Как я реставрирую иконы.
grigoriyz — 31.07.2025
Икона - это для верующего человека окно к Господу, для
агностика что-то типа народного промысла (ну там Палех, Гжель и
прочее), а для атеиста - жуткая мерзость в виде мазни. В общем
разные слои общества воспринимают жизнь совсем по разному.
Иконопись - особый род живописи: не каждый художник
может создать или даже восстановить икону. Это как обычный
руководитель хора не сможет сразу же стать регентом церковного
хора, хотя ему будет много легче это сделать, чем человеку с улицы.
В общем есть своя особенность.
Если программирование (прикладная математика) не
наука , а искусство, то реставрация икон - это искусство, наука и
духовная работа в одном флаконе.
Бог дал мне когда-то радость общения с известнейшим
реставратором, иконописцем и художником советских времён
(реставратором высшей категории) Ириной Васильевной Ватагиной.
Чудеснейшим она была человеком, одним из лучших из всех кого я
встречал в своей жизни. Общались мы с ней ,конечно же, на
совершенно другие темы: я был ещё ребёнком. Но впечатление от
неё на всю жизнь осталось. Уже относительно недавно я смотрел на
когда-то записанные интервью с её участием и узнал много
интересного. Особо запомнилось как она говорила, что при
реставрации иконы, в отличие от реставрации картин, задача не
восстановить сохранившееся, а воссоздать целиком изначальный
замысел: то есть дописать недостающую часть иконы.

К частичной реставрации иконы меня подтолкнул один занятный
случай. Жена заказала хороший офисный стол в мою рабочую
комнату. Но он пришёл с небольшим браком: какой-то там уголок
оказался отбитым. Позвали мы специалистов, а они сказали: тут
ничего не сделаешь. Дело в том, что стол не деревянный, а какой-то
чуть не бумажный - очень хитро спрессованный. Начнёшь что-то
трогать и всё развалится. Тогда я посидел, подумал, нашёл
коричневый фломастер и ловко закрасил бракованное место так, что
теперь и сам его сроду не найду. То есть нашёл простое, но
эффективное решение.
После этого я понял, что реставрировать рисунок иконы я
сроду не смогу. Иначе получится такое уродство как на картинке
внизу:
Однако все дефекты "полей" икон, созданных вокруг основного
рисунка и попорченных, вполне можно восстановить без ущерба самому
произведению. Ну на крайний случай этот фон загубишь, но
рисунок-то останется, так что стоит рискнуть. Вот
посмотрите на результат 3-х икон, над которыми я успел
поработать:
Кстати: не вздумайте реставрировать иконы какими попало
красками. Акварель и даже масло здесь совершенно не катят.
Лучше всего работать темперой, в крайнем случае акрилом. Темпера
вообще является основной краской, которой пишутся все образа. Это
как бы краска на яйце.
Существуют несколько основных видов разрушений икон:
растрескивание самой доски и/или левкаса (грунтовка на доску перед
написанием изображения, налагаемая для лучшего сцепление с
краской), потемнение лака и загрязнение поверхности, осыпание
красочного слоя, плесень, грибок и насекомые.
Для наибольшей сохранности иконы, необходимо выбрать для неё
правильное место в доме: с минимальным колебанием температур и
влажности. Считается, что температура должна быть 16-20
градусов С, а влажность воздуха 45-55%. Нельзя ставить иконы вблизи
источников отопления/охлаждения и открытых окон (сквозняки губят
верхний слой икон). Так же следует сохранять икону от прямого
воздействия солнечных лучей: выцветают краски. Предпочтительно
хранить икону в закрытом застеклённом ящике - киоте.
Рекомендуется периодически протирать иконы сухой салфеткой и
микрофибры (синтетическая ткань из ультратонких волокон) или
мягкой беличьей кистью. Не допускаются никакие стандартные моющие
средства.
При реставрации нельзя вносить никаких изменений в композиции
(например недопустима замена образа Николая Чудотворца на Деву
Марию с младенцем), необходимо использовать легко удаляемые
(обратимые) материалы, сохранять тон всех красок, документировать
все этапы реставрации.