Как субкультура социализируется, ч.3

топ 100 блогов heithell09.03.2016 последняя часть текста о социализации ролевиков. Некоторые выводы после различных обсуждений кажутся мне теперь требующими пересмотра, но я надеюсь, что обсуждение последней части добавит интересных подробностей. Итак,
Разгон игры и курс на социализацию (современный этап существования сообщества)
В 2006 году под Москвой местной администрацией при содействии ОМОНа была отменена за два часа до начала и разогнана предполагавшаяся быть очень крупной и значимой ролевая игра «Последний союз: туманные горизонты» по событиям мира Толкина . Вскоре после этого на проходившем в начале ноября ролевом конвенте «Зиланткон» в Казани группа московских ролевиков, в число которых входили основатели и руководители крупнейшего московского ролевого клуба «Золотые леса», объявила о «курсе на социализацию», основной целью которого должно было стать создание положительно оцениваемого образа ролевика в глазах российского общества. Предложение вызвало бурные споры, долго не затухавшие, и многие члены сообщества в тот момент, как они говорят в личных беседах, «поняли, что это больше не их дом» или «что ролевому сообществу, каким я его любил, настал конец». Предложение обрело как своих сторонников, так и противников.
Если добавить к предложению о социализации факт, что к середине двухтысячных в субкультуре уже полностью отмер обычай защиты имени и имянаречения, бытовавший в девяностые, а к концу 2000-ных многие ролевики перестали считать своим долгом появляться на конвентах в ролевых, а не «цивильных» костюмах, мы заметим тенденцию к исчезновение значимых прежде маркеров идентичности. Теряют свою популярность и места встреч в Нескучном саду и на Черной речке, общение ролевиков все чаще происходит в кафе или сети Интернет.
Нам кажется значимым также ослабление актуальной прежде оппозиции «ролевики\неформалы - цивилы», в рамках которой ролевики воспринимались как странные, но скорее хорошие свои, а «цивилы» - как далекие, неприятные чужие. На смену ей в дискурсе членов сообщества приходят оппозиции «хороший\плохой человек», «интересная\неинтересная тема\личность» и т.п. Также достаточно значимым фактом является увеличение в ролевой тусовке числа людей, называющих себя паспортными именами, что, по нашим наблюдениям, едва ли было характерно в начале двухтысячных. Кроме того, наблюдается расслоение ролевого сообщества на почти не знакомый между собой тусовки игроков в мир Гарри Поттера, мир популярного сейчас сериала «Бал вампиров», маргинальных даже в рамках РИ-сообщества тусовок «толчков», играющих «все так же, в занавесках, как в девяностые» и пр. Уже само появление уничижительного в рамках ролевого сленга слова «толчок», имеющего коннотации с унитазом и толкинистом одновременно, говорит, как нам кажется, о происходящей социальной дифференциации внутри ролевого сообщества. «Я не толчок, я - цивил» - можно порой сейчас услышать из уст человека, играющего в ролевые игры.
Тем не менее, по-прежнему существуют старые и появляются новые пространства коммуникации, которые, как пишет Писаревская (ук.соч.: 11), выполняют роль коммуникативного ядра сообщества и позволяют не только поддерживать информационное поле, но и вырабатывать общий код общения, унифицировать сленг и вырабатывать общегрупповые нормы. Так, большой резонанс имела произошедшая в марте этого года история о том, что группа ролевиков поддерживает политика Навального: сообщение в твиттере Навального, а также слова одного из московских ролевиков, давшие политику повод причислить всех ролевиков к числу своих сторонников, вызвали бурные обсуждения в блогах многих членов ролевого движения, в результате чего, насколько мы можем судить, была выработана политика отделения своей гражданской позиции от своих хобби.
Мы не случайно выделили в предыдущем абзаце слово «хобби»: именно так в последнее время чаще всего называют многие ролевики этот род занятий. При попытке объяснить это в голову приходят следующие факты. Во-первых, «курс на социализацию» предполагал необходимость объяснения обществу, что такое РИ, почему играть в них полезно, хорошо, не опасно, чем могут РИ быть полезны активному, социализированному и неравнодушному к судьбе своей страны гражданину. Одним из способов понятно объяснить человеку, никогда в РИ не игравшему, что это такое и почему это может быть не странно или глупо, а даже престижно, является примерно следующая формулировка: «Это такое интересное хобби, оно похоже на интерактивный театр, когда ты представляешь себя героем какой-то книги, которая еще не написана. На играх сейчас крутятся огромные деньги: бюджет игры может быть сто тысяч, а может быть даже пятьсот тысяч рублей, представляешь? Игрой еще нужно управлять, ведь в ней задействованы иногда сотни людей, и у нас есть люди, которые умеют это делать, ведь они работают менеджерами в крупных компаниях». Говоряций такое вкладывает в сознание своего собеседника идею о том, что в РИ играют люди, которые хорошо устроены в современном обществе, зарабатывают достаточно денег, и уже поэтому РИ – вид досуга, который ничем не хуже любого другого времяпрепровождения. Такими подобными ему высказываниями ролевики, как нам кажется, апеллируют к общепринятым социальным нормам – устроенности в жизни, карьерным ценностям, экономической устроенности и т.п. Так, мы видим, как сбывается то, о чем писал в 2006 г. А. Лустребрг: «На смену неформальным субкультурным нормам и правилам приходят общепринятые социальные нормы» (Лустберг 2006: 77).
Безусловно, «курс на социализацию» не ограничился подобным позиционированием. В настоящее время на лицо ролевого сообщества в глазах внешнего наблюдателя работает множество интересных и полезных проектов. Одним из них является проект социализации воспитанников детских домов «Полдень», проводящий работу с детьми силами волонтеров при помощи специально разработанных для этого ролевых игр. Проект действует уже в пяти российских городах, включая Москву, Санкт-Петербург и Саратов . Включая ролевые игры в другие виды деятельности, которыми занимаются ролевики, например, в деятельность летних научно-образовательных школ для старшеклассников «Лифт в будущее», проводимых благотворительным фондом «Система», ролевики также постулируют РИ как социально полезный вид деятельности. Упоминания заслуживает также запущенный в конце 2014 года культурно-исторический проект «1905», посвященный истории первой русской революции и созданный изначально не столько как рекламная акция к одноименной ролевой игре, которая пройдет в конце июля этого года, но как проект, предназначенный для широких масс, не играющих в ролевые игры. В рамках проекта в течение текущего учебного года проводятся лекции, экскурсии, тематические балы. Известное городское соревнование по ориентированию «Бегущий город» также провело небольшой проект ориентирования, посвященный персонажам, жившим и действовавшим в Москве и Петербурге в указанный период.
Эти столь разные действия по-разному оцениваются членами ролевого сообщества. Одни считают подобные акции проявлением стремления «сделать все как у больших», как попытку «вылезти из штанов и доказать, что мы такие же, взрослые и серьезные дяди и тети» (из личной беседы). Так, часто негативно оценивается то, что на ролевых конвентах проводятся премии вручения призов за лучшие антураж, хозяйственную часть, идею и т.п. – это воспринимается одними ролевиками с иронией, другими – крайне негативно, как хвастовство и попытку устроить в РИ-движении «еще один Голливуд». Другие в то же время говорят о том, что в современном мире невозможно остаться вне жизни основного общества, в рамках которого ролевики просто должны занять свою нишу. Сторонники подобной позиции считают правильным поддерживать начинания, описанные в предыдущем абзаце
Параллельно продолжается наращивание связей с зарубежными ролевиками, опыт которых предоставляет массу способов взаимодействия ролевого сообщества с «большим». Так, например, в Дании ролевые игры включены в образовательный стандарт, а первая школа, почти полностью ведущая обучение ролевыми модулями, существует уже более десяти лет. В Польше в университете Bydgozci изучение РИ официально стоит в программе курса гейм-дизайна. Подобные факты усиливают стремление российских ролевиков интегрироваться в общество и, как нам кажется, разрушают субкультурную солидарность. Как пишет Писаревская еще в 2008 г., «эта тенденция объясняется, в частности, увеличением среднего возраста участников ролевых игр и приходом в сообщество значительного количества новых людей: идет процесс превращения субкультуры ролевых игр в сообщество, членов которого объединяет исключительно общее хобби» (Писаревская 2008: 15).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прочитав море комментов про фобии , поняла, что ваши фобии с моей  рядом не стояли мало кто умеет бояться  интересно, как котенок Гав с Шариком Я.  ))) На работе сижу в надстрое-мансарде над цехом, мансарда представляет из себя сварную конструкцию, обложенную блокам ...
После диких оскорблений, которыми обменивались мои комментаторы в посте "Памятник неродившимся детям", мне очень хочется спросить - люди, откуда такая ненависть между мужчинами и женщинами, вы обвиняете друг друга, а может быть вы начнете с себя? Может быть это вы виноваты в том, что по ...
В ходе проведения антитеррористической операции в Краматорске Донецкой области сотрудники СБ Украины совместно с военнослужащими Вооруженных Сил Украины задержали пять боевиков незаконного вооруженного формирования, которые обстреляли украинских военных из стрелкового автоматического оруж ...
В посте Алексея Навального про Аэроэкспресс я задал вопрос В комментах развернулась длинная и обстоятельная дискуссия, которую можно почитать только проскроллив комменты к посту до нужной ветки. Кроме этой дискуссии, ещё был пост в ЖЖ от ezhick , там в самом посте и в комм ...
Я не знаю, виновен ли журналист Голунов. Зато я теперь знаю, как выглядит давление на следствие и суд. Вот так: При этом я понимаю, что адвокаты задержанного сработали прекрасно — они обязаны использовать любые законные способы для освобождения своих клиентов. В отличие от ...