Как появляются городские легенды
marss2 — 24.02.2020
Как появляются городские легенды, почему многие верят во
врачей-убийц и какие страшилки люди рассказывают друг другу
сейчас?
«Бумага» поговорила с научным сотрудником Школы актуальных
гуманитарных исследований РАНХиГС, одним из авторов книги «Опасные
советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР» Анной Кирзюк о
современных городских легендах и о том, как они меняются.
Как появляются городские легенды и почему так просто
поверить в «группы смерти»
— Легенды появляются, потому что люди в них нуждаются.
Городская легенда зачастую содержит некий скрытый и
социально-значимый месседж, который выражает наши страхи или
желания.
Возьмем для примера историю про «группы смерти», где молодых
людей якобы доводят до самоубийства.
В России действительно существует проблема подростковых
суицидов, процент которых довольно высок (по данным Следственного
комитета, в 2018 году в России было почти 800 случаев; это на 14 %
больше, чем в 2017 году — прим. «Бумаги»)
.Это большая социальная проблема, но она существует независимо
от игр. У нее множество причин, докопаться до которых рядовому
человеку сложно. Гораздо проще поверить, что во «ВКонтакте» есть
злодеи, которые доводят наших детей до самоубийства. А главное, все
понимают, что надо сделать, чтобы подростки перестали погибать. В
разгар паники по поводу «групп смерти» в некоторых школах проводили
собрания, на которых педагоги советовали родителям обращать
внимание, что дети делают в интернете, под какими паролями заходят
и с кем общаются. Получается, благодаря этой страшной истории
родители наконец получали моральное право следить за своими
детьми.
Очень большая часть современных легенд появляется потому, что
люди не могут контролировать детей и испытывают по этому поводу
тревогу. Например, каждую осень становится популярной история про
дилеров, которые раздают детям возле школ «наркожвачки» (жвачки с
героином внутри). Или про женщину, которая просит школьниц
сфотографировать ее, а потом заманивает их в машину к педофилам.
Есть легенда про кражу органов: якобы на обочине дорог находят
мертвых 6–8-летних девочек с вырезанными почками и 50 тысячами
рублей в кармане.
Не менее популярны легенды о смертельно опасных играх,
появившихся в подростковой среде. Например, «Беги или умри», суть
которой якобы заключается в том, что надо успеть перебежать дорогу
перед близко идущей машиной. Или «Фея огня», в которой маленьким
девочкам некие злодеи в интернете предлагают открыть в квартире
газ, зажечь спичку и таким образом стать феей Винкс. Подобные
истории рассказывали и в 90-х годах — якобы после какой-то ужасной
игры в компьютерном клубе дети совершают самоубийства.
Почему в крупных терактах обвиняют сотрудников спецслужб, а
в эпидемиях — врачей
— Большой блок современных легенд появляется из-за тревоги
перед чужаками. Сюда относятся истории про незнакомцев, которые в
кинотеатрах или ночных клубах заражают ничего не подозревающих
людей ВИЧ-инфицированными иголками. В советское время, когда слова
«ВИЧ» вообще никто не знал, говорили, что больные туберкулезом люди
разбрасывают на детских площадках марли, пропитанные мокротой. А
еще рассказывали, что больные сифилисом пьют из общественных
стаканов для газировки.
В 2017–2019 годах мы постоянно видим в соцсетях предупреждения
об опасном американском или израильском парацетамоле с проволокой
внутри. Этот сюжет тоже не нов: в 1953 году были легенды о врачах,
которые якобы дают пациентам таблетки с проволокой, а еще заражают
детей через прививки и снабжают аптеки ватой, зараженной
тифом.
После терактов и масштабных катастроф появляются легенды и
слухи, связанные с недоверием к властям. Например, после пожара в
торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове в интернете стали активно
распространяться слухи, что власть скрывает истинное количество
жертв. Потом появились легенды, будто по жилым домам ходят
полицейские и люди в штатском и заставляют очевидцев стирать видео
и фотографии с пожаром. И, наконец, пошли слухи, что власть не
просто скрывает количество жертв, но сама устроила этот пожар.
Якобы охранники [в торговом центре] или полицейские блокировали
путь к выходам из горящего здания.
Подобные легенды появлялись и раньше — например, говорили, что
к взрывам жилых домов [в Буйнакске, Москве и Волгодонске] в
сентябре 1999 года причастна ФСБ.
Есть и куда более давние истории. Например, в 1830 году в
Российской империи началась холерная эпидемия, а затем и холерные
бунты. Их триггером стали слухи, что власти, врачи или военные
специально распространяют болезнь, чтобы убить «лишних» в
государстве людей.
В других странах также появляются похожие истории. Например,
когда в 2001 году жители французской Пикардии пострадали от разлива
реки Соммы, появились очень активные слухи, что наводнение стало
результатом целенаправленных усилий французского правительства:
якобы вода была специально перенаправлена из Сены, чтобы защитить
от возможного наводнения Париж. В США сих пор выходят книги,
[якобы] доказывающие, что теракт 11 сентября 2001 года на самом
деле устроило американское правительство.
Как придумать легенду, которая сработает
— В июле 2014 года, в разгар военного конфликта на востоке
Украины, в социальных сетях начали писать о «распятом мальчике» из
Славянска. 12 июля сюжет о нем показали в вечернем эфире «Первого
канала».
Эта история получила широкое распространение. В том числе
потому, что она вызывала у аудитории сильные эмоции.
Американский психолог Крис Белл и его коллеги из Стенфордского
университета сформулировали так называемую теорию «эмоционального
отбора»: чем более сильные эмоции вызывает легенда – например, чем
она более отвратительна и страшна, — тем лучше она запоминается и
быстрее распространяется.
Кроме того, популярность получают те легенды и слухи, которые
содержат некий важный для сообщества месседж.
Например, легенда о «распятом мальчике» подтвердила уже
сформированное у аудитории «Первого канала» мнение, что украинцы —
это изверги, способные на любое злодеяние.
Важно еще и то, что в основе «новости» лежит очень древний и
узнаваемый фольклорный сюжет о кровавом навете: евреи берут нашего
христианского младенца — это почти всегда мальчик — и издеваются
над ним. Например, помещают в бочку с гвоздями, тыкают ножами,
режут, чтобы из него вытекла вся кровь.
Все слышали подобные истории, они глубоко сидят в нашей
культурной памяти — именно это и обеспечивает успех легенды о
«распятом мальчике».
Кстати, похожая легенда ходила во время Первой мировой войны.
Весной 1915 года в газетах Великобритании и Канады появилась
новость, что немцы якобы поймали канадского молодого солдата и
распяли его на стене, где он истек кровью.
В некоторых историях канадцев было трое, а стена менялась на
дерево или крест. Солдаты рассказывали об этом друг другу в
госпиталях, писали в письмах домой. В итоге это привело к большому
патриотическому подъему — всем хотелось отомстить извергам-немцам.
.
Что такое городская легенда сейчас и почему ожившие
покойники нас больше не пугают
— Современная легенда — это короткая история с установкой на
достоверность. Обычно она подается как рассказ о событиях, которые
имели место в реальности.
В традиционной легенде действуют персонажи сверхъестественного
мира — Богородица, Иисус, ожившие покойники, черти, дьявол. Они
вторгаются в наш мир и помогают нам или, наоборот, вредят. В
современной легенде их место занимают обычные люди. А само действие
разворачивается в хорошо знакомых нам реалиях.
Чтобы ответить на вопрос, почему так происходит, надо увидеть
разницу между городской и сельской коммуникацией.
В сельской культуре очень сильны личные связи: люди друг друга
знают, помогают в беде, вместе празднуют свадьбы и хоронят
мертвых.
В отличие от деревни, жители которой более-менее социально
однородны, принадлежат к одной этнической группе и конфессии, город
наполнен незнакомцами.
Они «другие» — этнически, конфессионально или социально.
Эта инаковость и анонимность вызывает тревогу и рождает
большое количество городских легенд.
В СССР городские легенды собирали сотрудники органов
госбезопасности.
Для них это был важный инструмент измерения общественных
настроений. Изучая эти тексты, они понимали, что люди думают о
власти и как относятся к ее решениям. Без внимания не оставались
даже самые нелепые слухи.
Например, в 1920 году крестьяне говорили, что их заставят
платить новый налог — по два фунта тараканов (это около 400
граммов) с человека.
В современной России городские легенды собирают фольклористы,
и делают это исключительно из академического интереса. Мне
неизвестны случаи, чтобы государство как-то активно интересовалось
фольклором и вмешивалось в процесс его изучения.
В России только в 2014 году появилась исследовательская группа
«Мониторинг актуального фольклора», которая целенаправленно и на
регулярной основе исследует городские легенды. Для сравнения,
американские фольклористы систематически занимаются городскими
легендами, начиная с 1960-х годов.
Как ученые исследуют городские легенды?
— Прежде всего мы общаемся с людьми.
Это могут быть как заранее спланированные интервью, так и сбор
информации в естественной среде: у всех нас есть друзья, знакомые,
которых можно поспрашивать на предмет знакомства с теми или иным
современными легендами
.
Например, исследуя сюжет о «наркожвачках», мы говорили с
обеспокоенными родителями, которые делились этой легендой в
соцсетях, с учителями, детьми. Алгоритм беседы описать сложно, он
зависит от собеседника, коммуникативной ситуации.
При изучении «групп смерти» один из участников нашей
исследовательской группы мониторил «суицидальные» сообщества
онлайн: заходил под выдуманными никами и наблюдал, что там
происходит.
Мы опрашивали своих детей и их одноклассников, а также просили
знакомых сообщать нам всё, что они услышат о «группах
смерти».
Так, коллеги нам рассказали, что на родительских собраниях
учителя просили их быть бдительными и следить, чтобы дети не
вступали в «группы смерти».
При помощи специальных инструментов (мы используем базу данных
«Интегрум») мы можем увидеть, как та или иная история
распространяется в СМИ, соцсетях, и как она меняется.
Отслеживая распространение текста онлайн и офлайн, мы получаем
объемную картину, узнаем, почему люди рассказывают друг другу ту
или иную легенду.
https://paperpaper.ru/campus/pochemu-lyudi-veryat-v-legendy-pro-raspya/