Как Сахаров предлагал Берии «смыть Америку с лица земли»
foto_history — 21.05.20241926 год. Будущему академику 5 лет
21 мая — день рождения академика Андрея Дмитриевича Сахарова (1921—1989). Автора ряда интересных и масштабных проектов, среди которых был и такой неожиданный военный проект, как «смыть Америку с лица земли» при помощи цунами. Гигантскую волну должна была вызвать «царь-торпеда», заряженная «супербомбой» мощностью 100 мегатонн.
Проект вызвал разногласия. Прежде всего, Сахаров столкнулся с позицией адмирала Петра Фомина, которую сам академик позднее излагал так:
«Одним из первых, с кем я обсуждал этот проект, был контр-адмирал Ф. Фомин (в прошлом — боевой командир, кажется Герой Советского Союза). (На самом деле адмирала Фомина звали Петром Фомичём. — А. М.) Он был шокирован «людоедским» характером проекта и заметил в разговоре со мной, что военные моряки привыкли бороться с вооружённым противником в открытом бою и что для него отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве».
Вице-адмирал Пётр Фомин (1904—1976): «Военные моряки привыкли бороться с вооружённым противником в открытом бою... Отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве»
По утверждению Валентина Фалина, противниками проекта Сахарова оказались и видные советские физики, коллеги Сахарова: «Ему говорили и [Пётр] Капица, и Тамм, и другие, говорят ему: «Что ты, Андрей, предлагаешь?!», а он говорит: «Зачем же американцы нас разоряют гонкой вооружений?!».
А.Д. Сахаров в 1948 году: «Зачем же американцы нас разоряют гонкой вооружений?!»
Сам А.Д. Сахаров позднее пояснял свой проект: «Целью атаки с расстояния несколько сот километров должны стать порты противника. Война на море проиграна, если уничтожены порты, — в этом нас заверяют моряки. Корпус такой торпеды может быть сделан очень прочным, ей не будут страшны мины и сети заграждения. Конечно, разрушение портов — как надводным взрывом «выскочившей» из воды торпеды со 100-мегатонным зарядом, так и подводным взрывом — неизбежно сопряжено с очень большими человеческими жертвами».
Академик Игорь Острецов: «Молодой физик-ядерщик из Арзамаса-16 Андрей Сахаров предложил куратору атомных проектов Лаврентию Берии «смыть Америку с лица земли». Что предложил ученый? Напустить на США мощное цунами. Для этого у берегов Америки взорвать суперторпеду с жаркой начинкой. Он рисовал картину за картиной: гигантская волна высотой более 300 м приходит со стороны Атлантики и обрушивается на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон. Цунами смывает Белый дом и Пентагон. Другая волна накрывает западное побережье в районе Чарльстона. Еще две волны обрушиваются на Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Всего одной волны хватает, чтобы на побережье Мексиканского залива смыло Хьюстон, Новый Орлеан и Пенсаколу. На берег выброшены подводные лодки и авианосцы. Порты и морские базы разрушены… Сахаров считал подобный проект вполне оправданным с моральной точки зрения…»
Лаврентий Берия (1899—1953), куратор атомных проектов СССР
Идею Сахарова коллеги критиковали и по другим причинам. Конструктор ядерного оружия Л.П. Феоктистов: «В наших кругах она была широко известна и вызывала и иронию своей несбыточностью, и полное неприятие ввиду кощунственной, глубоко антигуманной сущности».
Ну, насчёт «несбыточности» позволю себе несколько усомниться: во взрывном деле Андрей Дмитриевич был всё-таки профессионалом и вряд ли так уж сильно ошибался...
Профессор Сергей Капица (1928—2012), сын академика Петра Капицы, известный советским телезрителям как ведущий телепередачи «Очевидное — невероятное», рассказывал:
«Самое любопытное произошло в 1950–1951 годах, когда Сахаров изобрёл, по сути, бомбу неограниченной мощности. Атомную бомбу можно взрывать в атмосфере — атмосфера передаёт силу взрыва. Но при взрыве водородной бомбы атмосфера уже неспособна согласовать импедансы передачи энергии через ударную волну. Надо взрывать её в среде в тысячу раз плотнее. Это вода. Возникла идея взрывать этот заряд, исчисляемый многими гигатоннами, под водой и вызывать приливную волну-цунами.
Тут есть несколько сценариев. Вы взрываете её, предположим, между Лондоном и Гамбургом — и смываете весь север Европы, волна доходит там до Гейдельберга, смывая всё в низине по Рейнской долине. Вы взрываете такую бомбу на Чёрном море — и смываете всё от Киева до Константинополя, не говоря о Болгарии и Румынии. Взрываете такую бомбу между Бостоном и Нью-Йорком — и мало что остаётся от Восточного побережья Соединённых Штатов.
Академик Пётр Капица (1894—1984). Противник проекта Сахарова. Сам Сахаров позднее приводил прозвище Капицы среди коллег — Кентавр, расшифровывая его так: «получеловек-полускотина»
И с такими идеями он, Сахаров, пришёл к руководству Военно-морского флота. Сам, нарушив субординацию в атомном ведомстве. И первым, кому он рассказал об этой идее — ужасно секретной тогда, — был адмирал Фомин, который сказал ему, что задача Военно-морского флота — устанавливать наше присутствие на дальних рубежах нашей Родины, устанавливать наше присутствие в Мировом океане как великой державы, но не смывать с планеты города и государства. Поэтому он возражает против такого использования данного оружия.
Была длительная закрытая дискуссия по этому поводу. Силы разделились, но в конечном итоге возобладала точка зрения адмирала. Дочка адмирала, Жанна Петровна Фомина, закончила Высшую партшколу и была направлена на телевидение. Она, по существу, сделала знаменитые передачи: «Клуб кинопутешествий», «В мире животных», в том числе и мою передачу [«Очевидное — невероятное»]. Я, по существу, её крестник. Потом она была нашим представителем в Европейской организации радиовещания в Праге. Она мне подтвердила эти истории о том, что у моего отца [академика Петра Капицы] были тогда крупные трения. Всё было, конечно, непублично».
В общем, проект «смытия США с лица земли» был похоронен усилиями адмирала Фомина, академика Петра Капицы и других противников этой идеи. Возможно, решением самого Лаврентия Берии, который в конечном счёте курировал все атомные проекты в СССР.
Через много лет академик Сахаров стал соавтором другого проекта, под названием «перестройка». Который тоже стал по сути проектом «смытия с лица земли» — только уже не США, а СССР. И тоже был, естественно, «сопряжён с очень большими человеческими жертвами». Которые мы ещё далеко не увидели, не ощутили и даже не просчитали до дна. Но это, как говорится, уже совсем другая история...
Плакат А. Ваганова «А.Д. Сахаров — светоч совести» (1990)
|
</> |