
Как встать звездой - 14

Иногда на войне неправильные решения оборачиваются большой удачей. Отправка Больё слишком крупного отряда в Мантую, что привело к распылению сил и поражению при Боргетто, да еще и бегство туда же пехоты Зеботтендорфа (см. предыдущую серию) довели гарнизон крепости до 13 — 14 000 человек во главе с энергичным фельдмаршалом-лейтенантом Йозефом Канто д'Ирлесом. Что стало огромным тормозящим фактором для преследования французами отходившей в Тироль австрийской армии — оставлять в тылу такой отряд просто нельзя, а выделение хотя бы 10 000 человек для блокады крепости означало потерю трети армии перед наступлением, что было равнозначно разгрому в полевом сражении. Так что Буонапарте вынужден был отказаться от немедленного вторжения в Тироль и приступить к решению «мантуанского вопроса».

Франсуа Шасслу-Лоба (кликабельно)
Сама по себе твердыня сия не была последним словом фортификации, однако ее географическое положение вельми усиливало оборонительную мощь. Город располагался на правом берегу Минчо, но из-за глубоких и топких болот мог быть атакован только на узком перешейке где-то в полторы английские мили. Можно было попробовать напасть на крепость с левого берега реки (разливавшейся именно тут в довольно широкие озера) — имелись два моста. Однако каждый из них защищала цитадель, Портовая и Сан-Джорджо, к тому же подступы к первой контролировал еще и форт Ла-Фаворита. В общем, наскоком брать тут было нечего, требовалась правильная долговременная осада.
Хотя шеф бригады Франсуа Шарль Шасслу-ЛобА, с 11 июня начальник инженерной службы Итальянской армии, «мамой клялся» командующему, что захватит крепость за две недели. 18 июня заложили первую параллель (одна из трех артиллерийских позиций, по теории Вобана, требуемых для приближения к стенам крепостей и проделывания в них брешей). На блокаду Мантуи и прикрытие осадных работ была выделена дивизия Серюрье (10 — 11 000 человек), ибо даже французы были в курсе, что из-за болотной лихорадки примерно 4000 австрийцев лежали в госпиталях. Однако обещание Шасслу-Лоба оказалось пустым хвастовством — осада затянулась на полтора месяца, и в итоге французы взять Мантую не смогли, хотя и были «близко на полшишечки».

Осада Мантуи (кликабельно)
6 июля австрийцы сделали первую вылазку, 16 июля Вукасович с 3 000 и Рукавина с 1 500 человек добились кое-какого успеха, но не смогли разрушить осадные укрепления. 17 июля шеф бригады Антуан Франсуа АндреоссИ и 800 гренадеров должны были на лодках подплыть к воротам и захватить их, после чего планировался общий штурм — но уровень воды в озере резко упал, оно превратилось в грязь, и лодки завязли в тине. 18 июля бригадный генерал Жоашен МюрА напал на ретрашемент Мильяретто на правом берегу с поддержкой канонерок на озере, отвлекавших на себя внимание крепостной артиллерии, но защищавший укрепление Рукавина отбил три атаки. Ночью с 18 на 19 июля французы принялись обстреливать крепость калеными ядрами — не самое гуманное «последнее средство» той эпохи, направленное исключительно на поджог всего, что могло загореться.
Около полуночи была сделана попытка артобстрелом разрушить шлюзы дамбы, ведущей в Портовую цитадель, чтобы таким образом осушить верхнее озеро. Но и эта попытка не была успешной из-за большой прочности подпорных сооружений. Отчаявшиеся осаждающие пошли на последний ужасный, беспощадный и неотразимый шаг — потребовали капитуляции крепости. Канто дд'Ирлес ответил им, что сами они дураки, а с дураками он разговоры не ведет. Дальнейшие действие сорвало появление австрийской армии во главе с новым командующим… В целом за время осады французы потеряли примерно 1 200 убитыми и ранеными и 898 пленными, австрияки — 492 убитыми и умершими от болезней, 395 ранеными и 87 пленными и дезертирами. 3 275 человек продолжали лежать в госпиталях.

Дагоберт фон Вурмзер (кликабельно)
Французская армия во время этого вынужденного «отпуска» расположилась от Тироля до По следующим образом: бригадный генерал Пьер Франсуа Соре ля Бори с 5 000 человек караулил берег озера Гарда у будущей столицы Италии Сало; основные силы, 16 000 человек во главе с Массеной, располагались от Риволи до Вероны со штаб-квартирой в Буссоленго; Ожеро с 6 000 человек составлял правое крыло армии в Леньяго; Депинуа с 5000 человек составлял резерв у Пескьеры и Дзевьо; кавалерия силой 1 600 сабель базировалась в Валезе. Учитывая осадные силы Серюрье, общая численность Итальянской армии к июню 1796 года доходила до 46 000 человек.
Новый супротивник Буонапарте, немец Дагоберт Зигмунт фон Вурмзер, был очередным динозавром (общая беда армий сословного общества — слишком долго надо служить, чтобы достичь высоких чинов) 72 лет, однако сохранившим пока боевую форму, ибо генерал-фельдмаршала получил за вельми успешную кампанию 1795 года на Верхнем Рейне, вернув захваченный два года назад санкУлотЦами Майнц. Под его команду стянули до 60 000 штыков и сабель, однако 10 000 пришлось оставить для охраны Тироля и крепостей, так что к бою были готовы 50 000 человек...
|
</> |
