Был ли Иисус Христос за соблюдение закона?

топ 100 блогов pycckomy21.10.2025 Нагорная проповедь.jpg

Барт Эрман пишет: "Воспоминания Матфея об Иисусе серьезно отличаются от воспоминаний Павла еще в одном отношении. Павел не хотел, чтобы христиане (во всяком случае, языкохристиане) соблюдали еврейский Закон. В Евангелии от Матфея же Иисус предстает как еврей, который и сам идеально соблюдал Закон, и заповедал ученикам соблюдать. Для Матфея Иисус – это еврейский Мессия, посланный еврейским Богом еврейскому народу как исполнение еврейского Закона. Следовать за Иисусом, значит, брать за образец жизнь еврея Иисуса, в том числе соблюдать Закон, причем соблюдать его даже лучше, чем большинство вождей иудаизма (Мф 5:17–20). Для этого нужно не только исполнять в буквальном смысле заповеди (например, «око за око и зуб за зуб»), но и вникнуть в их глубинный смысл («подставь другую щеку»; Мф 5:21–48), тем самым став «совершенным» перед Богом (Мф 5:48). И если, с точки зрения Павла, Христос принес «конец Закону» (Рим 10:4), Матфей видит ситуацию иначе: Христос заповедал неукоснительное соблюдение Закона".

Барта Эрмана, видимо, натолкнули на это умозаключение слова: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф.5:17).
Однако, зададим вопрос, соответствует ли этим словам содержание?

Если мы пробежимся по Нагорной проповеди, которую цитирует здесь Эрман и в которой произнесены и слова об исполнении закона. то с первых строк натолкнемся на несоответствие.
"Блаженны нищие духом..." С этого начинается как Нагорная проповедь, так и первая из заповедей блаженств.
Как это соотносится с прославлением убийц в Ветхом завете?
Противоречит, верно?

Какие добродетели были у тех же Иисуса Навина и Давида?
Разве не было у них всего лишь две добродетели на двоих, да и те очень сомнительные: раболепие по отношению к Богу и массовые убийства людей?
Ветхий завет, вопреки распространенному заблуждению, не запрещает убийства. Напротив, он их прославляет. Убивать в Ветхом завете запрещено только подельников, т.е. своих братьев израильтян. Как и у воров: воровать же у воров добродетель, но воровать у своих запрещено.

И так далее в том же духе по всем заповедям блаженства. Заповеди блаженства и кровожадность Ветхого завета - два антагонистичных мира.
За одним исключением. В Ветхом завете уже пробивается идея о защите вдов и сирот. А это соответствует духу матфеевского "блаженны милостивые".

Что у нас дальше по Нагорной проповеди?
А далее прямое переписывание закона. Серия заповедей типа: "Вы слышали, что сказано древним: ...А Я говорю вам".

Частично, это корректировка, частично - отмена. Ветхий завет разрешает разводиться - Матфей запрещает. Ветхий завет освящает клятвы - Матфей осуждает. Ветхий завет предписывает талион (око за око), Матфей - предписывает подставлять щеку. Ветхий завет предписывает ненавидеть врага, Матфей - любить врагов.

Вспомним, что "Господь" говорит в Ветхом завете. "И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином; хулил сын Израильтянки имя Господне и злословил. И привели его к Моисею;и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. И сказал Господь Моисею, говоря: выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями" (Лев.24:10-14). Никакой любви, никакого прощения. Вот вам и role model.

Двигаемся далее. Награда праведникам в Ветхом завете - это сокровища на земле. Праведники в Ветхом завете осыпаются богатствами, а неугодные Богу убиваются (с неугодными часто убиваются десятки тысяч невинных, но это косвенные потери). Сравните с Матфеем: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут" (Мф.6:19).

В целом, дух Ветхого завета - это накопление мамоны. Люди тогда ничем другим не могли заниматься. Не существовало еще ни концепций спасения мира, ни духовного усовершенствования, даже концепций науки и книжности не было в Ветхом завете. Поэтому в Ветхом завете было две главные ценности: раболепие перед старшими и накопление мамоны.

У Матфея же противоположное: он нигде не настаивает на раболепии и предписывает освобождение от мамоны: "Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться" (Мф.6:25).
А вот далее у Матфея следует блестящая строка, актуальная и доныне: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" (Мф.6:33). Эта концепция совершенно чужда Ветхому завету. Ветхий завет - это мир рабов, жадных до крови и мамоны. Никакого поиска.
Сравните еще у Матфея: "Не судите, да не судимы будете" и такое предписание у ветхозаветных ханжей: "Если... не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями" (Втор.22:20-21).
Матфей будто обращается далее к этим изуверам, которым разрешено было насиловать пленниц: "И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" (Мф.7:3)

Достаточно?
Мы можем идти здесь далеко, раскрывая антагонистичность Матфея и Ветхого завета. Например, тщеславность заповедей Яхве и матфеевское: "кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою" (Мф.20:26). Или можем обратить внимание на то, что называлось чудесами у Матфея (исцеление страждующих) и в Ветхом завете (казни египетские), но, полагаю, и одна Нагорная проповедь вопиюща.

Почему же Христос у Матфея говорит "не нарушить пришел Я, но исполнить"? Да потому что его забили бы камнями, если бы он сказал, что пришел нарушить.
Иногда нам приходится врать, чтобы достичь успеха.

Помню, в детстве, перед рентгеном, тети-доктора, когда давали мне на ложке какую-то мерзкую смесь, издевательски спрашивали "Любишь кашку?" Но это совсем не было похоже на кашу с маслом, которую я любил.
Так устроен наш мир. Даже праведникам приходится лгать для того, чтобы спасти мир (хочется прибавить здесь, как прибавляют перед роликами с трюками "Не пробуйте повторять это самостоятельно", если это, конечно, не вопрос жизни и смерти).

Матфей не призывает соблюдать закон, он его разрушает. Но ему приходится лгать во спасение.
Матфей и Ветхий завет - это как свет и тьма, как добро и зло, как дикость и цивилизация.
Почему же такой интеллектуал как Барт Эрман не увидел за ширмой истинного смысла?

Ну потому что мы все совершаем ошибки. Даже в простых вещах. И не должны друг друга за это осуждать.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Завершила проект "Не будить!" "У меня уже готов для тебя букет котов"...)) Впервые не пользовалась пяльцами, вышивала на руках. Очень понравился чёрный бэкстич, получила огромное удовольствие от процесса. По поводу набора - мулине хорошее, практически не перекручивается, ниток осталось ...
Летом часто отдыхаем, выезжаем на природу и на дачу. Кровососы достали, и не средства работают против них на 100%, как того хотелось. Знакомая рассказала, как бороться с комарами при помощи эфирных масел. Будем пробовать. Поделюсь советами, может быть кому-то пригодится. Масло можно до ...
ЗЕМНЫЕ ЗВЕЗДЫ – БЕЛЫЕ ЦВЕТЫ Земные звезды – белые цветы: Гвоздики, астры, хризантемы, Они, подобные антеннам, К светилам хрупкие мосты. Любуюсь светлой красотой И лепестков небесной тканью, Их гармоничной простотой, К ним прикасаясь нежно дланью. ...
Вот прямо преследует меня этот сюжет. Вот она - достойная женская судьба. Вот прямо такая она вся роковая, что все ее хотят и в итоге погубят до смерти. Не, трагично, конечно. Пропала девка ни за грош. Все любили, а толку чуть. В таких сюжетах главное то, что они быстрые. В реале все ...
Ну я даже не знаю, что и делать теперь. Бросать музыку, идти на завод...Ну и всем известное, конешно ...