Как я не стал фотографом произведений искусства.

топ 100 блогов strravaganza23.10.2015 Был у меня много лет назад один знакомый, хороший человек и талантливый скульптор. Звали его Коля, и в те годы он был уже достаточно известен, я слышал что его работы продаются минимум по тысяче долларов. Для сравнения, фотоаппарат, которым я тогда работал, стоил сто двадцать долларов. И вот однажды он мне звонит, и спрашивает, не смогу ли я пофотографировать его скульптуры, у него как раз персоналка в Выставочном зале, и там сейчас собраны все его самые значимые работы, короче оказия - лучше не придумаешь.


Я, польщённый доверием такого талантливого и коммерчески успешного человека, ответил восторженным согласием. Коля спросил, сколько это будет стоить. Я тогда был фотографом начинающим, и ответил, что так как скульптуру я никогда раньше не снимал, то не уверен в результате, и предложил первую съёмку сделать по себестоимости фотоматериалов, то есть по цене одной плёнки и печати фотографий. А вот если его всё устроит, то в следующий раз можно будет уже поговорить о вознаграждении. (Да, вот таким я тогда был глупым и наивным..) Он не стал возражать, и мы договорились.

В назначенный день я прибыл на съёмку нагруженный как верблюд, при мне были фотоаппарат, штатив, два зонта, три стойки под свет, три галогеновые лампы по тысяче ватт, и целая бухта проводов и тройников, чтобы всё это подключить. Коля встретил меня радушно, как дорогого друга, и мы приступили к съёмке. Я опутал всё помещение проводами, и через пять минут плохо отапливаемый выставочный зал стал от моих ламп жарким. Николай был сильно удивлён количеством светильников, но я предложил ему заглянуть в видоискатель, и по очереди выключил и включил все три лампы. Больше всего его поразило то, как на плоскости добавляет объёма фигурам контровой свет. Я довольно улыбался, мне понравилось то, что я смог его впечатлить.

Работал я не меньше двух часов, хоть объектов было и не очень много, но двигать их с места на место было затруднительно, так что массу времени занимало переподлючение светильников в разные розетки. Плюс я снимал на обычную плёнку для дневного света, и чтобы получить правильный цвет, приходилось использовать конверсионный светофильтр. Так что весь процесс выглядел так: расставляешь лампы, подключаешь их к розеткам, ставишь свет, кадрируешь, и наводишь резкость. После этого, стараясь не сбить фокусировку, аккуратно накручиваешь светофильтр, замеряешь экспозицию, и спускаешь затвор. Причём забыть про фильтр было никак нельзя, потому что вывести нормальный цвет с дневной плёнки, экспонированной при свете ламп накаливания, было бы весьма проблематично.

Вы спросите, зачем было откручивать фильтр, почему не держать его постоянно надетым на объектив? А вы когда-нибудь пробовали что-нибудь увидеть в видоискателе фотоаппарата Hanimex 35 SL с накрученным тёмно-синим фильтром 80В? Так вот, если не пробовали, я вам скажу - это то же самое, что заглянуть в задницу африканского слона - темно, странно пахнет, и ничегошеньки не видно. Так что суеты с этой съёмкой было очень много, ещё и фильтр каждый раз приходилось класть в коробочку, вынимать из коробочки, убирать коробочку, вынимать коробочку, короче - сплошной геморрой! Коля, наблюдая всю эту эквилибристику, переживал и волновался.

По окончании съёмки он долго тряс мою руку, и горячо благодарил. Видно было, что он впечатлён до крайности. На следующий день я проявил плёнку, и напечатал фотографии. Без ложной скромности скажу, что снимки получились отличные, передача объема и фактуры были на редкость хороши, до сих пор дома пара штук валяется, каждый раз как я на них натыкаюсь, горжусь собой невероятно.
Через день мы встретились с Колей, и я отдал ему плёнку и отпечатки. Качество фотографий произвело на него неизгладимое впечатление. Еще несколько раз меня поблагодарив, он спросил, сколько он должен за плёнку и печать. Точную цифру я сейчас я уже не помню, но выходило немножко меньше двухсот рублей. Коля расплатился, ещё несколько раз пожал мне руку, и мы расстались бесконечно довольные друг другом, он получил превосходные фотографии, а я, (как мне тогда казалось), заполучил на будущее преданного и платежеспособного заказчика.

Прошло несколько недель, и тёплым весенним вечером Коля позвонил мне с новой просьбой. Теперь ему и ещё одному скульптору, его товарищу, нужно было отснять их новые работы, чтобы отправить фотографии в какую-то галерею в США. На этот раз съёмка планировалась в скульптурном цехе, у чёрта на куличках. Я уточнил объём работы, оказалось что можно уложиться в одну плёнку. Коля пояснил, что платят они пополам, и тут уж я, после нашей прошлой работы гораздо более уверенный в себе, немного подумав, сказал, что моя работа вместе со стоимостью плёнки, проявки, и печати всех фотографий, плюс такси туда-обратно будет стоить тысячу рублей.

И вот в тот самый момент, когда я произнёс фразу "тысяча рублей", я не услышал, а скорее почувствовал, как у абонента на другом конце провода перехватило горло. Такой звенящей тишины я больше не слышал никогда в жизни. Я даже испугался, всё ли с ним там нормально, и позвал его - "Коля?" - но ответом была тишина. Спустя несколько секунд он сдавленным голосом произнёс - "Я тебе перезвоню!" - и мгновенно повесил трубку. Я тоже отключился, и на минуту даже задумался - а не погорячился ли я с ценой? (Да, вот такой я тогда был скромный!) Немного подумав, я пришёл к выводу, что гонорар размером в стоимость трёх плёнок с печатью, никак не мог показаться известному художнику слишком высоким. И тем не менее, последующие несколько дней я просто терялся в догадках - почему он не перезванивает?  Я не знал что и думать, и ничем не мог объяснить его поведение. Ну не мог же человек, продающий свои работы по тысяче баксов, пожалеть заплатить мне за работу (за вычетом расходов) шестьсот рублей? Тем более, что платили они на двоих, так что Колина доля составляла всего триста. Смешные же деньги! Но тем не менее, Коля мне так и не перезвонил...

И остался бы я до самой своей смерти в недоумении и растерянности, если бы судьбе не было угодно поставить в этом деле очень смешную и очень жирную точку.

В тот день я как обычно заглянул в свою любимую фотолабораторию, чтобы проявить плёнку, и едва переступив порог, увидел знакомую сутулую фигуру - скульптор Коля сидел за столиком, и разглядывал разложенные на столе фотографии. Одного взгляда мне хватило, чтобы понять сразу всё - на фотографиях были его последние работы, сфотографированные обычной мыльницей на каком-то пустыре. Коля был погружён в себя, и опустив голову, грустно перекладывал фотографии с места на место, тасовал их как карты, медленно водя по ним своим взглядом, и нос его свисал грустной сливой. Он выглядел печальным.

Стало ясно, что он не перезвонил мне только потому, что его задушила банальная жадность. Я немедленно понял, что Коля как клиент был потерян для меня навсегда, и нет никакого резона сохранять с ним хорошие отношения. Зато можно было неплохо развлечься!

Так что я подошёл к его столику, и стал очень близко, заглядывая ему через плечо. При ближайшем рассмотрении фотографии оказались ещё хуже, чем они показались мне издалека. Как всегда при съёмке дешёвой плёночной мыльницей, резкость была на фоне, а передний план был совершенно не в фокусе. То есть на переднем плане находились размытые скульптуры, а на заднем плане - очень чёткие грязь, мусор, и прошлогодний бурьян.

Но Коля меня не видел, он продолжал разглядывать свои снимки, и даже в его понурых плечах видна была неизбывная печаль, потому что снимки и правда были нереальным говном. Я придвинулся ещё ближе, почти вплотную, и даже наклонился, нависая над ним. И тут наконец он заметил, что рядом кто-то стоит. Сначала он повернул голову вбок, посмотрел на мой живот, а потом поднял глаза, и посмотрел на моё лицо.

Словами не передать, какое я испытал удовольствие, когда узнав меня, он вздрогнул, и рефлекторно попытался спрятать фотографии!

Правда он тут же понял, что я смотрю на них уже довольно долго, и смущенно замер. Не подавая ему руки, и продолжая смотреть на фотографии, я деревянным голосом произнёс: - "Привет! А что это ты тут делаешь?" - в ответ Коля начал мямлить что-то вроде - "Да я вот тут... сам... попытался... это..." - и шарил по столу руками, пытаясь хоть немного прикрыть фотографии от моего взгляда.

Я молчал. Повисла томительная пауза. Я, не глядя на него, продолжал рассматривать его снимки. Коля смущённо покашлял. Наконец, всё так же глядя на фотографии, я произнёс - "А-а-а-а! Понятно" - и отошёл.

Больше он мне никогда не звонил, а встретив меня на какой-нибудь выставке, где, понятное дело, встречается весьма тесная тусовка, и все всех знают, Коля делал вид, что он со мною не знаком. Я не возражал. Мне хватило и воспоминания о том, как он пытался спрятать от меня свои фотографии, до сих пор как вспомню, так смех разбирает и хочется блевать. Нет, вот вы что ни говорите, а можно иметь деньги в кармане, и вместе с тем оставаться совершенно нищим.

Как однажды сказал Роман Трахтенберг - "Ничто не ценится так дёшево, как уже оказанная услуга". Точнее и не скажешь. Ни один жлоб на свете никогда не захочет платить деньги за то, что раньше было для него бесплатно. И ладно бы Коля пригласил другого фотографа, чёрт с ним! Но нет! Он решил, что и сам справится. Вот как сильно он не хотел платить за то, что однажды досталось ему даром.

P.S. Эта история совершенно правдива от начала и до конца, в ней не выдумано абсолютно ничего, кроме разве что имени главного героя.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Женщина на фигурных коньках - тоже не совсем женщина, это не мать и не жена. ...
М. ван Мюссхер. Портрет А. Меншикова, написанный в Голландии во время Великого посольства (1698). Изображение: Wikimedia Commons Отец Петра I , Алексей Михайлович , был очень набожен и часами проводил время на ежедневных службах в церкви. Не похоже, что он стал бы изменять ...
Мой дорогой френд (тьфу, не люблю это слово)...дорогой жж-друг ayrat_galiullin (у него очень интересный блог, всячески рекомендую) рассуждает о людях, которые так же являются прямоходящими и живородящими, имеют две руки, две ноги, но тем не менее ...
Теперече FEMEN против домогательств в метро : View Poll: FEMEN против ...
Владимира Кожина пересадили из намертво прилипшего к нему кресла на стул без ножки. В январе 2000-го президент Владимир Путин назначил управделами Владимира Кожина и в том же году переформатировал систему военно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами. Пра ...