Как я реставрирую иконы.

топ 100 блогов grigoriyz31.07.2025
 Икона - это для верующего человека окно к Господу, для агностика что-то типа народного промысла (ну там Палех, Гжель и прочее), а для атеиста - жуткая мерзость в виде мазни. В общем разные слои общества воспринимают жизнь совсем по разному.
         

Иконопись -  особый род живописи: не каждый художник может создать или даже восстановить икону.  Это как обычный руководитель хора не сможет сразу же стать регентом церковного хора, хотя ему будет много легче это сделать, чем человеку с улицы. В общем есть своя особенность.
           
Если программирование (прикладная математика)  не наука , а искусство, то реставрация икон - это искусство, наука и духовная работа в одном флаконе.
                     
Бог дал мне когда-то радость общения с известнейшим реставратором, иконописцем и художником советских времён  (реставратором высшей категории) Ириной Васильевной Ватагиной. Чудеснейшим она была человеком, одним из лучших из всех кого я встречал в своей жизни. Общались мы с ней ,конечно же, на совершенно другие темы:  я был ещё ребёнком. Но впечатление от неё на всю жизнь осталось. Уже относительно недавно я смотрел на когда-то записанные интервью с её участием и узнал много интересного.  Особо запомнилось как она говорила, что при реставрации иконы, в отличие от реставрации картин, задача не восстановить сохранившееся, а воссоздать целиком изначальный замысел: то есть дописать недостающую часть иконы.
                                             
Как я реставрирую иконы. TiotiaIrina.jpg
                                         
К частичной реставрации иконы меня подтолкнул один занятный случай.  Жена заказала хороший офисный стол в мою рабочую комнату. Но он пришёл с небольшим браком:  какой-то там уголок оказался отбитым. Позвали мы специалистов, а они сказали: тут ничего не сделаешь. Дело в том, что стол не деревянный, а какой-то чуть не бумажный - очень хитро спрессованный. Начнёшь что-то трогать и всё развалится. Тогда я посидел, подумал, нашёл коричневый фломастер и ловко закрасил бракованное место так, что теперь и сам его сроду не найду. То есть нашёл простое, но эффективное решение.
                         
После этого я понял, что реставрировать рисунок иконы я сроду не смогу. Иначе получится такое уродство как на картинке внизу:
             
Как я реставрирую иконы. i0.jpg
                                 
Однако все дефекты "полей" икон, созданных вокруг основного рисунка и попорченных, вполне можно восстановить без ущерба самому произведению. Ну на крайний случай этот фон загубишь, но рисунок-то останется, так что стоит рискнуть.  Вот посмотрите на результат 3-х икон, над которыми я успел поработать:
                           
Как я реставрирую иконы. I1.jpg
                             
Как я реставрирую иконы. I2.jpg
                             
Как я реставрирую иконы. i3.jpg
                         
Кстати: не вздумайте реставрировать иконы какими попало красками. Акварель и даже масло здесь совершенно не катят.  Лучше всего работать темперой, в крайнем случае акрилом. Темпера вообще является основной краской, которой пишутся все образа. Это как бы краска на яйце.
                         
Существуют несколько основных видов разрушений икон:  растрескивание самой доски и/или левкаса (грунтовка на доску перед написанием изображения, налагаемая для лучшего сцепление с краской), потемнение лака и загрязнение поверхности, осыпание красочного слоя, плесень, грибок и насекомые.
                   
Для наибольшей сохранности иконы, необходимо выбрать для неё правильное место в доме: с минимальным колебанием температур и влажности.  Считается, что температура должна быть 16-20 градусов С, а влажность воздуха 45-55%. Нельзя ставить иконы вблизи источников отопления/охлаждения и открытых окон (сквозняки губят верхний слой икон). Так же следует сохранять икону от прямого воздействия солнечных лучей: выцветают краски. Предпочтительно хранить икону в закрытом застеклённом ящике - киоте.
                           
Как я реставрирую иконы. Kiot.jpg
                     
Рекомендуется периодически протирать иконы сухой салфеткой и микрофибры  (синтетическая ткань из ультратонких волокон) или мягкой беличьей кистью. Не допускаются никакие стандартные моющие средства.
                       
При реставрации нельзя вносить никаких изменений в композиции (например недопустима замена образа Николая Чудотворца на Деву Марию с младенцем), необходимо использовать легко удаляемые (обратимые) материалы, сохранять тон всех красок, документировать все этапы реставрации.
     

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В азиатских и латиноамериканских странах широко распространены отели, которые специализируются на том, что сдают парам номера на час. Никаких вопросов, никаких обязательств, только взаимное удовольствие и быстрое прощание. Услуга очень востребована – в одной только Японии сегодня работает ...
- Чубайс заявил о необходимости реформирования Налогового кодекса и кредитного регулирования», — передает газета «Ведомости» со ссылкой на предложение Чубайса. Он подчеркнул, что в основу реформ должно лечь разделение предприятий на экологичные и неэкологичные. Отмечается, что ...
Представьте себе газету в Москве в 1940 году. Статья - Риббентроп нам не друг, он с Молотовым обнимался, в дружбе уверял, а у нас режим мерзкий, сталинщина, ГУЛАГ, расстрелы и пытки в НКВД. Разве может быть Гитлер другом русского народа? Следующая статья - кто ждет освобождение от ...
модная гравюра 19 века Официально мораль Россий империи была весьма консервативна. Когда речь шла о добрачных связях, церковь имела однозначную позицию: это неприемлемо и для ...
         Как быстро летит время, правда??? Ну мне - то внимание взрослых дядей как раз лестно, мне повыдержаннее нравится, посеребристее в висках. Помнится мне, еду в автобусе к первому уроку, часто еду, регулярно, почти каждый день)))) И ...