Как учили на корректора при «старом режиме», часть 1

топ 100 блогов prosto_krys27.01.2020 Я пэтэушница. Самая настоящая. Эсэсэсэровская. (Жуть как выглядит слово, да? А оно написано верно, прям по словарю.) Дело в том, что я не поступила в вуз. В два вуза даже. И надо было где-то перекантоваться год. Не помню точно, но наверняка ПТУ нашла мама, за что ей большое спасибо. Полиграфическое училище на Петровке, где учили на корректоров после 10-го класса, а после 9-го – на всяких печатников. Учили 10 месяцев. И это еще много времени занимали практика в наборном цехе и всякие политэкономии. (Учить 2 года 10 месяцев, как делают сейчас, просто нечему. Очень бы хотелось, чтобы колледжи вернулись к старым срокам обучения, тогда они хоть какой-то смысл имели бы.) 
У нас были такие предметы:
Производственное обучение (там нас учили на наборщиков высокой печати)
Специальная технология
Общий курс полиграфического производства
Издательская орфография и пунктуация (ей-богу, не помню, почему не удостоилась отличной отметки, но диплом с отличием все же получила)
Политическая экономия
Основы правоведения
Информатика и вычислительная техника
Эстетическое воспитание
Физическое воспитание
Как учили на корректора при «старом режиме», часть 1 IMG_20200126_235822.jpg

Я, кстати, удивлена, так как, заглянув в диплом, не обнаружила там квалификации «наборщик высокой печати»! Мне казалось, что нам автоматически приписывали еще и это. А между прочим, это был достаточно увлекательный аттракцион.
Высокая печать так называется потому, что все печатные элементы расположены выше пробельных. Ей уже 1000 лет. К этому древнему ремеслу нас и приобщили. У нас в ПТУ был наборный цех. Это специальные столы с наборными кассами, где все символы, знаки и пробельный материал распределены по ячейкам. Помню, на первых занятиях мы их разбирали! Потому что все было перемешано. Ы-ы-ы-ы… Разбирали не один день, и иногда человек не мог найти свою полуразобранную кассу и приходилось начинать все сначала!!! Это была трагедия, потому что труда на это уходило немало.
корректор 4.jpg   Как учили на корректора при «старом режиме», часть 1
Вот это больше всего похоже на то, что было у нас. Столы стояли примерно так же, у стены.

Текст составляется побуквенно на верстатке, туда входит один-два абзаца, ограничитель установлен по ширине страницы. Когда доходишь до конца строки и больше ни одна буква не влезает (точнее до приличного переноса или до конца слова), надо заполнить остаток строки пробельным материалом. Названия у него прекрасные, что дало нам повод для шуток: шпации (самые тонкие), квадраты (и они по большей части были совсем не квадратные!), шпоны и реглеты (междустрочные, длинные), бабашки и марзаны (совсем большие, для заполнения больших пробелов). Вот чтобы набрать такую верстатку (но у нас были строки длиннее, а кегль меньше, так что текста было раза в 4 больше), нам требовалось с непривычки несколько часов.
корректор 1.jpg
Не нашлось примера фото с русскими буквами! Вообще с фото труба...

корректор 6.jpg
Кегль – это размер шрифта, в пунктах. Это почти то же самое, что мы видим в ворде. Книги набирались в основном 8 кеглем. 1-пунктовые шпации – это такие тоненькие металлические полосочки, которые, кажется, даже погнуть можно было при желании. Их забивали в совсем мелкие пробелы. Шпация, равная кеглю шрифта, – это железяка с квадратом в основании. Вон ниже одну такую можно видеть.
Как учили на корректора при «старом режиме», часть 1 ab15-2329.jpg
И поди ж ты, ни одной нормальной картинки со всеми этими брусочками! Тут только несколько видов представлены.

Так вот, пробелы эти надо было, естественно, забить не в конец строки, а распределить между словами равномерно! Так, как это сейчас делает программа автоматически, если мы зададим ей выравнивание по двум краям. А ты на глаз должен все это прикинуть. Если абзац закончился на половине строки, ставим много-много квадратов, а когда не помещаются, тонкие шпации. С концом абзаца можно не морочиться, это же не полная строка!
Как учили на корректора при «старом режиме», часть 1 1_vSveGgcedEPomc7finm8CQ.jpeg
Вот тут видно, как набирался заголовок.

Когда верстатка почти заполнена, надо перенести текст в другую форму. Не помню точно, как это делалось, но помню, что надо было переносить аккуратно, потому что все могло рассыпаться!
В общем, мы набирали какой-то тестовый текст, а потом распечатывали его на бумаге и корректировали ))) Было довольно весело и очень грязно. Типографская краска ужасная (и наверняка вредная), все литеры были изгвазданы, руки к концу занятия черные (работали только в халатах). Отмывали щеткой.
Высокая печать существует до сих пор. И ручной набор тоже есть. Но не для книг, конечно. Вот, например, что сказано на одном сайте: «Изображение сразу получается фактурным, еще более рельефным его делает использование качественной плотной хлопковой бумаги с усилением давления – на профессиональном оборудовании удается наладить печать визиток высокого качества. Техника создает бесцветные читаемые оттиски, которые покрывают всю плоскость листа, формируют текстуру, отдельные рисунки, надписи, служат фоном или главным элементом».

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Соболезную родным погибших. Скорейшего выздоровления пострадавшим! ...
Гепа Кернес: Поддельное покушение Никакой снайперской винтовки и никакого «покушения» не было - были только «свидетельства» охранников, гильза 7.62х54, пара литров донорской крови. И плановая операция на позвоночнике Как отмечают хорошо информированные украин ...
В жизни она была еще красивей, причем довольно долго. Только что мне пришло в голову, что возможно это было одной из причин ненависти Бродского к Евтушенко. Во всяком случае я Каспарова терпеть не могу в том числе и потому, что ... ...
...
Обычно под таким заголовком следуют советы вроде "пишите интересно", "оставляйте доброутры в других ЖЖ", потом что-то про котиков, сиськи и политику... Фигня все эти ваши политические котики с сиськами. Я знаю верный способ. Надо просто в заголовке написать "Рецепт НАСТОЯЩЕГО ...". На мес ...