Как я работала "тётенькой с гербом" в Запорожском ЗАГСе.


Работаю паромщицей. Год 1989. Запорожский дворец бракосочетаний.
В серии рассказов, посвященный дню рождения дочери я упомянула нашу запорожскую квартиру - 33 квадратных метра, трёхкомнатную(!!!). Сначала это была двухкомнатная хрущовка - два "купейных" вагончика и балкон.
В соседней квартире жил Виктор Карлович. Удивительной красоты старик. Жена его умерла, жил он один в трёхкомнатной квартире. "Давайте я спрошу, не хочет ли он поменяться с доплатой?" - спросила я свою семью. "Да что-ты, что-ты!" - ответили мне. "Он ни за что не согласится!"
Вот всегда меня окружают люди, которые всеми силами отговаривают меня от инициативных поступков! Я знаю, что они - мои ангелы-хранители. Миссия моя на этой планете сделать по максимуму при минимальном количестве ресурсов. Да, такой план! Я вычислила Информационное поле. Дворцы, деньги и яхты очень отвлекают от музыкальной революции.
Но братцы ангелы... Борзеть не надо! Трёхкомнатная квартира в 33 кв метра - это же не Букингемский дворец!
"А я его спрошу. Это же бесплатно!"
И я спросила.
Прошло две недели. Виктор Карлович откликнулся и согласился. Доплата составляла около 2000 тысяч долларов. А я зарабатывала в школе 20 долларов в месяц (в советских рублях, конечно!). "Оплата вперёд?" "Разумеется!"
И тогда я нашла себе подработку. ЗАГС.
Если вы не знали, то музыкальная школа в советское время была достаточно престижным местом для работы. Там было много бонусов, но главным был тот, что летом нам давали 48 дней оплаченного летнего отпуска. Что хош делай! Хоть книжку пиши.
Но тогда я выглядела как умудренная опытом старая тётка
Как оказалось, это место очень здорово обновило мою систему!
Первое, что мне предоставили - синтезатор. Мне, взрощенной на акустических фортепианах, блестящей выпускнице консерваторий, подсунули нечто куцее и пластмассовое и сказали: "Вот на этом ты будешь ублажать уши брачующихся и посетителей!"
Мне дали на поготовку 20 минут. Первые 10 ушли на поиски кнопки "Пуск". Остальные минуты я изучала кнопки на пульте. Первые клиенты, решившие связать узы, наслаждались музыкой Баха и Бетховена. Мендельсон тоже звучал неплохо в конце. Единственной проблемой администрации было: они перестали укладываться в регламент. Прервать потоки музыкального сознания Баха, например, не могли еще во времена Баха. Какие ко мне могут быть претензии?
Как правило, весной и летом количество брачующихся возрастает в разы. Поэтому однажды администрация с мольбой в голосе попросила меня работать то "органисткой", то "тётенькой с гербом". Пообещали добавку к ставке.
С того дня, когда я надела на себя длинное кримпленовое платье и ценную государственную цепь, в учреждении по записи актов гражданского состояния завёлся "садюга". Когда я вела церемонию, плакали все. Запомнив каркас, требуемый для последовательного ведения ритуалов, и слегка попрактиковавшись в первые дни освоения новой профессии, я выдавала каждой паре отдельную речугу. Эта речуга конкретно и спонтанно была адресована каждой группе людей.
Я понимала, что в жизни этих молодых людей это едва ли не самый важный день в жизни. По поведению, костюмам, расстановке новых и новых групп или просто пар без никого я сканировала то, что надо сказать именно этим людям. Хотелось, чтобы они не просто расписались и ушли, но вынесли какой-то новый код, новую маленькую программулечку, способную помочь им в семейной жизни и бытовых трудностях.
Бывало и такое, что я рыдала в подсобке, когда приходили пары без родителей, без свидетелей. Когда на невесте было не свадебное платьице, а на женихе костюм явно с чужого плеча. Моя советская тушь текла, разъедала глаза, я была вся мокрая в кримплене и без кондиционера. Под конец рабочего дня каблуки убивали меня. Но эта работа нравилась мне больше, чем играть на органите.
Вначале мне поручали делать и одно, и другое. Приходилось из "тётеньки с гербом" переодеваться в "органистку". Но потом слава обо мне, как о садюге, у которой плачут синьоры, их жёны и служанки, cобаки на лежанках и дети на руках (c) разлетелась по городу. Кримпленовый костюм сел на мне, как вторая кожа.
В день приходило до 25 пар.
Всем парам без исключения я обязательно говорила самое главное пожелание: "Пусть у вас будет свой дом и свой очаг". Получив свой, я благодарила за него Небо и очень просила каждой паре дать хотя бы то же самое, а то и еще лучше!
Особенно забавно было давать такое пожелание паре, в которой жених был из Буркина Фасо. Он счастливо улыбался, но хренушки понимал по-русски. Поэтому его невеста водила по залу, как слона. Он был похож на большого чёрного слона. А она была маленькая, худенькая, вертлявая и похожая на лодочку, которая вела огромный пассажирский лайнер к пункту назначения.
Я смотрела на них и думала: "Интересно, а какие дома и очаги в Буркина Фасо?"
Постепенно отпускные, загсовские, а также за частников собрали сумму для Виктора Карловича. "Огроменные деньги" заработал и Игорь, которого взял на подработку мой отец. Мы переехали в трёхкомнатную квартиру вскоре после этого лета. Нашему счастью не было конца!
И после этого посыпались бонусы.
Во-первых, я поняла, что органит (или современный синтезатор) - толковый инструмент для обучения детей начальным навыкам владения чтению нот с листа.
А во-вторых у меня и моих близких всегда был дом и очаг. Мне не пришлось спать под чужим забором. Однажды под своим было. Под чужим никогда!
Потом Виктор Карлович умер. В его квартиру переехала моя любимая соседка Ирка.
А потом, после Майдана, она сказала мне в запале политического спора, что я... обманным путём "увела" у её дедушки квартиру. Она это сказала за то, что я не разделила её радости по поводу Майдана.

2003 год. Встреча с Иркой через 10 лет.
Ирка, ну какая же ты дура! Дай Бог тебе и всем твоим близким мира, здоровья и долгих лет жизни. Надеюсь, что ты и все твои живы.