Как субкультура социализируется, ч.3

топ 100 блогов heithell09.03.2016 последняя часть текста о социализации ролевиков. Некоторые выводы после различных обсуждений кажутся мне теперь требующими пересмотра, но я надеюсь, что обсуждение последней части добавит интересных подробностей. Итак,
Разгон игры и курс на социализацию (современный этап существования сообщества)
В 2006 году под Москвой местной администрацией при содействии ОМОНа была отменена за два часа до начала и разогнана предполагавшаяся быть очень крупной и значимой ролевая игра «Последний союз: туманные горизонты» по событиям мира Толкина . Вскоре после этого на проходившем в начале ноября ролевом конвенте «Зиланткон» в Казани группа московских ролевиков, в число которых входили основатели и руководители крупнейшего московского ролевого клуба «Золотые леса», объявила о «курсе на социализацию», основной целью которого должно было стать создание положительно оцениваемого образа ролевика в глазах российского общества. Предложение вызвало бурные споры, долго не затухавшие, и многие члены сообщества в тот момент, как они говорят в личных беседах, «поняли, что это больше не их дом» или «что ролевому сообществу, каким я его любил, настал конец». Предложение обрело как своих сторонников, так и противников.
Если добавить к предложению о социализации факт, что к середине двухтысячных в субкультуре уже полностью отмер обычай защиты имени и имянаречения, бытовавший в девяностые, а к концу 2000-ных многие ролевики перестали считать своим долгом появляться на конвентах в ролевых, а не «цивильных» костюмах, мы заметим тенденцию к исчезновение значимых прежде маркеров идентичности. Теряют свою популярность и места встреч в Нескучном саду и на Черной речке, общение ролевиков все чаще происходит в кафе или сети Интернет.
Нам кажется значимым также ослабление актуальной прежде оппозиции «ролевики\неформалы - цивилы», в рамках которой ролевики воспринимались как странные, но скорее хорошие свои, а «цивилы» - как далекие, неприятные чужие. На смену ей в дискурсе членов сообщества приходят оппозиции «хороший\плохой человек», «интересная\неинтересная тема\личность» и т.п. Также достаточно значимым фактом является увеличение в ролевой тусовке числа людей, называющих себя паспортными именами, что, по нашим наблюдениям, едва ли было характерно в начале двухтысячных. Кроме того, наблюдается расслоение ролевого сообщества на почти не знакомый между собой тусовки игроков в мир Гарри Поттера, мир популярного сейчас сериала «Бал вампиров», маргинальных даже в рамках РИ-сообщества тусовок «толчков», играющих «все так же, в занавесках, как в девяностые» и пр. Уже само появление уничижительного в рамках ролевого сленга слова «толчок», имеющего коннотации с унитазом и толкинистом одновременно, говорит, как нам кажется, о происходящей социальной дифференциации внутри ролевого сообщества. «Я не толчок, я - цивил» - можно порой сейчас услышать из уст человека, играющего в ролевые игры.
Тем не менее, по-прежнему существуют старые и появляются новые пространства коммуникации, которые, как пишет Писаревская (ук.соч.: 11), выполняют роль коммуникативного ядра сообщества и позволяют не только поддерживать информационное поле, но и вырабатывать общий код общения, унифицировать сленг и вырабатывать общегрупповые нормы. Так, большой резонанс имела произошедшая в марте этого года история о том, что группа ролевиков поддерживает политика Навального: сообщение в твиттере Навального, а также слова одного из московских ролевиков, давшие политику повод причислить всех ролевиков к числу своих сторонников, вызвали бурные обсуждения в блогах многих членов ролевого движения, в результате чего, насколько мы можем судить, была выработана политика отделения своей гражданской позиции от своих хобби.
Мы не случайно выделили в предыдущем абзаце слово «хобби»: именно так в последнее время чаще всего называют многие ролевики этот род занятий. При попытке объяснить это в голову приходят следующие факты. Во-первых, «курс на социализацию» предполагал необходимость объяснения обществу, что такое РИ, почему играть в них полезно, хорошо, не опасно, чем могут РИ быть полезны активному, социализированному и неравнодушному к судьбе своей страны гражданину. Одним из способов понятно объяснить человеку, никогда в РИ не игравшему, что это такое и почему это может быть не странно или глупо, а даже престижно, является примерно следующая формулировка: «Это такое интересное хобби, оно похоже на интерактивный театр, когда ты представляешь себя героем какой-то книги, которая еще не написана. На играх сейчас крутятся огромные деньги: бюджет игры может быть сто тысяч, а может быть даже пятьсот тысяч рублей, представляешь? Игрой еще нужно управлять, ведь в ней задействованы иногда сотни людей, и у нас есть люди, которые умеют это делать, ведь они работают менеджерами в крупных компаниях». Говоряций такое вкладывает в сознание своего собеседника идею о том, что в РИ играют люди, которые хорошо устроены в современном обществе, зарабатывают достаточно денег, и уже поэтому РИ – вид досуга, который ничем не хуже любого другого времяпрепровождения. Такими подобными ему высказываниями ролевики, как нам кажется, апеллируют к общепринятым социальным нормам – устроенности в жизни, карьерным ценностям, экономической устроенности и т.п. Так, мы видим, как сбывается то, о чем писал в 2006 г. А. Лустребрг: «На смену неформальным субкультурным нормам и правилам приходят общепринятые социальные нормы» (Лустберг 2006: 77).
Безусловно, «курс на социализацию» не ограничился подобным позиционированием. В настоящее время на лицо ролевого сообщества в глазах внешнего наблюдателя работает множество интересных и полезных проектов. Одним из них является проект социализации воспитанников детских домов «Полдень», проводящий работу с детьми силами волонтеров при помощи специально разработанных для этого ролевых игр. Проект действует уже в пяти российских городах, включая Москву, Санкт-Петербург и Саратов . Включая ролевые игры в другие виды деятельности, которыми занимаются ролевики, например, в деятельность летних научно-образовательных школ для старшеклассников «Лифт в будущее», проводимых благотворительным фондом «Система», ролевики также постулируют РИ как социально полезный вид деятельности. Упоминания заслуживает также запущенный в конце 2014 года культурно-исторический проект «1905», посвященный истории первой русской революции и созданный изначально не столько как рекламная акция к одноименной ролевой игре, которая пройдет в конце июля этого года, но как проект, предназначенный для широких масс, не играющих в ролевые игры. В рамках проекта в течение текущего учебного года проводятся лекции, экскурсии, тематические балы. Известное городское соревнование по ориентированию «Бегущий город» также провело небольшой проект ориентирования, посвященный персонажам, жившим и действовавшим в Москве и Петербурге в указанный период.
Эти столь разные действия по-разному оцениваются членами ролевого сообщества. Одни считают подобные акции проявлением стремления «сделать все как у больших», как попытку «вылезти из штанов и доказать, что мы такие же, взрослые и серьезные дяди и тети» (из личной беседы). Так, часто негативно оценивается то, что на ролевых конвентах проводятся премии вручения призов за лучшие антураж, хозяйственную часть, идею и т.п. – это воспринимается одними ролевиками с иронией, другими – крайне негативно, как хвастовство и попытку устроить в РИ-движении «еще один Голливуд». Другие в то же время говорят о том, что в современном мире невозможно остаться вне жизни основного общества, в рамках которого ролевики просто должны занять свою нишу. Сторонники подобной позиции считают правильным поддерживать начинания, описанные в предыдущем абзаце
Параллельно продолжается наращивание связей с зарубежными ролевиками, опыт которых предоставляет массу способов взаимодействия ролевого сообщества с «большим». Так, например, в Дании ролевые игры включены в образовательный стандарт, а первая школа, почти полностью ведущая обучение ролевыми модулями, существует уже более десяти лет. В Польше в университете Bydgozci изучение РИ официально стоит в программе курса гейм-дизайна. Подобные факты усиливают стремление российских ролевиков интегрироваться в общество и, как нам кажется, разрушают субкультурную солидарность. Как пишет Писаревская еще в 2008 г., «эта тенденция объясняется, в частности, увеличением среднего возраста участников ролевых игр и приходом в сообщество значительного количества новых людей: идет процесс превращения субкультуры ролевых игр в сообщество, членов которого объединяет исключительно общее хобби» (Писаревская 2008: 15).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ночь и тишина, данная навек. Дождь, а может быть падает снег... Регина Климентьевна Лисиц (род. 14 июня 1963, Ленинград) — советская и российская пианистка, поэт-песенник, ...
Успех торгов на бирже Форекс во многом зависит от правильно выбранного брокера. Gerchik & Co – это посредник, привлекающий внимание многих начинающих и профессиональных трейдеров. Основателем компании является Александр Герчик, который признан самым безопасным вариантом для работы ...
В связи с празднованием РПЦ тысячелетия смерти (!) святого равноапостольного великого русского князя Владимира - Красное Солнышко вот такой опрос о верности главного выбора в его жизни и нашей истории, ГОЛОСУЕМ : View Poll: Выбор православия св. вел. князем Владимиром был правильным? ...
"Украинские пользователи будут отключены от наиболее популярных социальных ...
Неважно чьих рук дело, кто подверг .RU серьёзным испытаниям, важнее то, что многие лишились финансовых средств, прогорела и не одна банковская сделка, бизнес потерпел, больницы, частные клиники, рестораны, кафе, магазины и т.д. лишились денег, а не только информации. #Жизнь в России ...