Как создаются параллельные реальности
radmirkilmatov — 03.01.2025
О том как создают химеры и «альтернативные» реальности — Хорхе
Луис Борхес в рассказе «Тлён, Укбар, Орбис
Терциус», 1940 год, сборник «Сад расходящихся тропок»).
Борхес рассказывает про шутку группы «посвященных», в результате
которой создается вымышленная страна, о нереальности которой знают
только единицы.
С годами придуманный интеллектуалами миф становится все более и
более реальным. Появляются новые книги и артефакты, связанные с
придуманной реальностью. В итоге, вымысел заполняет собой все
пространство, и уже реальность становится более похожа на какой-то
миф.
В новой реальности все меньше тех, кто знает правду. Небольшая
вымышленная страна за 10 страниц рассказа вырастает до размеров
планеты — а реальный мир «свертывается» до размеров вымысла в
головах немногих посвященных.
Когда Борхес писал эту историю, он еще мог видеть. К своему
следующему сборнику он ослеп. Некоторые части нашего мира требуют
осторожности и «гигиены». Так же спустя полвека братья Вачовски
заглянули за границы реальности — и стали «сестрами Вачовски». Так
герой «Пиковой дамы» столкнулся с ценой, о которой не подозревал.
Плата за выход за пределы мира — велика. Это расплата за то, что
человек начинает видеть мир иначе.
Рассказ построен как детективное расследование. История
рассказывается от лица писателя, упоминаются реальные лица, в том
числе, из окружения Борхеса, что запутывает читателя и смывает
границу между реальностью и вымыслом. События подаются
приблизительно в том же порядке, в котором автор узнаёт о них или
осознаёт их значение с 1935 по 1947 (и еще дальше в будущее).
Все начинается с энциклопедической статьи о загадочной стране
Укбар, которая является первым упоминанием не известного мира, где
действуют особые физические и метафизические законы... Чем не
статья про «Тартарию» в британской энциклопедии, которая свела с
ума тысячи наших соотечественников, сомневающихся в прошлом нашей
страны?
Первоначально Укбар считают малоизвестной областью Ирака или Малой Азии. В разговоре с Борхесом (соавтор многих рассказов) Биой Касарес вспоминает слова некого философа из Укбара: «зеркала и совокупление отвратительны, ибо умножают количество людей». Борхес хочет узнать, где Касарес это прочел.
Тот отсылает его к статье об Укбаре в Англо-американской
энциклопедии, «буквальной, но запоздалой перепечатке» Британской
энциклопедии 1902 года. Рассказчик, пытаясь выяснить, что из себя
представляет этот странный Укбар, проводит библиографическое
расследование. Выясняется, что Укбар упоминается только в одной
статье этой энциклопедии, и что страницы со статьей есть только в
некоторых копиях этой книги.
Рассказчика привлекает указанный в энциклопедии факт, что
«литература Укбара имела фантастический характер и что
тамошние эпопеи и легенды никогда не отражали действительность, но
описывали воображаемые страны Млёхнас и Тлен».
Затем идет история друга отца Борхеса Герберта Эша. К Борхесу попал
гораздо более значительный артефакт (один из всё более необычных
объектов, упоминаемых в рассказе): одиннадцатый том (тоже непонятно
существующей на самом деле — или нет) «Первой
энциклопедии Тлёна». В книге в двух местах напечатан
«голубой овал со следующей надписью: „Orbis Tertius“» (третий мир),
в ней говорится о реалиях неведомой планеты.
Затем история Тлёна и Укбара выходит за рамки знакомых Борхеса.
Учёные, имена которых нам ничего не скажут, ведут обсуждение,
возможно ли отдельное существование одиннадцатого тома, или оно
предполагает наличие всей энциклопедии. Предлагается
восстановить историю, культуру и даже языки этого мира. Потому
что «наследие нельзя забывать, и забытую
культуру - надо изучать и поддерживать».
Приводится описание языков и философии Тлёна, которая становится
одной из важных тем рассказа. Жители Тлёна, как и подобает
вымышленным обитателям вымышленного мира, придерживаются крайних
форм субъективного идеализма, не признавая реальность мира. Они
воспринимают мир не как «собрание предметов в пространстве», а
скорей как «пестрый ряд отдельных поступков».
В одном из (вымышленных) языков Тлёна нет существительных, наиболее
часто используемыми частями речи являются безличные глаголы с
определениями в виде односложных суффиксов или префиксов). Борхес
приводит фразу «луна поднялась над рекой», буквально означающей:
„вверх над постоянным течь залунело“».
Один из переводчиков Борхеса на английский язык писал, что слова
Борхеса на этих языках («аксаксаксас млё») это издевательский смех
автора. В другом языке Тлёна «первичной клеткой является не глагол,
а односложное прилагательное. Существительное образуется путем
накопления прилагательных. Не говорят „луна“, но „воздушное-светлое
на темном-круглом“ или „нежном-оранжевом“ вместо „неба“».
Нереально... С другой стороны, строение семитских языков или
китайской речи для человека русской культуры - не менее
странно.
Оказывается, что в мире, где в языках нет существительных (или они
образуются путём сочетания других частей речи по прихоти
говорящего) — нет объектов как таковых. Там оказывается невозможным
возникновение большинства направлений западной философии.
Без существительных — основы суждений — невозможно осмысление
знаний. Без существования истории невозможно существование
телеологии, демонстрирующей разум, творчество, волю и
целесообразности бытия. Если один и тот же объект воспринимается в
различные моменты времени как различные объекты, то невозможно
осмыслить знания на основе опыта.
Но не надо мудрить. В нашем языке бывают такие же ситуации. Мы
понимаем, что слово «жопа» - часто не какая-то часть тела, а оценка
реальности и «некий комплекс мероприятий».
Но вернемся к Борхесу: Тлён, как один из миров, о котором говорится
в рассказе — это мир идеализма и субъективности, за одним
исключением — в нем нет вездесущего Божества, воспринимающего мир и
обеспечивающего единообразность вселенной. Бесконечно меняющийся
мир Тлёна привлекает людей с игривым склоном ума, «прозрачные тигры
и кровавые башни» восхищают обывателей. Но мировосприятие жителей
Тлёна требует отказа от большей части положений, которые мы считаем
сами собой разумеющимися.
Вы еще здесь? Когда я читал этот рассказ Борхеса в первый раз, я
«отключился» раньше... Но это не «клиника». Клиника будет, когда
рассказ закончится — и Вы иначе задумаетесь о мире вокруг. Мы не
сомневаемся в мифических корнях украинской культуры. Но
чужие шутки смешны только тогда, когда в них есть повод смеяться
над собой...
Продолжаем.
В эпилоге (будущее по отношению ко времени написания рассказа)
рассказчик уже знает о том, что Укбар и Тлён — вымысел, результат
трудов «тайного общества», созданного в начале XVII в., членом
которого был даже ирландский философ епископ Беркли (упоминаемые
участники являются действительными историческими фигурами...
Словом, понять, где Борхес пересекает границу реального, а где
находится в ее «рамках» невозможно).
Новые сведения о проекте (и его создателях) появляются только через
два столетия, в 1824 году, когда в общество вступает Эзра Бакли
(вымышленный персонаж), эксцентричный миллионер из Теннесси,
который высмеял скромный масштаб деятельности общества и предложил
сделать работу «по американским» масштабам: вместо
страны - создать целую планету Тлён, разумеется, при условии, что
проект останется в тайне.
Было решено, что будет написана энциклопедия, посвящённая
вымышленной планете, и что «это произведение не вступит в союз с
обманщиком Иисусом Христом» (и, соответственно, с Божеством
епископа Беркли). То есть, развитие проекта уже идет на отрицании
первоначальной цели. И Эзра Бакли намерен доказать несуществующему
Богу, что смертные способны не хуже Его создать целый мир.
Когда оказывается очевидным, что одному поколению не под силу
создать целую страну (Укбар), каждый из основателей согласился
найти ученика, который бы продолжал работу и также с течением
времени нашёл бы себе преемника.
В начале 1940-х годов (будущее по отношению ко времени написания
рассказа) проект Тлёна перестал быть секретным и начинает влиять на
наш мир. С 1942 года объекты с Тлёна как по волшебству начинают
появляться в нашем (реальном) мире. Хотя позднее у нас и появляются
основания считать их подделками, они всё равно должны были быть
продуктами тайной технологии и неизвестных широкой общественности
научных достижений.
После того, как все 40 томов полного издания «Первой энциклопедии
Тлёна» найдены в Мемфисе, воображаемый Тлён начинает вытеснять
культуры, существующие в действительности (кстати, одиннадцатый том
полного издания отличается от более раннего, отдельного, тома: там
нет таких невероятных деталей, как «размножение „хрениров“»: «можно
предположить, что эти исправления внесены согласно с планом
изобразить мир, который бы не был слишком уж несовместим с миром
реальным». Очевидно, идеи могут менять материальный мир только до
определённых пределов).
Жители Тлёна верят в реальность восприятия, а не воспринимаемой
действительности. И «хрёниры», о которых идет речь, это ментальные
копии объектов, существование которых было обусловлено незнанием
или надеждой, причём «в хрёнирах одиннадцатой степени наблюдается
чистота линий, которой нет у оригиналов».
«Orbis Tertius» («Третий мир») — это рабочее название нового, более
детального выпуска сорока томов энциклопедии «благонамеренного
общества». Это уже издается на одном из языков
Тлёна.
В то время как рассказчик и его учёные коллеги продолжают
заниматься исследованиями философии, языка и литературы Тлёна,
обыватели постепенно начинают узнавать детали этого «проекта» и
даже перенимать культуру Тлёна.
Определить на котором уровне реальности и вымысла находится
рассказчик, где в рассказе правда, а где вымысел — уже невозможно.
Усложняет задачу то, что другие авторы поздней тоже приняли участие
в литературной игре - мистификации Борхеса.
Рассказ был написан, когда в Европе шла война. В Аргентине новые
правила политики привели к власти Хуана Перона, фашистов и
популистов, которые тоже деформировали представления о реальности,
Добре и Зле.
В эпилоге, действие которого разворачивается в 1947 году, говорится, что Земля отвергает старую реальность, и скорее сама становится Тлёном. Вымысел съел, переварил и переделал реальность...
Рассказчика пугает развитие событий, что позволяет некоторым критикам утверждать, что рассказ является метафорой тоталитаризма, который тогда уже охватил Европу.
Борхес в последних строках рассказа пишет, что сам он предпочитает следовать своим собственным увлечениям: заниматься переложением на испанский «Погребения в урнах» малоизвестного британского мистика 17-го века Томаса Брауна. Возможно, этот перевод и не важнее Тлёна, но он по крайней мере, из этого мира.
Этот Томас Браун до 20-го века был практически нигде не известен. И автор даже не собирается публиковать эту работу. Но вопрос, который возникает у читателя - насколько эта тема отличается от темы «Тлена» — и не является ли вся жизнь и творчество героя Борхеса — работай по освещению, развенчанию и созданию подобных проектов.
Рассказ окончен, и пробиваясь сквозь мысли Борхеса и собственные мысли — ты осознаешь мир, как разные реальности вокруг, начинаешь сомневаться в том, не является ли исторические имена и «современная История» - грандиозными культурными проектами, которые родились и развивались по правилам «Тлена»?
Подобным фантастическим проектом была школа из «Игры в бисер» Германа Гессе. Тема параллельных реальностей и культурных мистификаций — была актуальна в то время.
Сколько подобных проектов на самом деле были пустым каркасом, на который сегодня оказались натянуты наши представления о реальности, истории, культуре — и мире вокруг?
Есть исторический анекдот, как Василий Ключевский, описывая времена Алексея Михайловича, пошутил, что из-за дефицита информации, этого конкретного царя можно назвать «тишайшим». Но уже после Ключевского это прозвище «нашли» в аутентичных документах 17 века.
|
|
</> |
Консольные столики: стильные акценты в интерьере
Анна Ахматова
Без названия
День рождения. Сергей Беликов
Голливуд возмущён новой «актрисой с искусственным интеллектом»
Москва и москвичи в эпоху Николая I (2025)
ЧЕТВЕРГ
Решил поискать на Ютубчике ролик с прохождением горы

