Как выглядели русские люди, города, деревни, церкви до 1917 года: листаю
irinatrubacheva — 08.02.2021Имя фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского в последние годы поднялось из небытия, во многом благодаря прекрасному фильму Леонида Парфёнова "Цвет нации". В сети выложено немало его цветных снимков дореволюционной России, но большая толстая книга с фотографиями Прокудина-Горского - это настоящее визуальное удовольствие.
Прокудин-Горский был пионером цветной фотографии. За несколько лет до революции он проехал по России на специально оборудованном железнодорожном вагоне, чтобы снять деревни и небольшие города, мосты и вокзалы, различные производства и местных жителей, а затем продемонстрировать всё это Николаю II и его приближённым.
Конечно, осуществляя на выделенные деньги масштабный фотопроект, необходимо было показать Россию с лучшей стороны, поэтому "неприглядных" фотографий получилось крайне мало, и они, в основном, с востока.
Прокудин-Горский очень тщательно, в деталях, зафиксировал на цветных фотографиях жизнь империи, которая вот-вот рухнет в пропасть, но пока не подозревает об этом.
Какой роскошный халат у Эмира Бухарского, в ирисах. На следующих фото фото - типичная женщина востока и колоритные заключённые.
В "Цветной империи" есть не только фотографии, но и текст. Достаточно сухо и беспристрастно, с точными цифрами, описано состояние промышленности, железных дорог, речного хозяйства, курортов и т.д. в начале XX века. Если вчитаться, то становится грустно от понимания того, насколько минимально использовались ресурсы, насколько медленно и неповоротливо развивалось производство. Особенно непростительно отставало сельское хозяйство.
Прокудин-Горский запечатлевает храмы, церкви, соборы, многие из которых были разрушены после революции и остались лишь на снимках.
А Соловецкий кремль как стоял, так и стоит. Такой разрушить нелегко, при всем желании.
В Грузии развивалось производство чая, который собирали девушки и дети.
А в деревне Топорня в 1909 году жила девушка, чьи фотографии стали визитной карточкой Прокудина-Горского.
И цвет ее сарафана, бус, ленточки в волосах - они те же самые, что были тогда, а не просто раскрашены в программе, "оживляющей" черно-белые фотографии. Спасибо Прокудину-Горскому за это.
Такая большая, разная, красивая Россия до революции. А какой она стала после - можно прочитать во множестве воспоминаний очевидцев. Например, в мемуарах великого князя Александра Михайловича, чьё детство прошло в доме-дворце на Кавказе, также попавшем в объектив Прокудина-Горского.