Как Василий Витальевич Шульгин в советском кино снимался.


Сюжет документально-игрового фильма строился на заранее прописанном диалоге Шульгина и вымышленного персонажа "Историка" в исполнении Сергея Свистунова: поверженный идеологический враг Шульгин отвечает на "хитрые" вопросы своего собеседника, вспоминает жизнь и, к радости зрителя, признает собственную неправоту, историческую недальновидность и смиренно отдает себя на великодушный суд советского общества. Кульминацией картины должна была стать встреча Шульгина и легендарного революционера Федора Петрова в Кремлевском дворце съездов перед XXII съездом КПСС.

Фильм, ставший последней и любимой работой Эрмлера, был снят с проката уже через три дня после премьеры. Реакция публики подтвердила опасения киночиновников, пытавшихся остановить съемки в самом начале работы: режиссерская концепция публичного разоблачения не смогла совладать с живым материалом. Шульгин, опытный политик и, как оказалось, невероятно талантливый актер, даже в заведомо неудобном для себя тексте (сценарий "Суда истории" писал другой бывший сотрудник НКВД режиссер Владимир Вайншток, автор "Детей капитана Гранта", "Острова сокровищ", чьим следующим сценарием стал "Мертвый сезон") смог продемонстрировать и логику собственных давних решений, и полную независимость в их пересмотре спустя почти полвека. Против авторов и на руку Шульгину сыграл и тот факт, что достойного собеседника для него так и не нашлось: старые большевики отказались участвовать в проекте, "Историка" в начале съемок попытался было сыграть сам Эрмлер, но быстро сдался, а финальная встреча Шульгина и Петрова и вовсе оказалась похожей на свидание бывших друзей, которым больше нечего делить и не о чем говорить.

На съемках ленты "Перед судом истории": В.Шульгин с режиссером Ф.Эрмлером.

Мария Дмитриевна и Василий Витальевич Шульгины с автором сценария документального фильма «Перед судом истории» Владимиром Владимировым. Ленинград, Таврический дворец.

И ещё, подписывайтесь на наш паблик в ВК
https://vk.com/oldphoto_spb
|
</> |