рейтинг блогов

Как строится "оранжевая" 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

топ 100 блогов periskop06.09.2018 После обзора трёх фронтов питерского метростроения (Фрунзенский радиус в ноябре 2017, подводный участок НВЛ в декабре 2017, строительство Калининско-Красносельской линии в июле 2018) на днях удалось добраться и до чётвертого по счёту строительного фронта работ - продления "оранжевой" Лахтинско-Правобережной линии от "Спасской" через "Театральную" под Большой Невой на Васильевский остров.

Ниже - очерк с места строительства станции "Большой Проспект", а также со ствола №571 у Шкиперского садика. Давайте посмотрим, что там сейчас делается.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)
Приёмный котлован для монтажа проходческого щита "Аврора" глубиной 30 метров


2. Первая точка осмотра - место будущей станции "Горный Институт" (проектное название - "Большой Проспект"), что на примыкании Косой линии и Большого проспекта ВО. Вдали хорошо виден визуальный ориентир - здаие биржи "С-Петербург". Там около неё есть ещё одна метростроевская площадка - ствол №572.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

3. Если повернуться немного левее, то просматривается перспектива Косой линии. Отдельно стоящего вестибюля тут не будет, он будет подземный с двумя выходами, под пересечением Косой и Большого. На фото - работает маркшейдер, а за ограждением - огромный котлован под проходческий щит наклонного хода, он называется "приёмный" (принимает щит) или "стартовый".
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

О котловане - несколько ниже по тексту; а сперва, чтобы вам был понятней фронт работ и точная локализация стройки - лирическое отступление с картой и рендерами станций.

Схема-1.
Красный квадрат - место будущей станции. Название пока точно не определено - сейчас "Большой Проспект", но был вариант и "Горный Институт". Хотя на мой взгляд, первый вариант более точен. Так как до Горного ещё идти, а сама станция будет прямо на Большом просп. ВО. Предполагается, что после постройки эта станция на оранжевой линии будет самая нагруженная и увеличит наполнение 4-й линии пассажиропотоком почти в полтора раза. Ну и соответственно, она параллельно разгрузит трафик на крайне загруженную "Василеостровскую". На ВО очень большая суточная маятниковая миграция - студенты, офисные работники, сфера услуг и проч. Да и сам В.О. - густонаселенный район.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

Первая очередь продления Четвертой линии (Лахтинско-Правобережной) включает две станции - "Театральная" и "Бол. Проспект". Пуск движения по плану - конец 2019 г. (IV квартал). Протяженность строящегося участка - 3,63 км. После пуска участка длина линии будет составлять 14,84 км.

4. Станция «Театральная» – станция глубокого заложения, пилонного типа, с наклонным ходом для 4 эскалаторов. Строительство надземного вестибюля планируется на пересечении ул. Декабристов и ул. Глинки.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

Согласно проекту, внутреннее убранство ст. «Театральная» выполнено в серо-голубых тонах и напоминает интерьеры театральных подмостков. Арочные конструкции на платформе похожи на распахнутые театральные кулисы, на стенах изображены силуэты танцующих артистов балета, в дизайне подвесных люстр гармонично сочетаются стили классицизм и модерн.

С "Театральной" есть нюанс - хотя у Мариинки стройка идёт вовсю (вы видели, там пол-площади загорожено и пробурен рабочий ствол), но 1-й этап предусматривает сооружение станции в конструкциях и проход поездов без остановки - выход в город ещё не будет готов. Дело в том, что "город СПб" (заказчик, Смольный) ещё не определился точно с местом расположения выхода со станции. Как только город предоставит высвобожденное место и площади для размещения оборудования - будет объявлен отдельный конкурс на достройку. Поэтому тут всё зависит от Смольного, а затем уже от Метростроя - который исполнитель.

5. А это - рендер "Большого проспекта". Обратите внимание - тут применено сочетание светло-коричневого (земля Вас. острова) и серо-голубоватого (невская вода). Станция «Большой проспект» («Горный институт») - станция глубокого заложения, пилонного типа, с наклонным ходом для 4 эскалаторов. Проектом предусмотрено строительство одного надземного вестибюля на пересечении Большого проспекта В.О. и Косой линии.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

По замыслу архитекторов в оформлении подземного вестибюля ст. «Большой проспект» («Горный институт») будет воплощена идея Доменико Трезини о превращении Васильевского острова во вторую Венецию с параллельными каналами вместо улиц. Тему воды обыграют цветовым решением, для этого пилоны облицуют светло-голубым мрамором.

Теперь пойдём смотреть стройплощадку.

6. Мойка колёс грузовиков на выезде в город (обязательная процедура).
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

7. Подготовленные большие тюбинги, для будущей платформы щита "Аврора".
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

8. Над приёмным котлованом уже стоит козловой кран для монтажа проходческого щита наклонного хода. Элементы для монтажа начнуть по план-графику подвозить с конца августа. На монтаж и сборку щита отводится ~2 месяца.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

9. Котлован уже готов, стены в грунте забетонированы, глубина - почти 30 метров. Реально, здоровенный по масштабу - посмотрите хотя бы на фигурки рабочих. Кольцо - обозначает начало проходки будущего наклонного хода. А станция будет глубокая, 70 метров - ведь тоннель сюда придёт из грунтов под Большой Невой.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

10. Спустимся на десяток метров вниз.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

11. Вид вверх.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

12. Можно посмотреть с этого яруса.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

13. Вот здесь будет монтироваться "Аврора".
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

Схема-2.
Принципиальная схема проходческого щита наклонного хода. Аппарат разработан специально для петербургского Метростроя и опробован на строительстве станций глубокого заложения «Обводный канал», «Адмиралтейская» и «Спасская». Здесь надо добавить, что Петербург был первым городом в мире, кто решился использовать и заказал такую машину (2007). Правда, первой реализовала такую проходку наклонного хода Москва, хотя там заказали подобный щит чуть позже - по той причине, что там деньги выделялись быстрее и принятие решений по цепочке согласований тоже быстрее.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

14. Вот так он встанет в показанный выше приемный котлован, после завершения монтажа, и пойдёт вниз, на глубину 70 м.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

15. Здесь видно, как расположен котлован относительно примыкания Косой линии к Бол.Проспекту ВО.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

* * *
Теперь едем дальше вглубь острова - дальше на перегоне к "Морскому Фасаду" расположен ствол №571, предназначенный для выемки породы и подачи в тоннели элементов оборудования и оперативного снабжения во время стройки. А после пуска линии он превратится в стандартный венткиоск.

16. Заходим на территорию. Стоит автокран, опускающий в шахту разное оборудование.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

17. Вид на верхнюю часть ствола.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

18. Вокруг ствола - трубы с хладагентом. Это - для замораживания почвы и более производительной выемки породы (вся вода в содержимом породы замерзает, и если на пути почвы обводнённые - то жидкая грязь превращается в твердые фракции, более пригодные для выемки).
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

19. Первые два верхних слоя выложены большими бетонными тюбингами, а всё, что ниже - чугунными.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

20. Можно спуститься на площадку ниже, оттуда лучше видно.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

21. Сейчас проходка вовсю идёт, так что глубина шахты пока - метров 25. До 70-ти ещё много.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

Для меня было большим сюрпризом узнать, что обычно вертикальные стволы для будущих вентшахт проходили фактически вручную (отбойными молотками), и только недавно стали применять вертикальные проходческие щиты. Раньше получалось так, что монтаж и демонтаж очень сложного сооружения, коим является щит, занимал больше времени, чем проходка узкого ствола традиционным шахтным способом. Поэтому делали вручную. Однако сейчас создан стволопроходческий комбайн российского производства (г. Тула), который сделан по заказу «Метростроя». Таким образом, сумели механизировать разработку грунта на узком стволе, выдачу породы на поверхность и последующий монтаж обделки - теперь даже с учетом времени на монтаж/ демонтаж работа "под ключ" получается заметно быстрее. Кроме того, нужно меньше рабочих - почти втрое.

22. Механик подземных работ Управления Механизации Сергей Денисов, дававший пояснения по работе щита.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

23. Щит СПК-6.0 в работе. Как раз идёт проходка, и вся конструкция постепенно погружается все дальше и дальше.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

Схема 3.
Принципиальная схема вертикального проходческого щита тульского производства. (+ наглядное видео по технологии процесса)
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

24. Ещё один сюрприз для меня: оказывается, обычную воду сюда привозят вот в таких кубических емкостях! Для текущих нужд.
- Хорошо, а почему просто не вызывать водовозку, если нужна вода?
- Так ведь для грузового транспорта нужно спец. разрешение, оно и денег стоит, и время вьезда ограничено. Кроме того, вода может понадобиться и внезапно, во время технологического процесса - так что, останавливать конвейер и ждать, пока она приедет? Именно поэтому запас вводы в емкостях сегда есть, и он нужного качества.
Как строится оранжевая 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

В общем, фронт работ на "оранжевой" линии разворачивается вовсю.
К концу года, после монтажа щита "Аврора" пойдёт проходка наклонного хода станции.
Проходка горизонтальных тоннелей уже вовсю идёт.
Также, параллельно, строятся вертикальные шахты для обеспечения процесса.

Спасибо за внимание!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все ли жители столицы Украины такие «свидомые», какими их показывают СМИ? 26 августа 2015 года , в самый разгар АТО, журналист украинского «Нового канала» провёл интересный эксперимент прямо в центре Киева . Цель эксперимента: выяснить, насколько столичные ...
Вот расплодилось же лакшери-блогеров. Всё больше моих знакомых стали летать бизнес-классом, отдавая за билет даже больше, чем я трачу на всё путешествие. Стареют! А я летаю в экономе, и знаю, как сделать полёт круче, чем в бизнесе. Есть способ, как занять все кресла в ряду. Хотите, ...
Предупреждение и. о. генерального директора Национального Заповедника «КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА» Между Национальным заповедником «Киево-Печерская лавра» (далее – Заповедник) и Свято-Успенской Киево-Печерской Лаврой (Мужской монастырь) Украинской Православной Церкви (далее – Монастырь) ...
Дважды разорванная история нашей кафедры приводит к тому, что даже о фронтовиках информацию собираем по крупицам. Сделали с коллегами к Дню Победы мемориальную доску , куда поместили всех фронтовиков, о которых имеем сведения, восстановленные по архиву МГУ, "Памяти народа" и проекту ...
Делал дома ремонт, в одной из комнат что-то типа гардеробной. Решил собрать туда комод. Ну, дальше как у меня это получилось. Брусок, как и фанеру, купил в Леруа Напиливаю Все крегом - великая штука) Скрутил Запилил уголок, тоже из Леруа Направляющие Так ...