рейтинг блогов

Как создавались костюмы киноэпопеи "Война и мир" (1967)

топ 100 блогов nash_dvor03.09.2021 Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967) __Capture.PNG

В 1967 году на экраны вышла экранизация романа Л.Н. Толстого "Война и мир" - киноэпопея в четырёх частях, одна из самых масштабных работ в творчестве Сергея Бондарчука, занявшая 6 лет его жизни, и одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа.

Киноэпопея получила массу наград: премия "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке (1969). Премия "Золотой глобус" за лучший фильм на иностранном языке (1969). Главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года и множество других

Все началось с того, что в 1956 г. великий русский роман был экранизирован американским режиссёром Кингом Видором, и после того, как  этот фильм вызвал неподдельный интерес у советской публики,  советские кинематографисты всерьёз задумались о необходимости отечественной постановки "Войны и мира", которая раскрыла бы замысел Л. Н. Толстого с русской точки зрения, показала бы не просто любовные драмы российского высшего света и европейские военные разборки начала XIX века, но и показала бы, что такое была Война 1812 года для русского общества и почему она называлась Отечественная

Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967) Qf0fOZQ.jpg

Проект был поистине грандиозным. Киноэпопея  создавалась в течение долгих шести лет (с 1961 по 1967 годы), а сложность поставленных задач потребовала привлечения к постановке консультантов, музееведов, литературоведов, историков, а также других специалистов самых различных отраслей. Размах и серьёзность картины привели к необходимости согласования организационных вопросов с представителями государственной власти. Поэтому контроль над созданием всех четырех фильмов осуществлялся непосредственно Министерством культуры СССР, а съёмки военных сцен регулировались Министерством обороны СССР.

Первой вариант сценария 1961 года сразу совмещал в себе постановку с эскизами художника Е. А. Куманькова и другими изобразительными материалами, наглядно представлявшими эту эпоху

1 Фрагменты Сценария «Война и мир» 1961 г..jpg
Фрагменты сценария "Война и мир" 1961 г. Художник-постановщик Е. А. Куманьков

Но первоначальный сценарий не утвердили, долго решали, будет в фильме 3 или 4 серии, в результате в окончательном проекте было задействовано еще три художника по костюмам: М. Г. Чиковани, Н. В. Бузина и В. М. Вавра.

Если учесть число персонажей, задействованных в эпопее, трудно представить, с каким объёмом работ пришлось столкнуться создателям костюмов. Для разных сцен главным героям требовалось несколько нарядов. Так, например, Андрею Болконскому полагалось 7 костюмов, Пьеру Безухову – 8, Наташе Ростовой – 4. И это только главные герои.

Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967) 1 Capture.PNG
Слева костюм Андрея Бoлконского для фильма "Война и мир". Музей Мосфильма. Справа сцена из фильма
             
Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967) ___333Capture.PNG
Слева мундир императора Александра I в фильме "Война и мир". Музей Мосфильма. Справа артист В.А. Мурганов в роли императора Александра. Пленка делает мундир темнее чем реальный цвет


Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967) 2 Capture.PNG
Слева народный артист СССР В.И. Стржельчик в роли императора Наполеона в фильме "Война и мир". Справа надетый им в сцене слева жилет императора Наполеона из фильма. Музей Мосфильма.


Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967) 2 Capture.PNG
Слева двухуголка и мундир императора Наполеона из фильма "Война и мир". Музей Мосфильма  Справа сцена из фильма

5 Capture АНДРЕЙ СЁМИН.PNG
Вверху костюм из кинофильма "Война и мир" Художник по костюмам Н.В. Бузина Музей Мосфильма. Внизу сцена из фильма с этим костюмом
1 Эскизы.jpg


Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967) 5 Capture.PNG
Слева сцена из фильма. Справа костюм из кинофильма "Война и мир" Художник по костюмам Н.В. Бузина Музей Мосфильма.


А там еще была многотысячная массовка в батальных сценах.

Самой сложной и значимой была работа по реконструкции военной формы, как персонажей, так и участников многотысячной армии. Над этими костюмами работал в основном историк военного костюма и художник Вячеслав Михайлович Вавра (1920−1964), который с невероятной скрупулёзностью – мундир за мундиром изучал и воссоздавал на бумаге солдатские и офицерские униформы различных полков разных армий.

Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967) 7 Capture.PNG
Слева ментик офицера Павлоградского полка со съёмок худ. фильма "Война и мир" Музей "Бородинская битва" (в этом полку служил Николай Ростов). Справа Николай Рыбников в роли Василия Денисова (Дениса Давыдова)
                                     


Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967) 4 Capture.PNG
Слева мундир, в котором будущий народный артист РСФСР С.П. Никоненко снимался в роли русского офицера в фильме "Война и мир". Музей Мосфильма. Справа сцена из фильма, где молодой артиллерист в исполнении Никоненко прогоняет с батареи Раевского, из самого пекла Бородинской битвы, Пьера Безухова в штатском платье
У меня нет никаких сомнений, что если Мосфильм говорит, что это мундир Никоненко, значит так и есть. Но как же пленка цвет могла поменять!


Сохранилось письмо В.М. Вавры директору картины Н.А. Иванову, в котором, поручая "ввиду болезни" решить все вопросы, связанные с цветом и покроем костюмов Е.И. Куманькову и М.Г. Чиковани, художник уверяет, что можно смело придерживаться его эскизов, так как они "выполнены на основании самых авторитетных источников".

1 Письмо В. М. Вавры и эскиз В. М. Вавры.jpg
Письмо В. М. Вавры и эскиз В. М. Вавры

В Информационном центре "Мосфильма" хранится несколько альбомов эскизов с подробной прорисовкой костюмов М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, Наполеона, Александра I, персонажей, задействованных в военных действиях, формы одежды в различных войсковых частях, как русской, так и французской армий.

Целых 5 папок:
1. Эскизы военных костюмов французской армии 1805-1812 гг.
2. Эскизы военных костюмов французской армии 1805-1812 гг. (Персонажи)
3. Эскизы военных костюмов русской армии 1812 г.
4. Эскизы военных костюмов русской армии 1805 г.
5. Эскизы военных костюмов русской армии 1805 – 1812 гг. (Персонажи)

1 Эскизы В. М. Вавры.jpg
Эскизы В. М. Вавры из фондов "Мосфильма"

Некоторые эскизы  В. М. Вавры можно также увидеть в экспозиции Московского музея-панорамы "Бородинская битва"
   

Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967)
Эскизы костюмов для кинофильма "Война и мир"В.М. Вавры. Слева рядовой 23-го драгунского полка. 1812, справа рядовой Саксонского легко-конного полка. 1812. Корпус Эммануэля Груши. Из музея "Бородинская  битва"

Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967)
Эскизы костюмов для кинофильма "Война и мир" В.М. Вавры. Слева рядовой Малороссийского кирасирского полка. В центре рядовой 1-го пехотного Вюртембергского полка. Справа знаки отличия армейских и гвардейских полков. 1812. Из музея "Бородинская  битва"

Для того, чтобы заготовить все постановочные средства для картины: костюмы, амуницию, реквизит, невозможно было обойтись только силами цехов киностудии и театральных мастерских – требовалась организация размещения заказов на предприятиях страны. Только для русской пехоты предполагалось пошить примерно 3000 "полных костюмов" и сверх этого – 1000 "киверов II-го плана", столько же – для французской армии, более 2000 костюмов – для кавалерии и т. д.

В такой ситуации коллектив съёмочной группы "Война и мир" обратился за помощью к представителям государственной власти. В результате переговоров решение этих задач было взято под контроль Госплана РСФСР, Государственного комитета местной промышленности, ВСНХ РСФСР, Главснабсбыта Министерства культуры СССР и Министерства обороны СССР.

Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967) 6 Capture.PNG
Слева костюм гренадера из фильма "Война и мир"   Ейский историко-краеведческий музей имени В.В. Самсонова
В центре эскиз костюма гренадера армейской пехоты. 1812 для кинофильма "Война и мир" В.М. Вавры. Музей "Бородинская битва"
Справа сцена из фильма. Гренадеров узнаешь по киверу на головном уборе

С помощью Госплана РСФСР и Госкомитета местной промышленности к обеспечению костюмами, реквизитом и другими постановочными средствами были привлечены свыше сорока предприятий, в том числе часть предприятий массового производства, что практически и дало возможность в пятимесячный срок подготовить съёмки массовых сцен.

Для примера, кто что изготавливал:
7-я Швейная фабрика им. Тельман – 6500 мундиров
20-я швейная фабрика – 2500 чакчир (военных брюк)
3-я швейная фабрика – 2000 гетр, 900 вольтрапов и чапраков
19-я трикотажная фабрика – 4600 лосин;
13-я кожгалантерейная фаврика – 6200 киверов

Кроме размещения заказов на изготовление необходимого реквизита, часть вещей закупалась в комиссионных магазинах и у антикваров, часть – брали напрокат. Но этого было недостаточно.

Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967) c09056f46a4.jpg
Сцена из фильма

10 Костюмы из кинофильма Война и мир С. Бондарчука. Художник по костюмам Н.В. Бузина. 1965-67. Музей Мосфильм. Выставка Время незабвенное.jpg
Фрагмент платья со съёмок "Войны и мира" из Музея Мосфильма. Платье целиком ниже

Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967) 10 Capture.PNG
Платья со съёмок "Войны и мира" из Музея Мосфильма.

Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967) 10 Capture.PNG
Костюм и платье со съёмок "Войны и мира" из Музея Мосфильма.

Поэтому директор фильма В.С. Циргиладзе обратился к Генеральному директору Киностудии "Мосфильм" с предложением поставить вопрос "о предоставлении, в порядке исключения, права пользоваться предметами из фондов, а в отдельных случаях – из экспозиций музеев и зданий, находящихся под наблюдением управления по охране памятников старины"

Разрешение на предоставление в качестве реквизита для съёмок подлинных вещей, хранящиеся в музеях страны, а также многочисленные съёмки на территориях и в помещениях памятников культуры – было получено. Около 40 организаций предоставили предметы из своих фондов, в основном, конечно это были предметы типа мебели или оружия, одежду музеи не предоставляли

Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967)
Объявление на съемочной площадке

Иногда уже во время съемок возникали достаточно большие проблемы, например,  в сентябре 1963 года лошади, которые принимали участие в массовых батальных сценах, заразились стригущим лишаем. В конце сентября — начале октябре эпидемия стала настолько серьезной, что лошадей приходилось оставлять на карантине в конюшнях.

Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967)
Сцена из фильма

В связи с чем пришлось дезинфизировать все имущество Мосфильма, находящееся на складе и соприкасавшееся с кожным покровом конского состава (чепраки, вальтрапы и т. д.,)

A костюмы, используемые кавалеристами для съемок, должны были быть подвергнуты дезинфекции в пароформалиновых камерах, силами и средствами  медсанроты

Как создавались костюмы киноэпопеи Война и мир (1967)
Сцена из фильма

Отсюдa

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нет, правда, почему? Такое ощущение, что в России есть негласная традиция: "Кто не феминистка - брось в нее камень". Я еще могу понять за что их не любят российские мужчины : позиции феминисток в отношениях, в быту и семейной жизни идут вразрез с тем, к чему привыкли в отношениях, ...
...
- И вот, доктор, упала на колено,неделя прошла, а всё нога болит. Да Вы в курсе- ночью я сегодня на весь округ орала, когда в правильном месте ногу задела. - Больно? а тут?- на снимок идите. -Не вижу ничего, ушиб,- разглядывая мои косточки на снимке. -Доктор, это что-то с мягкими тканям ...
Меня достаточно часто называют порочной дамочкой, постоянно пишущей о сексе. Имею кое-что ответить по данному поводу: 1. Вы меня плохо знаете. 2. Если вас что-то не устраивает - нажмите кнопочку "удалить из друзей" и не учите меня жить. 3. У кого что болит, тот о том и говорит. А у меня ...
- Мама, я повешусь!! - Давай, давай, тогда я тебя накажу!! - А каким образом, можно узнать? Перевесишь меня в угол? Вот действительно… Ведь в жизни часто такое случается, когда возникает не то что желание наказать человека, а как-то проучить. Например, один все время опаздывает ...