Как поляки прогнули Хрущева


Ровно 65 лет назад, 5 февраля 1960 года, впервые взмыл в небо прототип польского реактивного учебно-боевого самолета PZL TS-11 "Искра". Эта машина успешно прошла испытания и в августе следующего года была представлена на международный конкурс, где определялся перспективный "летающий тренажер" для военных летчиков стран Варшавского договора.
В конкурсе, проходившем в подмосковном городе Монино, на базе Военно-Воздушной академии имени Жуковского, помимо "Искры" участвовал советский УТС Як-30 и чехословацкий L-29 "Дельфин". Все три машины продемонстрировали примерно схожие характеристики и ни одна из них не показала решающего превосходства над конкурентами.
Однако под нажимом президента Чехословакии и протеже Хрущева Антонина Новотного было принято решение объявить победителем L-29 и сделать его стандартным УТС всех восточноевропейских социалистических стран, включая СССР. Ради этого пожертвовали даже яковлевской машиной. Такое решение обеспечило чехословацкой авиапромышленности щедрые и долговременные заказы на несколько тысяч самолетов.
Однако поляки категорически отвергли "Дельфина", заявив, что "Искра" — ничуть не хуже и что польские пилоты будут учиться летать на собственных машинах, выпущенных в Польше. И что удивительно, Кремль этому не препятствовал. Почему — неясно, возможно, не хотели по столь незначительному поводу в очередной раз злить поляков и гробить польский авапром, в котором были задействовано немало квалифицированных специалистов.
В результате создалась парадоксальная ситуация: все страны "Восточного блока" — СССР, ГДР, Болгария, Венгрия, Румыния и Чехословакия готовили летные кадры на "Дельфинах" и только поляки — на "Искре", которую приняли на вооружение ВВС ПНР и в 1963-м запустили в серийное производство.
И даже когда в 1972 году на смену "Дельфину" пришло новое изделие чешских авиамастеров — L-39 "Альбатрос", который также был принят на вооружение почти всех стран ОВД, поляки продолжили клепать свои "Искры". И выпускали их вплоть до 1987 года, то есть, почти 25 лет, нашамповав 424 экземпляра. 76 из них они даже умудрились продать индусам.
Однако крушение "соцлагеря" заодно угробило и польскую авиапромышленность. В условиях свободного рынка она так и не смогла родить ничего лучше "Искры", которая продолжала оставаться на вооружении польских ВВС даже после вступления этой страны в НАТО. Программа создания более совершенного УТС I-22 "Ирида" в 1996 году по экономическим причинам накрылась медным тазом. В 2002 году поляки продолжали эксплуатировать 110 "Искр", а к 2013-му их число сократилось до 30.
А в 2014-м Польша окончательно похоронила свой авиапром, отказавшись от собственных военных самолетов и начав закупку в дополнение к американским истребителям F-16 "Файтинг Фолкон" итальянских реактивных УТС Аэрмакки М-346 "Мастер". Кстати, идентичных российским Як-130, так что, учебные "Яки" в Польше всё-таки появились, хотя и в итальянском антураже. Впрочем, это уже совсем другая история.
На заставке — "Искра" в серебристой окраске времен Варшавского договора. Под стеклом задней кабины видна свернутая шторка, которая использовалась для тренировок "слепых" полетов.

Самолет в окраске четвертого опытного экземпляра "Искры", построенного в 1961 году.

Конкуренты "Искры" на конкурсе 1961 года: Як-30 и "Дельфин".

Компоновочная схема "Искры". Самолет был сделан по реданной схеме и оснащен польским ТРД WSK SO-3, развивавшим тягу 9,8 килоньютонов. Максимальная скорость — 720 км/ч, потолок — 11000 м, дальность полета — 1250 км, скороподъемность — 14,5 м/с.

Ударный вариант TS-11 с четырьмя подкрыльевыми пилонами для подвески бомб и блоков НАР общей массой до 400 кг, а также — с увеличенныи снарядным контейнером пушки ГШ-23. Самолет окрашен в "натовский" камуфляж, снимок 2007 года.

Самолет, принадлежащий демонстрационно-пилотажной эскадрилье "Красно-белые искры". 10 TS-11, входящих в эту эскадрилью, — единственные самолеты данного типа, продолжающие летать на различных авиашоу.

Три польских "Искры" в различных вариантах окраски и индийская машина.
|
</> |