Самые распространенные ошибки у грамотных людей

Это будет лонгрид, но я надеюсь, кому-нибудь пригодится. Я
сделала подборку самых распространенных ошибок, которые встречаю в
книгах, на солидных интернет-ресурсах и у достаточно грамотных
людей. Это не самые популярные ошибки рунета вообще, а
самые частые ошибки именно среди грамотных и образованных
людей. Правила объяснять почти не буду, разве что
вскользь. Возможно, коллекция будет пополняться.
Орфография
Начать хочется со слова, которое 95% людей,
наверное, пишут неправильно. Считаные… минуты,
секунды, дни. Именно в этом значении (очень немногие) пишется с
одной Н. Это прилагательное. Если я не ошибаюсь, до 2005 года
нормой было написание с двумя Н (это было слово-исключение),
которое многие и запомнили, и у тех, кто не следит за изменением
норм орфографии, просто не было шанса узнать об этом новшестве.
Причастие считанные по-прежнему пишется с двумя
НН, но употребляется в разы реже прилагательного.
Далее уже подряд, а не по ранжиру. Очень распространены ошибки в
написании приставок и частей сложных слов, которые все упорно пишут
через дефис. Я специально приведу их все, хотя они порой подпадают
под разные правила. Но так как большая их часть пишется слитно, то
и запоминать их удобно вместе. Видео, аудио, промо, демо,
мега, нео, кибер, макро, микро, супер, гипер, ультра, пост,
анти – все это пишется слитно (если
не стыкуется с именами собственными и в некоторых других, очень
редких случаях). То, что подчеркнуто, является приставками, а
приставки уж вовсе никогда не пишутся через дефис.
Мини- пишется через дефис (за редким
исключением).
По-моему, не изучаются в школе правила написания наращений у
числительных. Как следствие, повсеместно ошибки. Наращения
ставятся только у порядковых числительных, по определенным
правилам. 2-ой, 3-х, 5-ти – это
ошибки! В датах наращения не ставятся: 19-го
сентября – ошибка! Правильно: 1-й вагон из
центра, ученик 11-го класса, занять 2-е место, словарь в 5 томах,
для детей от 3 лет.
Многие стали неправильно писать союз а
также. Видимо, люди полагают, что заменить
тоже нельзя, значит, пишем раздельно. В остальных
случаях ошибаются реже. Все немного сложнее, читайте правила.
А также всегда пишется слитно!
В то же время, то же самое – полно
ошибок!
Иметь в виду – раздельно. Предлог
ввиду употребляется крайне редко, практически
выходит из лексикона, не надо путать.
При чем, причем – частые ошибки. При чем
тут я? Я тут ни при чем. Купила мясо, причем очень дешево.
Легко запомнить конструкции.
Асимметрия – всю жизнь ошибались и ошибаются
сейчас ) Достаточно отбросить приставку и не полагаться на
произношение.
Проблемы с написанием иностранных слов. Люди полагают, что уж
написание нерусских слов регламентироваться правилами русского
языка не должно, их можно писать так, как мы их произносим (а то и
как заблагорассудится), с тем же количеством двойных согласных. Но
нет. Освоенные русским языком иностранные слова пишутся по
сложившимся правилам заимствования и транслитерации, которые тоже
взялись не с потолка, а имеют обоснования, и с ними можно при
желании ознакомиться. Беда еще в том, что нормы тут меняются, пока
слово новое, оно пишется на разные лады, когда оно прочно занимает
свое место в языке и его заносят в словарь, его написание
регламентируется лингвистами. Не везде, где мы слышим Э, пишем Э.
Не везде, где двойные согласные в оригинале, мы пишем так
же на русском. Риелтор. Хеллоуин. Слеш. Флеш.
Ретейл. Ремейк. Хеппи-энд. Офлайн. Трафик. Шопинг. Пазл.
Комьюнити. Тут можно проверять по словарю – если
слово там есть, пишем, как там. Если нет – то пока допускается
разное написание.
Слова проверяем по первому словарю на
Грамоте.ру:
Потому что в остальных могут быть устаревшие написания. Только
первый словарь является академическим и обновляется наиболее
оперативно.
Почему-то многие позабыли, как пишется
вуз. Очень редко аббревиатуры пишутся
строчными буквами, вуз из них – единственная
распространенная. Кстати, загс и
ЗАГС – можно писать по-разному.
И одно слово, которое для меня является почти индикатором
грамотности наравне со считаными секундами: наём –
найма. В именительном падеже стоит буква Ё.
И еще ошибки, которые напрямую орфографическими назвать нельзя
(и я даже не знаю, к какому типу их отнести!), однако это тоже
ошибки в написании слов.
Мало кто знает правила сокращения. Где ставятся точки, где нет, в
каком месте можно оборвать слово, где можно применять усечение –
все это тоже регламентировано. Метры/сантиметры (м,
см), миллионы/миллиарды (млн, млрд)
пишутся без точки, а тысячи (тыс.), например, с
точкой. По новым правилам: ч. мин. сек./с. - с
точками. А км/ч осталось без точки. В ГОСТе вроде
бы до сих пор осталось без точек, отсюда путаница. Правила.
Точно такие же проблемы с прописными (большими) буквами. Копируем
все с английских текстов, где в заголовках и названиях каждое слово
пишется с прописной буквы. В русском языке принято только первые
слова и имена собственные писать с большой буквы. Такие сочетания
невозможно зафиксировать все – их бесконечное количество. Но если
мы переводим какую-то зарубежную организацию, то должны писать
по-русски: «Оскар» – премия Американской академии
кинематографических искусств и наук. А еще мы уже
разучились писать день рождения (с маленьких
всегда, даже если день рождения у самого дорогого человека),
Новый год и другие праздники. Неправильное
употребление больших и маленьких букв – это ошибка, а не авторская
воля. Исключение – юридические названия фирм, увы, многие из них
написаны неправильно и в таком виде зарегистрированы, тут ничего не
поделаешь.
Пунктуация
Запятые все ставят по наитию и интонации. Ошибок очень много,
практически по всем пунктам. Это неудивительно, ведь расставить
знаки препинания с первого раза непросто, я перепроверяю при
перечитывании и то порой пропускаю, к стыду.
Например, практически никто не в состоянии поставить запятые вокруг
союза И, а случаи, когда они там нужны, нередки, если предложение
длинное, сложное, с массой оборотов. Но окружить одну-единственную
букву запятыми – для многих это кажется противоестественным.
Например: Вальдемар привязался к девушке, и, когда к ней
стали приходить женихи, он не мог даже сидеть с ними за одним
столом. Кстати, такие примеры всегда встречаются в ЕГЭ,
обратите внимание детей. Научиться раскладывать такие предложения
на составные части несложно.
Ошибка нового времени – запятая в начале предложения после
обстоятельственного оборота, который является необособленным. Это
из английского к нам пришло, там такие обороты обособляются.
Спустя сотни лет Око забвения открылось.
С помощью света и оптики, а в мобилографии — специальных
фильтров можно создавать пятна, плавные переходы между
темным и светлым.
После выделенных слов запятая не
ставится.
Похожая ошибка, но старинная – запятая после оборота с предлогом
благодаря, которое многие продолжают считать
деепричастием. Обособлять такие конструкции требуется редко.
Полно ошибок с вводными словами, причем тенденция
скорее перебарщивать с запятыми. Я выделила слово
причем – после него в подобных предложениях многие
норовят поставить запятую, а не стоит.
Наверняка – наречие и не требует знаков
препинания. Я наверняка утомила вас своими рассказами.
Хотя и то есть – союзы, а не вводные
слова! То есть еще может быть частицей, но и они
запятыми не отделяются. Но так получается, что мы часто делаем
паузу после этих слов, и люди послушно, вслед за интонацией, ставят
запятые. Эти ошибки вижу часто у очень грамотных людей.
Однако в начале предложения запятой не отделяется,
так как тоже является союзом.
Составные союзы в начале предложения тоже запятой не разделяются
почти никогда. Для того чтобы, вследствие того что,
несмотря на то что, в то время как – и многие другие. В
середине предложения вы можете поставить запятую либо перед ним,
либо в середине, но один раз.
Наконец не всегда является вводным словом. Но
тут есть много «авторских» случаев и оттенков
смысла.
Внезапно стало очень много запятых между однородными сказуемыми,
соединенными союзом И, тоже, видимо, по интонационным причинам.
Побеждаешь старого дракона и становишься новым
хозяином его владений. Я надеюсь, что ты все-таки сдашься на
милость монстров измерений и сама станешь одной из них! Я
решил перестать служить людям и вместо этого избрал службу
монстрам измерений. (Извините, тут примеры из игр.) Вот в
таких случаях перед И многие ставят запятые.
Что если – на стыке союзов запятая может стоять и
не стоять. Если после первого союза следует двойной союз (в
следующем предложении у него есть вторая часть, то
чаще всего), запятая не ставится. Но она не сказала, что
если она поменяет имя, то у нее ничего не останется от
семьи. Убираем то, тогда ставим запятую:
Но она не сказала, что, если она поменяет
имя, у нее ничего не останется от семьи.
Запятые между однородными придаточными предложениями, соединенными
одиночным союзом и/или, не ставятся. Она
глядела, как сизые кольца дыма от сигары Азазелло уплывали в камин
и как кот ловит их на конец шпаги.
Не все знают, что многоточие – это
строго установленное количество точек, а не сколько хочет автор, в
зависимости от продолжительности паузы (или как рука по клавише
набацала). Точнее – это всего три точки, даже если
у вас очень многозначительная и затянутая пауза. А после
восклицательного и вопросительного знака ставятся две
точки. Пробелом от предыдущего слова многоточие не
отделяется. И если предложение далее продолжается, то следующее
слово пишется с маленькой буквы. Но это же… полная
чепуха!
Точно так же количество вопросительных и восклицательных
знаков не зависит от воли автора и эмоциональности
высказывания. Их может быть один или три. Не два.
И если они употребляются вместе, то сначала ?, а потом !
- строго в таком порядке.
Правила оформления прямой речи забыты напрочь с приходом в нашу
жизнь непереводной литературы. «Прямая речь, – авторские
слова, – прямая речь». Если слова автора разрывают прямую
речь, кавычки ставятся в начале и конце предложения! Посередине не
ставятся. А тире обязательны. Еще запомните: в русском языке
точка всегда стоит за кавычками.
Не меньше ошибок в употреблении кавычек. Их тоже, видимо, считают
несущественным знаком: где хочу, там и употребляю. В правилах рассматриваются далеко не все случаи. И
особо мне не нравится, когда в одном тексте кавычки разного рисунка
(за исключением случаев, когда кавычки в кавычках; тогда разные
кавычки нужны). Такое случается, когда набирают текст в одной
программе, потом переключаются на другую. Это не ошибка,
но выглядит неаккуратно.
Лучший справочник по пунктуации рекомендую всем: и
детям, и взрослым – лаконичный, удобный, не было спорного слова,
которого я там бы не нашла.
Дам две старинные ссылки на шпаргалки по русскому языку из моих
запасов. Там тоже человек сделал подборки, но они намного
больше моих и охватывают уже весь пласт ошибок рунета.
https://baddcat.livejournal.com/92274.html
https://baddcat.livejournal.com/92434.html
Некоторые лингвисты полагают, что это не народ стал безграмотным, а
просто мы наконец узрели реальный уровень грамотности, раньше-то
безграмотным слова не давали. :) Я думаю, что дело обстоит не
совсем так, падает именно уровень грамотности, старшее
поколение теряет уже приобретенные навыки правописания,
привыкает печатать небрежно и не следить за буквами и запятыми. В
силу профдеформации я вижу практически все ошибки. У меня на глазах
люди стали писать менее грамотно. Подозреваю, что «врожденная
грамотность» вряд ли будет наблюдаться у кого-то из детей,
рожденных в этом веке. Собственно, любая грамотность будет
наблюдаться намного реже. Для того чтобы у человека зафиксировались
нормы правописания, он должен перед глазами видеть по большей части
безупречно грамотный печатный текст. Ну минимум 80% текста, что вы
видите перед глазами, должно быть безупречным. Ни одному из нас это
уже не удастся! Если только мы не откажемся от интернета,
мессенджеров, просмотра передач и чтения книг, выпущенных
современными издательствами. Там везде полно ошибок. Я не видела ни
одного объемного материала в интернете (обзор, исследование – то
есть много текста; берем только серьезные порталы с редакторами и
корректорами), в котором не было бы ни одной ошибки (и очень мечтаю
такой найти). Да и книг без ошибок, думаю, уже не существует. А все
печатное, что мы видим вольно или невольно, так или иначе
фиксируется, а потом неизбежно воспроизводится. У современных детей
уже нет и не будет зрительной фиксации грамотного текста,
интуитивного узнавания правильно написанных слов и, как следствие,
«врожденной грамотности».