Как выбрать ювелирное украшение достойного качества
fotovivo — 13.07.2022«Как отличить фальшивку невооруженным глазом» — читайте в следующем разделе «Никак». В рамках мероприятия от редакции ЖЖ — рассказать о рабочих навыках — поделюсь советом, как отличить качественное, «брендовое» изделие, от выполненного тяп-ляп, пусть даже в соответствии с заявленной пробой.
— Это моя экзаменационная работа. От и до, начиная с вулканизации силиконовой формы, отливки восковой модели, дальше сборка, пайка, и до завершающей шлифовки. (Только металл заливал спец по литейному оборудованию, это в программу не входило).
Могу-умею, в теории и на практике, не только все производственные операции проделать своими руками, но и обучить им бригаду.
Официальное название специальности: «литье по выплавляемым
моделям».
В обиходе - «резать резинки». Тоже искусство своего рода. Ювелирная
точность резки — сродни микрохирургической:
Чуть промахнулся — в итоге получится заметный шов, это увеличивает потери металла, трудозатраты, и не на всякой модели легко зашлифовать огрехи литья. (При том, что сидеть и вдумчиво вырезать некогда, требуется несколько десятков формочек подготовить для заступающей смены, одновременно посматривая, чтоб в цеху всё было налажено и все работали как следует.)
Силиконовая форма для восковой отливки делается многоразовой: материал не дешевый. Литейные изделия с «поднутрениями» требуют определенной изощренности в конструкции — чтобы вынуть нежную восковку, не деформировав и не оторвав чего-нибудь. Ручная работа по изготовлению литейных форм — тоже затратная статья.
В силу этого, предприятия средней руки не могут себе позволить
выбрасывать формочки, отработавшее свое (около двух тысяч отливок
выходят нормально, это на две-три смены, в зависимости от модели),
но кустари гоняют свои «резинки» месяцами.
В местах надрезов происходят микро-разрывы, силикон подвержен
истиранию — выкрашивается на изгибах формы. Что на глаз практически
не заметно, но — в уголках отливки появятся наплывы. Соответственно
в готовом изделии будут заусенцы, четкость формы
теряется.
Даже в фирменных магазинах случалось встречать «итальянское золото»
с небрежными литьем, где просвет боковых граней оказывался закрыт
почти на половину. А по строгому стандарту даже небольшое
скругление углов, там где они должны быть четко прямоугольными —
брак. Такие восковки выбрасывают.
Но, опять же, подобную расточительность может себе позволить только
солидное, крупное производство, та самая «фирма веников не
вяжет».
Дальше маленькие восковки собираются в «дерево» (на общем стволе-литнике) заливаются гипсом, воск вытапливается, в образовавшиеся полости заливают расплавленный металл. От искусства литейщика тоже многое зависит — это только кажется, что все автоматизировано, не промахнешься.
Четкость граней — показатель качества работы.
При этом прямоугольные «оконца» — особый шик фирм, которые могут
себе это позволить.
Маломощное или полукустарное производство с объемным ажуром
заморачиваться не станет — плоские (или вогнутые,
«дутики») звенья отливать значительно легче => чем ажурнее — тем
изысканнее и дороже смотрится вещь (в глазах понимающих); а
массивное, но бесхитростно-плоское изделие — ширпотреб.
Если где-нибудь в Турции вам предложат рельефный браслет под
девизом «ручная чеканка!» — не верьте. Давным-давно такие операции
механизированы. Металлическую полосу прокатывают в вальцах,
оставляющих узорное тиснение.
А цепочки самых изощренных плетений вяжет машина.
Километрами.
- В начале нулевых привезли к нам на завод первый станок 3d,
долго с ним возились, налаживая программы, результат был — так
себе; детальки размером с кубик лего напечатать легко, а наплывы,
«усы», щербинки, видимые только в лупу, оставались. Но главная
засада — девайс режет воск, так же как обычный фрезерный станок —
по прямой, сверху вниз (или печатает аналогично, слой за слоем).
Плоские заготовки — легко. А как при таком подходе сделать
внутренние полости, ажур, как на картинке выше? — типа клетки, одно
ребро поверх другого, «вторым этажом». (На крупнотоннажном литейном
производстве подобные вещи формуют в несколько приемов, но там
ювелирная точность не требуется)
Я последние лет десять не слежу за формовочной техникой, может быть есть подвижки в этом вопросе. Но пока искусного ювелира с резцом техникой не заменить.
Изделие советского производства, нужно сказать, на достойном
уровне;
они облегчили себе работу, сделав ажур исходно округлым:
Дужка кольца и оправка камня — на пайке, очевидно ручная работа. Отливки с поднутрениями вряд ли делали, тогда еще не было современных силиконов.
Сейчас кольца льют целиком, даже камень вставляют прямо в восковку.
Только таких больших корундов я в западных каталогах
(производственных и выставочных) не встречала. Даже цирконий —
до 5 мм; если нужна крупная форма для какого-нибудь
ювелирного эксклюзива — подгоняют множество мелких камней друг к
другу, типа «так и было задумано».
Видимо столь крупные рубины-сапфиры-александриты, как в СССР, не
научились выращивать в товарных масштабах (сведения середины
нулевых, если что).
Обещанное в подзаголовке:
Улыбают советы материаловеду-любителю пристально изучить пробу (для полной гарантии на ней должно быть указано — «золото сто процентов!!зуб даю!!»). Есть разные «пробы», разных стран, каждый ли знает как выглядит индийское или иранское клеймо?
Не все, что блестит — аурум
К коррозионной устойчивости это относится тоже. Есть достаточное количество сплавов, которые пройдут пробу на «капните уксусом или йодом» (даже если вам позволят, царапнуть и капнуть), не меняют оттенок на стыках.
- «Цыганское золото» — оно же бериллевая бронза (медь с бериллием). Отличается ярким блеском. Не темнеет, не магнитится. Отлично имитирует золото 375-й пробы.
Отличия, разумеется, есть, бронза — очень твердый металл:
«бронзовый век» — не зря стал эпохальной вехой, сменив более
податливую медь.
А золото гораздо мягче меди: металл «банковской» пробы в ювелирном
деле не применяется, 18-ти каратное (75% чистоты, на советские
деньги — 750-я проба) звено цепочки легко сминается пинцетом.
В золото, которое используется в украшениях, для прочности
непременно добавляют лигатуру (мель, цинк, никель, серебро, много
чего еще, оттенок зависит от добавок, в силу этого определить пробу
по цвету не возможно) .
Отличия от бронзы остаются, но, проверить на зуб, на
«хрустальный звон» — не имея достаточного в этом деле опыта, тоже
вряд ли удастся.
Совет возможен лишь один — не брать дорогие изделия с рук. Ваш
КО.
Известно немало способов, позволяющих выдать бижутерию из дешевых материалов за драг.металл.
- Томпак — сстоит из меди и цинка, характеризуется повышенной устойчивостью к коррозии. Идеально «копирует» разные оттенки драгоценного металла. Особенно част в Турции. Не устойчив к физическим повреждением, царапинам, быстро теряет привлекательный вид (если покупать как бижутерию — не страшно, можно заново отшлифовать).
- Симилор — помимо меди и цинка, включает еще олово.
- Платинор — сплав для дешевых украшений из 57% меди, 18% платины, 10% серебра, 9% никеля и 6% цинка; имеет красивый золотой цвет.
- Гранатовое золото — очень низкопробное: до 25% драг.металла. Свое название этот металл получил благодаря чешским ювелирам, которые в 19-м веке использовали его для создания оправ к гранатам. Многие мастера используют его до сих. Если видите золотые серьги с гранатами, не торопитесь покупать и детально изучите компанию.
- Мангеймское золото -- сплав из 83,6% меди, 9,4% цинка и 7% олова, цвети блеск соответствуют; зачастую изделия еще и позолочены.
- Дюраметалл — ключает в себя смесь из предыдущего пункта с добавлением алюминия. Имитирует мягкость золота.
- Пинчбек (pinchbeek), или английское золото, -- сплав меди и цинка (с 83-93% меди), созданный лондонским часовщиком Христофором Пинчбеком; применяется для изготовления общедоступных украшений, окладов.
- Геразолото — сплав немецкого происхождения с низким содержанием драгоценного металла в составе. Из него изготавливают внушительных размеров цепи, колье и обручальные кольца.
- Бельгика (belgica) -- сплав “под платину” из 74,5% железа, 16,6% хрома и 8,9 % никеля.
- Накладное золото — в основе изделия медный сплав,
поверхностный слой золота, толщиной от 8 микрон - прокатан и
приварен; та самая ситуация, которая часто интересует потребителей
— как определить, если внутри крупногабаритного украшения вовсе не
золото? — Никак.
На месте, без оборудования, даже легкое процарапывание не поможет.
Кстати: «архимедова эврика», такая же байка, как «пифагоровы штаны» (при том, что оба ученых имеют реальные значимые исследования и работы, достойные внимания даже в наши дни).
Ювелирное дело было хорошо развито в очень древние времена — присмотритесь, например, к работам скифских мастеров — какая потрясающая чистота литья!
«Не нашлось ни одного ювелира, который бы определил...» — выдает миф как новодел. И определяли и лигатуру готовили, доводили материал до нужных кондиций себе не в убыток. «Корона» тогда выглядела как как имитация лаврового венца с «листьями» на проволочке — открепил один и исследуй: