Как создавались костюмы киноэпопеи "Война и мир" (1967)
nash_dvor — 03.09.2021Киноэпопея получила массу наград: премия "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке (1969). Премия "Золотой глобус" за лучший фильм на иностранном языке (1969). Главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года и множество других
Все началось с того, что в 1956 г. великий русский роман был экранизирован американским режиссёром Кингом Видором, и после того, как этот фильм вызвал неподдельный интерес у советской публики, советские кинематографисты всерьёз задумались о необходимости отечественной постановки "Войны и мира", которая раскрыла бы замысел Л. Н. Толстого с русской точки зрения, показала бы не просто любовные драмы российского высшего света и европейские военные разборки начала XIX века, но и показала бы, что такое была Война 1812 года для русского общества и почему она называлась Отечественная
Проект был поистине грандиозным. Киноэпопея создавалась в течение долгих шести лет (с 1961 по 1967 годы), а сложность поставленных задач потребовала привлечения к постановке консультантов, музееведов, литературоведов, историков, а также других специалистов самых различных отраслей. Размах и серьёзность картины привели к необходимости согласования организационных вопросов с представителями государственной власти. Поэтому контроль над созданием всех четырех фильмов осуществлялся непосредственно Министерством культуры СССР, а съёмки военных сцен регулировались Министерством обороны СССР.
Первой вариант сценария 1961 года сразу совмещал в себе постановку с эскизами художника Е. А. Куманькова и другими изобразительными материалами, наглядно представлявшими эту эпоху
Фрагменты сценария "Война и мир" 1961 г. Художник-постановщик Е. А. Куманьков
Если учесть число персонажей, задействованных в эпопее, трудно представить, с каким объёмом работ пришлось столкнуться создателям костюмов. Для разных сцен главным героям требовалось несколько нарядов. Так, например, Андрею Болконскому полагалось 7 костюмов, Пьеру Безухову – 8, Наташе Ростовой – 4. И это только главные герои.
Слева костюм Андрея Бoлконского для фильма "Война и мир". Музей Мосфильма. Справа сцена из фильма
Слева мундир императора Александра I в фильме "Война и мир". Музей Мосфильма. Справа артист В.А. Мурганов в роли императора Александра. Пленка делает мундир темнее чем реальный цвет
Слева народный артист СССР В.И. Стржельчик в роли императора Наполеона в фильме "Война и мир". Справа надетый им в сцене слева жилет императора Наполеона из фильма. Музей Мосфильма.
Вверху костюм из кинофильма "Война и мир" Художник по костюмам Н.В. Бузина Музей Мосфильма. Внизу сцена из фильма с этим костюмом
Слева сцена из фильма. Справа костюм из кинофильма "Война и мир" Художник по костюмам Н.В. Бузина Музей Мосфильма.
А там еще была многотысячная массовка в батальных сценах.
Сохранилось письмо В.М. Вавры директору картины Н.А. Иванову, в котором, поручая "ввиду болезни" решить все вопросы, связанные с цветом и покроем костюмов Е.И. Куманькову и М.Г. Чиковани, художник уверяет, что можно смело придерживаться его эскизов, так как они "выполнены на основании самых авторитетных источников".
Письмо В. М. Вавры и эскиз В. М. Вавры
Целых 5 папок:
Эскизы В. М. Вавры из фондов "Мосфильма"
Некоторые эскизы В. М. Вавры можно также увидеть в экспозиции Московского музея-панорамы "Бородинская битва"
Эскизы костюмов для кинофильма "Война и мир"В.М. Вавры. Слева рядовой 23-го драгунского полка. 1812, справа рядовой Саксонского легко-конного полка. 1812. Корпус Эммануэля Груши. Из музея "Бородинская битва"
В такой ситуации коллектив съёмочной группы "Война и мир" обратился за помощью к представителям государственной власти. В результате переговоров решение этих задач было взято под контроль Госплана РСФСР, Государственного комитета местной промышленности, ВСНХ РСФСР, Главснабсбыта Министерства культуры СССР и Министерства обороны СССР.
С помощью Госплана РСФСР и Госкомитета местной промышленности к обеспечению костюмами, реквизитом и другими постановочными средствами были привлечены свыше сорока предприятий, в том числе часть предприятий массового производства, что практически и дало возможность в пятимесячный срок подготовить съёмки массовых сцен.
Кроме размещения заказов на изготовление необходимого реквизита, часть вещей закупалась в комиссионных магазинах и у антикваров, часть – брали напрокат. Но этого было недостаточно.
Сцена из фильма
Фрагмент платья со съёмок "Войны и мира" из Музея Мосфильма. Платье целиком ниже
Платья со съёмок "Войны и мира" из Музея Мосфильма.
Костюм и платье со съёмок "Войны и мира" из Музея Мосфильма.
Поэтому директор фильма В.С. Циргиладзе обратился к Генеральному директору Киностудии "Мосфильм" с предложением поставить вопрос "о предоставлении, в порядке исключения, права пользоваться предметами из фондов, а в отдельных случаях – из экспозиций музеев и зданий, находящихся под наблюдением управления по охране памятников старины"
Разрешение на предоставление в качестве реквизита для съёмок подлинных вещей, хранящиеся в музеях страны, а также многочисленные съёмки на территориях и в помещениях памятников культуры – было получено. Около 40 организаций предоставили предметы из своих фондов, в основном, конечно это были предметы типа мебели или оружия, одежду музеи не предоставляли
Иногда уже во время съемок возникали достаточно большие проблемы, например, в сентябре 1963 года лошади, которые принимали участие в массовых батальных сценах, заразились стригущим лишаем. В конце сентября — начале октябре эпидемия стала настолько серьезной, что лошадей приходилось оставлять на карантине в конюшнях.
Сцена из фильма
В связи с чем пришлось дезинфизировать все имущество Мосфильма, находящееся на складе и соприкасавшееся с кожным покровом конского состава (чепраки, вальтрапы и т. д.,)
A костюмы, используемые кавалеристами для съемок, должны были быть подвергнуты дезинфекции в пароформалиновых камерах, силами и средствами медсанроты
Сцена из фильма
Отсюдa
|
</> |