Как поляки прогнули Хрущева

топ 100 блогов vikond6505.02.2025 Как поляки прогнули Хрущева TS11_030617_FM_00038.jpg

Ровно 65 лет назад, 5 февраля 1960 года, впервые взмыл в небо прототип польского реактивного учебно-боевого самолета PZL TS-11 "Искра". Эта машина успешно прошла испытания и в августе следующего года была представлена на международный  конкурс, где определялся перспективный "летающий тренажер" для военных летчиков стран Варшавского договора.

В конкурсе, проходившем в подмосковном городе Монино, на базе Военно-Воздушной академии имени Жуковского, помимо "Искры" участвовал советский УТС Як-30 и чехословацкий L-29 "Дельфин". Все три машины продемонстрировали примерно схожие характеристики и ни одна из них не показала решающего превосходства над конкурентами.

Однако под нажимом президента Чехословакии и протеже Хрущева Антонина Новотного было принято решение объявить победителем L-29 и сделать его стандартным УТС всех восточноевропейских социалистических стран, включая СССР. Ради этого пожертвовали даже яковлевской машиной. Такое решение обеспечило чехословацкой авиапромышленности щедрые и долговременные заказы на несколько тысяч самолетов.

Однако поляки категорически отвергли "Дельфина", заявив, что "Искра" — ничуть не хуже и что польские пилоты будут учиться летать на собственных машинах, выпущенных в Польше. И что удивительно, Кремль этому не препятствовал. Почему — неясно, возможно, не хотели по столь незначительному поводу в очередной раз злить поляков и гробить польский авапром, в котором были задействовано немало квалифицированных специалистов.

В результате создалась парадоксальная ситуация: все страны "Восточного блока" — СССР, ГДР, Болгария, Венгрия, Румыния и Чехословакия готовили летные кадры на "Дельфинах" и только поляки — на "Искре", которую приняли на вооружение ВВС ПНР и в 1963-м запустили в серийное производство.

И даже когда в 1972 году на смену "Дельфину" пришло новое изделие чешских авиамастеров — L-39 "Альбатрос", который также был принят на вооружение почти всех стран ОВД, поляки продолжили клепать свои "Искры". И выпускали их вплоть до 1987 года, то есть, почти 25 лет, нашамповав 424 экземпляра. 76 из них они даже умудрились продать индусам.

Однако крушение "соцлагеря" заодно угробило и польскую авиапромышленность. В условиях свободного рынка она так и не смогла родить ничего лучше "Искры", которая продолжала оставаться на вооружении польских ВВС даже после вступления этой страны в НАТО. Программа создания более совершенного УТС I-22 "Ирида" в 1996 году по экономическим причинам накрылась медным тазом. В 2002 году поляки продолжали эксплуатировать 110 "Искр", а к 2013-му их число сократилось до 30.

А в 2014-м Польша окончательно похоронила свой авиапром, отказавшись от собственных военных самолетов и начав закупку в дополнение к американским истребителям F-16 "Файтинг Фолкон" итальянских реактивных УТС Аэрмакки М-346 "Мастер". Кстати, идентичных российским Як-130, так что, учебные "Яки" в Польше всё-таки появились, хотя и в итальянском антураже. Впрочем, это уже совсем другая история.

На заставке — "Искра" в серебристой окраске времен Варшавского договора. Под стеклом задней кабины видна свернутая шторка, которая использовалась для тренировок "слепых" полетов.

Как поляки прогнули Хрущева ts_11_iskra.jpg
Самолет в окраске четвертого опытного экземпляра "Искры", построенного в 1961 году.

Как поляки прогнули Хрущева Untitled-2.jpg
Конкуренты "Искры" на конкурсе 1961 года: Як-30 и "Дельфин".
Как поляки прогнули Хрущева 00105935.jpg
Компоновочная схема "Искры". Самолет был сделан по реданной схеме и оснащен польским ТРД WSK SO-3, развивавшим тягу 9,8 килоньютонов. Максимальная скорость — 720 км/ч, потолок — 11000 м, дальность полета — 1250 км, скороподъемность — 14,5 м/с.

Как поляки прогнули Хрущева 2007-PZL_TS-11-200SB_Bis-DF(R)_Iskra_I_of_OSzl_of_the_Polish_Air_Force.jpg
Ударный вариант TS-11 с четырьмя подкрыльевыми пилонами для подвески бомб и блоков НАР общей массой до 400 кг, а также — с увеличенныи снарядным контейнером пушки ГШ-23. Самолет окрашен в "натовский" камуфляж, снимок 2007 года.

Как поляки прогнули Хрущева EA+Radom+2018+(58)-topaz-denoise.jpg
Самолет, принадлежащий демонстрационно-пилотажной эскадрилье "Красно-белые искры". 10 TS-11, входящих в эту эскадрилью, — единственные самолеты данного типа, продолжающие летать на различных авиашоу.
Как поляки прогнули Хрущева 1346-entry-3-1633391822.jpg
Три польских "Искры" в различных вариантах окраски и индийская машина.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У нас в последнее время все такое суматошное. Много дел, много работы, и много социальной жизни. Потому что у мамы день рождения был, и выставка, и два раза отмечали с гостями. А ее гости плавно переползают ко мне иногда :-) Или я к ним. А еще у меня свои гости были. И вот в какой-то момен ...
Вчера позвонил Дима Быков и попросил придти к нему в субботний эфир, на радио. Отказалась, поскольку позвала на это время гостей, даже не уточнила тему и повод. Наверное, что-нибудь о "5 канале"... Мне, во всяком случае, звонят из разных изданий и ...
Дензел Вашингтон, Джонни Депп и Виктория Боня в новом выпуске проекта "Страшно красивые"  на суперпопулярном глянцевом блоге Football ...
Вспмонил про чудный вечер на прошлой неделе. Видать полнолуние было, когда мне два раза встретились слегка упоротые автоводятлы . Хорошо что я отращиваю дзен, а то ведь некоторые могли бы и цирк устроить. В опщим видео из двух частей. В первой части чел заезжает в карман под знак ...
Привет! Мы совершили небольшой road trip на другую сторону Англии и среди всего прочего побывали на Стоунхендже. Поэтому поводу разыграю одну открытку :) Победителя объявлю в четверг вечером! Удачи! ...