Как учили на корректора при «старом режиме», часть 1
prosto_krys — 27.01.2020 Я пэтэушница. Самая настоящая. Эсэсэсэровская. (Жуть как выглядит слово, да? А оно написано верно, прям по словарю.) Дело в том, что я не поступила в вуз. В два вуза даже. И надо было где-то перекантоваться год. Не помню точно, но наверняка ПТУ нашла мама, за что ей большое спасибо. Полиграфическое училище на Петровке, где учили на корректоров после 10-го класса, а после 9-го – на всяких печатников. Учили 10 месяцев. И это еще много времени занимали практика в наборном цехе и всякие политэкономии. (Учить 2 года 10 месяцев, как делают сейчас, просто нечему. Очень бы хотелось, чтобы колледжи вернулись к старым срокам обучения, тогда они хоть какой-то смысл имели бы.)У нас были такие предметы:
Производственное обучение (там нас учили на наборщиков высокой печати)
Специальная технология
Общий курс полиграфического производства
Издательская орфография и пунктуация (ей-богу, не помню, почему не удостоилась отличной отметки, но диплом с отличием все же получила)
Политическая экономия
Основы правоведения
Информатика и вычислительная техника
Эстетическое воспитание
Физическое воспитание
Я, кстати, удивлена, так как, заглянув в диплом, не обнаружила там квалификации «наборщик высокой печати»! Мне казалось, что нам автоматически приписывали еще и это. А между прочим, это был достаточно увлекательный аттракцион.
Высокая печать так называется потому, что все печатные элементы расположены выше пробельных. Ей уже 1000 лет. К этому древнему ремеслу нас и приобщили. У нас в ПТУ был наборный цех. Это специальные столы с наборными кассами, где все символы, знаки и пробельный материал распределены по ячейкам. Помню, на первых занятиях мы их разбирали! Потому что все было перемешано. Ы-ы-ы-ы… Разбирали не один день, и иногда человек не мог найти свою полуразобранную кассу и приходилось начинать все сначала!!! Это была трагедия, потому что труда на это уходило немало.
Вот это больше всего похоже на то, что было у нас. Столы стояли примерно так же, у стены.
Текст составляется побуквенно на верстатке, туда входит один-два абзаца, ограничитель установлен по ширине страницы. Когда доходишь до конца строки и больше ни одна буква не влезает (точнее до приличного переноса или до конца слова), надо заполнить остаток строки пробельным материалом. Названия у него прекрасные, что дало нам повод для шуток: шпации (самые тонкие), квадраты (и они по большей части были совсем не квадратные!), шпоны и реглеты (междустрочные, длинные), бабашки и марзаны (совсем большие, для заполнения больших пробелов). Вот чтобы набрать такую верстатку (но у нас были строки длиннее, а кегль меньше, так что текста было раза в 4 больше), нам требовалось с непривычки несколько часов.
Не нашлось примера фото с русскими буквами! Вообще с фото труба...
Кегль – это размер шрифта, в пунктах. Это почти то же самое, что мы видим в ворде. Книги набирались в основном 8 кеглем. 1-пунктовые шпации – это такие тоненькие металлические полосочки, которые, кажется, даже погнуть можно было при желании. Их забивали в совсем мелкие пробелы. Шпация, равная кеглю шрифта, – это железяка с квадратом в основании. Вон ниже одну такую можно видеть.
И поди ж ты, ни одной нормальной картинки со всеми этими брусочками! Тут только несколько видов представлены.
Так вот, пробелы эти надо было, естественно, забить не в конец строки, а распределить между словами равномерно! Так, как это сейчас делает программа автоматически, если мы зададим ей выравнивание по двум краям. А ты на глаз должен все это прикинуть. Если абзац закончился на половине строки, ставим много-много квадратов, а когда не помещаются, тонкие шпации. С концом абзаца можно не морочиться, это же не полная строка!
Вот тут видно, как набирался заголовок.
Когда верстатка почти заполнена, надо перенести текст в другую форму. Не помню точно, как это делалось, но помню, что надо было переносить аккуратно, потому что все могло рассыпаться!
В общем, мы набирали какой-то тестовый текст, а потом распечатывали его на бумаге и корректировали ))) Было довольно весело и очень грязно. Типографская краска ужасная (и наверняка вредная), все литеры были изгвазданы, руки к концу занятия черные (работали только в халатах). Отмывали щеткой.
Высокая печать существует до сих пор. И ручной набор тоже есть. Но не для книг, конечно. Вот, например, что сказано на одном сайте: «Изображение сразу получается фактурным, еще более рельефным его делает использование качественной плотной хлопковой бумаги с усилением давления – на профессиональном оборудовании удается наладить печать визиток высокого качества. Техника создает бесцветные читаемые оттиски, которые покрывают всю плоскость листа, формируют текстуру, отдельные рисунки, надписи, служат фоном или главным элементом».
|
</> |