Как РПЦ переняла идеологию американских консерваторов
augean_stables — 27.07.2024За последнее десятилетие публичный образ Российской православной церкви ассоциируется с защитой семейных ценностей от влияния западных либеральных прогрессивных течений. Но интересно то, что такое внимание к вопросам рождаемости и семейных отношений РПЦ исторически не свойственно.
На протяжении всего своего существования православную церковь не интересовали подобные вопросы. Более того, можно сказать, что она ими пренебрегала, так как вопросы Града земного обладали более низким приоритетом в глазах служителей православной церкви. Она была тесно связана с государством и интересовалась больше вопросами загробной жизни. А если посмотреть на административную иерархию РПЦ, то можно увидеть, что высокопоставленные должности может занимать только черное духовенство; оно носит обет безбрачия. В общем, социальная политика в форме поддержки института семьи и семейных ценностей никогда не были основной заботой РПЦ.
Сейчас же все иначе. Российская церковь ведет активную борьбу против тех сил, которые, по ее мнению, представляют угрозу консервативной модели семьи и ратует за большую рождаемость.
Почему произошла подобная трансформация?
На этот вопрос отвечают ученые и исследователи религии в контексте современной политики Дмитрий Узланер и Кристина Штёкль, рассказывая о том, как повлияла на церковь глобализация. После распада СССР, когда РПЦ стала полноценно независима от государства (на первых порах), она столкнулась с глобализацией и изменениями, которые этот процесс породил. Одним из них оказался феномен «культурных войн», разработанный американским ученым Джеймсом Дэвисоном Хантером. Как утверждает американец, ценностная революция, имевшая место в Штатах и во всех западных странах, разделила мир на две части:
▪️ Консерваторы
▪️ Прогрессисты
Различия между религиями теперь проходят не по линии теологических доктрин и учений, а по их приверженности консервативным или прогрессивным ценностям. Теперь консервативному протестанту ближе консервативный католик, чем либеральный протестант. Антилиберальное движение возглавили в основной массе американские христиане (протестанты) и отдельные движения внутри Католической церкви. Они выступали против абортов, эвтаназии и нетрадиционных отношений и в поддержку семейных ценностей.
А теперь важное: эти церкви долгое время существовали отдельно от государства. По этой причине они обладают огромным опытом социальной работы с прихожанами и населением, а для протестанта семья является одним из способов реализации своего предназначения как христианина в этом мире. Православная церковь практически никогда не существовала отдельно от государства, поэтому опыта защиты семейных ценностей у нее долгое время не было.
Поэтому консервативная повестка РЦП — это во многом продукт раскола западного мира на консерваторов и прогрессистов, который произошел в западном мире в середине XX века. Российская православная церковь переняла повестку американских консерваторов, а также их методы и основные аргументы. Это одна из многих причин — но крайне важных — заложивших основу социальной повестки Российской православной церкви.
P.S. Это, кстати, объясняет, почему российской власти и РПЦ ближе мусульмане с консервативными порядками, чем этнические русские, которые придерживаются светских (западно-либеральных) ценностей.
Stoeckl, K., & Uzlaner, D. (2022). The moralist international: Russia in the global culture wars. Fordham University Press.
А.Т.
#кратко
Political Animals
|
</> |