудь, свежа…
- Нет, вот только не в обнаженке! – продолжает она горячо. – У меня есть молодой человек… и… вообще…
Ситуация стала меня забавлять – я даже пожалел, что в первой серии у нас вообще нет ничего «этакого» (да и откуда б ему взяться у старушки Агаты Кристи)? И, постаравшись смотреть на будущую звезду сериала по возможности более хищно, сказал раздумчиво:
- Хм… Как же это? То есть СОВСЕМ отказываетесь?! Ну хорошо – но хотя бы на сцены топлесс вы согласны?
Бедная девушка (на вид ей было лет 25-27) зарделась как маков цвет, сказала «Хорошо! Я подумаю!» - и буквально выбежала из кабинета.
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.
|
</> |