Как стать старлеем советского ВМФ, не проведя на флоте ни дня.
igor_piterskiy — 23.02.2021И не приняв присяги. Думаете, такое невозможно? Я сам бы не поверил, если б кто рассказал. Но этот случай произошел именно со мной. По-моему, яркий пример советского бардака.
Начну издалека. Когда я учился в горном техникуме, то мало сомневался, что по окончании придется пойти в армию. Я не особо этого боялся и не собирался уклоняться. Но буквально за пару месяцев до окончания, когда я уже готовился писать дипломную работу, произошел случай, который круто изменил мою судьбу. Встретил я куратора нашей группы, а он мне говорит: у тебя отличные оценки по специальным предметам, почему бы тебе не попробовать выйти на "красный диплом"? По тогдашним нормам для этого надо было иметь 75% отличных оценок и не иметь "троек".
Мысль эта показалась мне интересной. Надо сказать, что сначала я учился не очень, но потом взялся за ум. Поэтому у меня были не очень хорошие оценки за первые два курса, многовато "четверок" и даже пара "троек", по математике и по горному делу. Проведя подсчеты, я пришел к выводу, что задача реальна, но, конечно, в первую очередь надо исправить "тройки". Составив план кампании, я приступил к обходу преподавателей соответствующих предметов.
"Тройка" по математике - это был несчастный случай. На самом деле, математика мне всегда давалась легко, и я был на хорошем счету у преподавателя. Но так получилось, что ночь перед экзаменом я провел толком не спавши в общем вагоне, а на экзамен пришел практически прямо с вокзала. И, конечно, плохо соображал. Преподаватель ставил мне "тройку" с явным сожалением. А когда я пришел к нему с вопросом о пересдаче, он просто взял зачетку и переправил "тройку" на "пятерку". "Я помню, что ты хорошо учился, но на экзамене был сам не свой".
С горным делом - другая история. Это был очень обширный и скучный предмет, минимум на половину состоящий из изложения "Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах" (толстенькая такая книжечка на несколько сотен страниц). Что-то плохо он у меня пошел, и я посещал занятия нерегулярно, а преподаватель все это фиксировал. Я чувствовал, что на экзамене будет не просто, а поскольку конспект у меня был очень неполный, то взял в библиотеке учебник (тоже нехилого объема). И несколько дней перед экзаменом все собирался начать его читать. Но отвращение удалось преодолеть только в последний вечер, и я полистал учебник, так сказать, на сон грядущий. Утром прихожу на экзамен, беру билет и понимаю, что я знаю ответы по всем вопросам. Откуда?! Хрен знает, но преподаватель не нашел к чему придраться. Явно недовольный, он начал задавать мне кучу дополнительных вопросов. И я на все ответил! До сих пор не понимаю, как это произошло. Что-то запомнилось на занятиях, которые я все же посетил, что-то осело при перелистывании учебника. Во память-то была! Но хорошую оценку преподаватель все же не поставил. Заявив, что плохая посещаемость - это непростительно, он влепил мне "трояк". Суровый мужчина! Каково же было мое удивление, когда в ответ на просьбу о пересдаче он тоже переправил "тройку" на "пять", сказав, что на экзамене я на самом деле ответил на "отлично".
Теперь осталось переправить еще несколько "четверок", чтоб добить процентную норму. Я начал обходить соответствующих преподавателей. Кто-то предлагал реально пересдать, кто-то ставил "пять" так, и в конечном итоге я набрал 75%, не пересдавая ничего! Вся операция заняла не больше недели. Дипломную работу я легко защитил на "отлично", и вот он - "красный диплом".
А "красный диплом" давал право на поступление в институт сразу после техникума. Так что сразу после защиты, где-то в мае, я укатил в город Ленинград, как потом выяснилось, навсегда.
Вступительные экзамены проходили, если я правильно помню, в июле, так что у меня было время как следует погулять по Ленинграду, аккурат в разгар "белых ночей". Тем более, скоро подъехал друг, тоже собиравшийся поступать, и с деньгами не было проблем - на последнем курсе техникума я полгода провел в шахте на практике и заначил изрядную сумму (я потом лет 10 столько не зарабатывал). До подготовки ли к экзаменам тут?! Я нихрена и не готовился. Совсем. Как отличнику, мне достаточно было сдать на "пять" один предмет - физику. Прихожу на экзамен, беру билет: один вопрос по механике, один - по электричеству, один - по оптике. Первые две области я знал отлично, а вот оптикой как-то никогда не интересовался. Что я и сказал молодому ассистенту, принимавшему у меня экзамен, после того, как ответил на первые два вопроса. Он: "Ай-яй-яй, как нехорошо!", и начал накидывать мне задачки по механике и электричеству. Штук 15. Я их легко решил, но все же был несколько удивлен, увидев в экзаменационном листе "отлично". Уже потом я понял, что отношение к отличникам техникумов было несколько другое, чем к отличникам из школ, их считали ценными кадрами.
Вот так, почти не приходя в сознание, я и оказался студентом. Между прочим, на какую специальность я на самом деле поступил, выяснилось только сильно позже. Я ошивался у стенда для поступаюших, когда ко мне подошел преподаватель-консультант. Он-то и уговорил меня потупать на специальность, которая на стенде называлась "Радиоэлектронные устройства". И номер - 0707. Много позже, уже подрабатывая на своей кафедре лаборантом, я узнал от сотрудника, что у этой специальности нет никакого официального названия, только номер. А "Радиоэлектронные устройства" - это они сами придумали, типа абитуриенты иначе не поймут. Почему нет названия, я выяснил к последнему курсу, когда начались узкоспециальные предметы. Реальную специализацию можно было назвать "Управление снарядами с помощью радиотехнических средств". Сами понимаете, сугубо военная тема. Зато доплачивали 15 руб. к стипендии, 55 вместо 40. Часть лабораторных работ на 5-м курсе происходила на секретном оборудовании, например, на распотрошенной настоящей корабельной крылатой ракете, так что допуск был обязателен.
Хотя допуск оформляли еще раньше, для военно-морской кафкдры. Да, неожиданно для себя я попал в будущие военные моряки. Конкретно из нас готовили спецов по профилю - командиров группы управления ЗРК "Волна", основными носителями которого были БПК 61-го проекта (см. картинку выше). Надо сказать, что я ухитрился непонятно по какому наитию принять в самом начале обучения очень правильное решение. Когда начали выкликать желающих пойти в "секретчики" (обязанность - получать и сдавать секретные тетради и книги), то я вызвался. Несколько неожиданно для самого себя. И чуйка не подвела - "придуркам", если в лагерных терминах, ставили экзамены автоматом. В каждой группе их было 2 - "командир отделения" и "секретчик". Так что все тонкости этого замечательного ракетного комплекса, которому тогда было уже за 20 лет, но он все еще считался секретным, прошли мимо меня. Оно и к лучшему. Вдруг кому выдал бы военную тайну? "Меньше знаешь - крепче спишь". В целом, военно-морская кафедра не доставила мне больших проблем, преподаватели, которых мы ласково называли "черными полковниками" (см. "греческая хунта"), в основном были люди незлобные. За некоторыми исключениями. Один такой козел, капраз, как-то устроил нам выволочку за то, что многие ходили тогда с пластиковыми пакетами с иностранными надписями (была такая мода в СССР). Дескать, непатриотично! Я стоял в первом ряду в приобретенной по случаю итальянской куртке по типу американской армейской М65 с итальянским и американским флагами на рукаве и чувствовал себя немного неуютно. Но, похоже, установка бороться была только с пакетами. Я в этой куртке все время ходил, никто так и не обратил внимания.
Где-то за полгода до окончания нас погнали на военную медкомиссию. А у меня была близорукость еще со школьных времен. Я и в шахту попал нелегально, подделав запись окулиста. На подземных работах были довольно суровые требования - 1.5 в сумме на оба глаза. В плавсоставе советских ВМФ, как выяснилось - намного ниже. Но все же я заметил, что окулист из комиссии засомневался, хотя и поставил мне "годен". Не знаю, откула у советского народа такая любовь к эти плавучим железным коробкам, но лично я никогда туда не рвался, тем более, что в молодости очень страдал от качки (потом начисто прошло). И мысль выписаться из плавсостава мне очень понравилась. Уж не помню как, но я смог пойти на комиссю еще раз, с другой группой. И немного окулисту помог. Он посомневался, но все же поставил "не годен".
После защиты диплома всю группу отправляли на сборы в Севастополь, на корабли. Я пошел на кафедру спросить куда мне. А, отвечают, никуда. Для береговой службы, куда меня записали, сборы не предусмотрены. Честно говоря, я ждал какой-нибудь подлянки, но придя через пару месяцев, когда сборы закончились, успешно получил военный билет со званием "лейтенант". Присягу все принимали на кораблях, так что я остался и без нее тоже.
И после окончания института меня не беспокоили сборами. То ли береговая специальность никому нафиг была не нужна, то ли не могли найти (я часто менял место жительства и почти не жил по месту прописки). В общем, до второй половины 90-х я никаких вояк не видел. Тогда пришлось сходить в военкомат из-за перепрописки, где я узнал, что повышен в звании до старшего лейтенанта. С тех пор не было случая. Может, уже каплей?
P.S. Не знаю, стреляли ли из ЗРК "Волна" по врагам, но точно он успешно утопил БПК "Отважный". Наши преподаватели говорили, что в результате отменили регулярную проверку ракет. Якобы после такой проверки что-то в ракете осталось в неправильном положении, и когда подали электропитание (это делается еще в погребе, чтоб ракета успела прийти в боевую готовность) немедленно запустился двигатель, от которого и произошел подрыв всего погреба.
|
</> |