рейтинг блогов

Как снимали фильм "Назад в будущее"...История спецэффектов

топ 100 блогов amarok_man10.10.2022

Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов

Сложно в это поверить, но фильму «Назад в будущее» исполнилось 37 лет. Теперь уже классика Роберта Земекиса вышла в американский прокат 3 июля уже такого далекого 1985 года. А всё началось со старого школьного фотоальбома


Любой сюжет начинается с идеи — момента озарения, когда автор понимает, что какой-то момент, воспоминание или событие служит отправной точкой, вокруг которой можно выстроить целую историю. В случае с «Назад в будущее» такой отправной точкой стал старый выпускной фотоальбом. Сценарист Боб Гейл нашёл его, когда разбирал старые вещи в подвале дома своих родителей.
Просматривая пожелтевшие фотографии, Гейл с удивлением узнал, что в школьные годы его папа был старостой класса. Гейл вспомнил старосту своего класса, с которым никогда не общался, и задался вопросом: что было бы, если бы он каким-то образом попал в прошлое? Сумел бы он подружиться со своим отцом или у них не нашлось бы общих интересов?

Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов

Когда Боб Гейл поделился этой историей со своим другом Робертом Земекисом, тот мигом вспомнил свою маму. Та очень любила раздавать нравоучения и рассказывать, какой ответственной была в школе и как никогда не целовалась с мальчиками (разумеется, все это не сильно соответствовало действительности). На стыке этих двух историй и родился сюжет про подростка, который попал в прошлое и встретил своих родителей юными.
Что касается эпохи, выбор был очевиден: пятидесятые — то ностальгическое время, когда жизнь была простой и безоблачной (по крайней мере, в далёких детских воспоминаниях Гейла и Земекиса). Вообще, пересматривая голливудские фильмы эпохи «Назад в будущее», несложно заметить, что 1950-е тогда были тем, чем для современных киноделов стали 1980-е.
Кока-кола, видеопиратство и ядерные взрывы
Ранний сценарий «Назад в будущее» серьёзно отличался от известного нам фильма. Например, в нем Марти занимался пиратством — он зарабатывал, продавая нелегальные копии видеокассет. В черновике ещё не было никаких ливийских террористов. Вместо них были  сотрудники спецслужб, посчитавшие, что Док Браун занимается чем-то нехорошим, и устроившие налёт на его лабораторию.
Машина времени в корне отличалась от той, что мы увидели в фильме, — в раннем сценарии не было никакого «Делореана». Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Первый набросок «Назад в будущее» был завершён в феврале 1981 года, за несколько месяцев до начала продаж модели DMC-12 в Северной Америке.

Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов

Так что же представляла из себя машина времени? По сути, она описывалась как стационарная лабораторная установка с лазером. Так что для перемещения в прошлое героям не нужно было разгоняться до 88 миль в час. Вместо этого им требовалось много энергии и… кока-кола. Согласно сценарию, напиток был секретным ингредиентом, благодаря которому машина времени могла отправлять людей в прошлое. Что-то мне подсказывает, что руководство компании потом долго жалело, что не купило этот дерзкий продакт-плейсмент в картине Земекиса.
Финал истории полностью отличался от того, что мы увидели в фильме. Чтобы найти недостающую для путешествия во времени энергию, Док и Марти отправлялись на полигон в Неваду, где проводились ядерные испытания. Для защиты от радиации главный герой залезал в свинцовый холодильник и ждал атомного взрыва, который отправлял его назад в будущее. Теперь вы знаете, откуда создатели «Индианы Джонса и королевства хрустального черепа» позаимствовали, пожалуй, самую известную (и уж точно самую спорную) сцену фильма.
Вернувшись в настоящее, Марти понял, что его действия изменили ход истории. Док из прошлого разгадал состав секретного ингредиента и в результате создал массу изобретений (летающие автомобили, роботы и т. п.), перевернувших мир. Что касается Джорджа Макфлая, он стал успешным боксёром. Но главное, после зажигательного исполнения героем песни Johny B. Goode учителя вызвали полицию, чтобы пресечь школьные беспорядки. Из-за этого по какой-то странной логике рок-н-ролл так и не был изобретён. Так что теперь Марти знает, чем будет заниматься в этом дивном новом мире

Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов

Ранний сценарий «Назад в будущее» очень серьёзно уступал фильму практически по всем статьям — по шуткам, персонажам, запоминающимся моментам. Изначальная версия Марти тоже совершенно не радовала — он представал жадным, истеричным и, откровенно говоря, не слишком сообразительным типом, которому не особо-то хотелось сопереживать. Так что, возможно, и к лучшему, что изначально Голливуд не проявил к работе особого интереса. Это дало Земекису и Гейлу возможность как следует доработать сюжет и отполировать сценарий

Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов

Роберт Земекис и Боб Гейл

К моменту написания «Назад в будущее» у Роберта Земекиса и Боба Гейла сложилась репутация людей, которые вроде как создают хорошие сценарии, но снятые по ним фильмы в итоге не пользуются успехом. В активе друзей было две полнометражные ленты. И обе провалились в прокате. Неудивительно, что, несмотря на все старания, им не удалось запустить кино в производство.
Вероятно, сценарий «Назад в будущее» так бы навсегда и остался на полке, если бы не Майкл Дуглас. Нет, он не прочитал рукопись и, скорее всего, даже не знал о её существовании до выхода фильма. Дело в другом. К середине 1980-х Дуглас уже был достаточно известен. У него даже был продюсерский «Оскар», полученный за «Пролетая над гнездом кукушки». Но Дуглас хотел большего.
Актер подобрал под себя проект, который должен был сделать его большой кинозвездой: «Роман с камнем». Дугласу требовался режиссёр для будущего хита, и его выбор пал на Роберта Земекиса. Не исключено, что Дуглас выбрал Земекиса как раз потому, что у того не было успешных фильмов: легче манипулировать постановщиком, которому выпал, возможно, последний шанс

Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов

Но тест-просмотры «Романа с камнем» прошли плохо. Очень плохо. У Земекиса была договоренность со студией Fox: в случае успеха картины он должен был приступить к съёмкам фантастического фильма «Кокон». Однако после тест-просмотров в студии посчитали, что фильм неминуемо провалится, фактически списали режиссёра-неудачника со счетов и расторгли контракт, не дожидаясь премьеры. «Кокон» в итоге достался Рону Ховарду.
Ну а затем «Роман с камнем» вышел в прокат… и стал одним из главных хитов 1984 года. Репутация Земекиса значительно укрепилась, и при этом он теперь не был связан никакими контрактными обязательствами. Так что режиссёр стряхнул пыль с черновика «Назад в будущее» и отправился с ним на студию Universal, где работал его приятель Стивен Спилберг. Вскоре была оформлена сделка. Земекис получил возможность снять фильм.
Эрик Штольц потерял роль Марти
Когда создатели картины обсуждали кандидатуры на роль Марти Макфлая, они быстро пришли к единому мнению. Все считали, что Майкл Дж. Фокс станет идеальным попаданием в образ. Но возникла непредвиденная проблема: в то время актёр снимался в сериале «Семейные узы». Его продюсеры испугались снижения рейтингов и отказались отпускать актёра в мир большого кино

Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов

Эрик Штольц в роли Марти Макфлая
Земекису пришлось искать замену. Был устроен масштабный кастинг. Спустя много лет Боб Гейл просмотрел старые записи и с удивление обнаружил, что на роль Марти пробовался даже Джонни Депп (которого он тогда не запомнил). Выбор пал на 20-летнего Эрика Штольца.
К слову, роль Дока Брауна также досталась совсем не тому актеру, на которого изначально рассчитывали создатели. Они надеялись заполучить Джона Литгоу, но тот был занят над другим проектом. Так Доком Брауном стал Кристофер Ллойд

Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов

Кастинг-лист на роль «Учёного». Как видим, Кристофер Ллойд находился лишь во второй половине списка потенциальных кандидатов. А в правом верхнем углу можно увидеть пометку с указанием основных претендентов на роль Марти
Из-за затянувшегося кастинга начало съёмок несколько раз сдвигалось, что поставило под сомнение возможность выпустить ленту в мае 1985 года, как того хотела студия. Но основные проблемы были ещё впереди. Когда съёмки всё же начались, Земекис достаточно быстро понял, что нанять Штольца было большой ошибкой.
По словам режиссёра, актер был слишком серьёзен — словно он снимается не в комедии, а в драматическим фильме.  Штольц не выходил из образа даже после дублей и требовал, чтобы коллеги обращались к нему не иначе как «Марти» (по словам актёров, исключением была лишь Лиа Томпсон, с которой Штольц постоянно флиртовал). Вдобавок Штольцу тяжело давалось катание на скейтборде

Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов

В Голливуде есть  поговорка, что где-то через неделю после начала съёмок исполнитель главной роли становится самым важным лицом на съёмочной площадке — ведь он единственный, кого теперь нельзя уволить. И, как правило, это так. Замена актера на столь поздней стадии неизбежно влечёт за собой огромные убытки. Случаи, когда студия соглашалась пойти на такой риск, крайне редки. «Назад в будущее» — один из них.
Примерно через месяц после начала съёмок режиссёр и продюсеры пошли на этот беспрецедентный шаг. Им помогло то, что они нашли замену в лице… Майкла Дж. Фокса. Киноделам наконец удалось договориться с создателями «Семейных уз» и получить актёра в свое распоряжение. Как только сделка была оформлена, Штольца немедленно попросили на выход.
Остается лишь гадать, каким было бы «Назад в будущее» с альтернативным Марти. В сети без труда можно найти немало фото со съёмочной площадки и даже часть отснятого материала со Штольцем, — так что какое-то представление  можно составит
Фильм чуть не переименовали в «Космонавта с Плутона»
За время работы над фильмом его название может измениться не раз. «Назад в будущее» могла постичь аналогичная судьба. Оригинальное название нравилось и членам съёмочной группы, и продюсерам, и актёрам. Но один человек был категорически против: глава студии Universal Сидни Шейнберг. Он не мог понять, почему в названии фильма употребляется «будущее», ведь Марти вроде как возвращался в настоящее. К тому же Шейнберг придерживался странного убеждения, что слово «будущее» сделает фильм слишком жанровым и отпугнёт зрителей. Он отправил создателям записку с предложением переименовать кино в «Космонавта с Плутона». Так должен был в шутку представиться Марти в одной сцене.

Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов

То самое письмо Сидни Шейнберга с рекомендацией изменить название фильма
К счастью, продюсировавший фильм Стивен Спилберг придумал оригинальный выход из положения. Он написал Шейнбергу письмо, в котором похвалил за «классную шутку с новым названием, которая всех здорово повеселила». Разумеется, после такого глава студии не рискнул признаваться, что это была не шутка. Более того, сам Шейнберг потом утверждал, что вся эта история не более чем городская легенда. Но пару лет назад копия записки была наконец опубликована, и все встало на свои места.
Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов
Майкл Дж. Фокс снимался сразу в двух проектах
То, что Майкл Дж. Фокс получил разрешение сняться в «Назад в будущее», не освободило его от сериальных обязательств. На протяжении нескольких месяцев актер параллельно работал над двумя проектами.
В будни он по-прежнему снимался в «Семейных узах». После съёмок актер сразу же шел в павильон Universal и, не теряя времени, приступал к работе над фильмом. С понедельника по четверг с Фоксом снимались с 18:30 до 02:30, а по пятницам — с 22:00 до 6-7 утра. Суббота и воскресенье были целиком отданы под дневные сцены

Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов

Фокс очень хотел перейти с телевидения в кинематограф, а потому мужественно терпел все неудобства, связанные с работой в двух проектах одновременно. Актеру помогало то, что образ главного героя был ему очень близок. Эрик Штольц играл Марти Макфлая, Фокс же во многом им был. Он любил кататься на скейте, в школьные годы играл в нескольких группах и мечтал стать рок-звездой.
Вызванные заменой актера пересъёмки и перенос даты премьеры обошлись Universal в дополнительные 3 миллиона долларов. Но, думаю, вы не будете спорить с тем, что каждый цент из потраченной суммы того стоил.
Фильм вышел в прокат через 2,5 месяца после съёмок
Съемки «Назад в будущее» завершились 20 апреля 1985 года. Поскольку создатели не уложились в изначальные сроки, премьеру сдвинули с конца мая на август. Но после прекрасных результатов тест-просмотров студия рискнула выпустить кино в прокат 3 июля 1985 года
В наши дни это было бы невозможно. Постпродакшен современных блокбастеров может растягиваться на целые годы. Сложно представить, чтобы сейчас крупный фильм вышел в широкий прокат спустя 2.5 месяца после завершения основных съёмок (конечно, не считая случаев вроде последних «Звездных войн»).
Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов
Но создатели «Назад в будущее» сумели провернуть подобный трюк. Причина в том, что в фильме очень мало визуальных эффектов. Если быть совсем точным — 32. С учетом того, что «Назад в будущее» регулярно занимает первые места в топах лучших фантастических лент всех времен, это поразительная цифра. Для сравнения, в среднестатистической современной комикс-экранизации в среднем насчитывается порядка 2000–3000 визуальных эффектов. Как говорится, почувствуйте разницу.
Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов
В то же время столь мизерное число эффектов вовсе не значит, что «Назад в будущее» — дешёвый фильм. По меркам 1985 года у картины был солидный бюджет. Просто сама история строилась не на пиршестве визуальных эффектов, а на сюжете и персонажах. В наши времена подобное кажется фантастикой даже похлеще, чем путешествия во времени

Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов

«Назад в будущее» — оказался самый кассовый фильм 1985 года

Как снимали фильм Назад в будущее...История спецэффектов

А  последняя сцена «Назад в будущее» — это… шутка. По крайней мере, была ей изначально. Земекис и Гейл придумали её как финальный гэг, считая, что это лучший способ завершить картину. На тот момент они даже не подозревали, что фильм окажется настолько популярным и что студия и фанаты будут требовать от них продолжение.

https://www.mirf.ru/kino/nazad-v-buduschee-35-let/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Велосипедист на тротуаре По определению – злодей. Едут отвратительные хари, Чтобы сбить порядочных людей. В городе лемуры да химеры, Погляди: среди больших огней Мчатся ошалевшие курьеры, И сбивают женщин и детей. У курьера жуткая карьера, Люди для него не лучше мух. Откажись, ...
Итог недели Прошла 32я неделя проекта "Рисовальный флешмоб 2017". Для всех, кто ещё не обратил внимания, мы завершаем в этом году рисование в рамках проекта в конце ноября. Напомню ещё раз, что с правилами участия и используемыми мною материалами можно ознакомиться на сайте Sketch ...
На большой пресс-конференции 19 декабря президент РФ В.В.Путин разъяснил, наконец, почему Союзное государство необходимо и неизбежно. Д.Песков: Давайте, мы вот незаслуженно забыли про РБК. РБК, пожалуйста. П.Химшиашвили: Добрый день. Полина Химшиашвили, РБК. Вы уже упомянули ...
Друзья, вам приходилось слышать про холодный ядерный синтез ? Лично мне приходилось, причём ещё в во времена СССР. Для меня это словосочетание связано с именами двух советских учёных — И.С.Филимоненко и Б.В. Болотов . О судьбе учёного Ивана Степановича Филимоненко и его нау ...
...