
КАК ПОЖЕЛАЕМ, ТАК И СДЕЛАЕМ

Libya Allying With Islamists, Qaddafi Son Says
TRIPOLI, Libya — After six months battling a rebellion that his family portrayed as an Islamist conspiracy, Col. Muammar el-Qaddafi’s son and one-time heir apparent said Wednesday that he was reversing course to forge a behind-the-scenes alliance with radical Islamist elements among the Libyan rebels to drive out their more liberal-minded confederates.
"Либералы погибнут или убегут", - говорит Сейф аль-Ислам Каддафи.
Moises Саман для The New York Times
Дэвид Д. Киркпатрик
Триполи - После шести месяцев борьбы с восстанием против его семьи, организованного, как он говорит, исламистами, сын полковника Муаммара аль-Каддафи и его предполагаемый наследник заявил в среду, что готов пойти и на тайный союз с радикальными исламистскими элементами среди ливийских повстанцев против их более либеральных соратников.
Вот она, настоящая магрибская дипломатия, старая, отшлифованная веками и хамсинами. Намеки, контексты и нюансы. Почти уверен, что все реплики сыну написал, все мизансцены с сыном отработал и весь антураж, от дивана до четок, придумал папа. Читал и наслаждался. Чего и Вам от всей души желаю. А вот глупые пересказы пересказов читать не надо.
И еще: очень большая просьба. Весь текст интервью, - на это мне указали люди, владеющие мовой Байрона куда лучше меня, да я и сам это чувствую, - построен на тончайшей иронии и сарказме, делающих беседу совсем не тем, чем она кажется на первый взгляд. Мне эти нюансы уловить не под силу. Поэтому буду благодарен 100%-ным англофонам за помощь, и, конечно, укажу ник-неймы соавторов. Заранее спасибо!
«Либералы убегут или погибнут», - сказал в ходе часового интервью Сейф аль-Ислам Каддафи, - «если мы возьмемся за них вместе. И Ливия станет похожа на Саудовскую Аравию или на Иран. Ну и что?».
Он изменил имидж. Теперь у него борода, в руках четки и он по-восточному раскинулся на диване в номере отеля. Он говорит, что уже были предложения от исламистов о союзе. Так ли это? Сам Али Sallabi утверждает, что ливийские исламисты поддерживают призывы лидеров повстанцев «о для плюралистической демократии без Qaddafis». Так, видимо, и есть, но данное интервью позволяет понять вызывающий, как говорят некоторые, бредовый стиль мышления семьи Каддафи, уже почти полгода успешно сражающейся с повстанцами под бомбами НАТО.
Такие виражи поразительны для человека, давно уже именовавшего себя космополитом, англофилом, либералом и сторонником западной демократии. Да он и сейчас не скрывает, что считает исламистов «террористами» и «кровавыми мясниками». «Мы не доверяем им, но нас принуждают иметь с ними дело», - говорит он. Если вдуматься, становится ясно: это очередная вариация старого аргумента Каддафи, утверждающего, что помощь Запада повстанцам ведет к поглощению восстания исламистами. Доводя мысль до абсурда, он объясняет, что Qaddafis могли бы даже помочь исламистам искоренить либералов.
«Итак, вы хотите компромисса? O.K. Вы хотите разделить банк. Хорошо, но с кем?», - ведет он риторический диалог с Западом. – «Реальная сила, хотите вы или нет, это исламисты! Теперь, когда все маски сняты, вам придется столкнуться с реальностью.Я знаю, что они террористы. Они кровавые. Они гадкие. Но вам уже никуда от них не деться».
Он, похоже, получает удовольствие, представляя, как западные столицы будут вынуждены приветствовать послов и министров обороны новой, исламистской Ливии. Он на полном серьезе утверждает, что вот-вот Триполи выпустит совместное коммюнике с исламистами из Бенгази. А потом он обрывает себя. «Ладно, хватит анекдотов», - говорит он. – «Но, по-любому, Рамадан будет спокойным».
Менее чем через неделю после таинственного убийства Абдель Фатах Юнеса, г-н Каддафи также, видимо, решил извлечь выгоду из потенциального раскол в их ряды, использовав упорно ходящие там слухи, что генерал убит исламистами, - возможно, в отместку за его действия на посту министра внутренних дел, когда он их арестовывал и пытал.
«Они решили избавиться от этих людей - бывших военных, как Абдель, и либералов, и взять под контроль всю операцию», - говорит г-н Каддафи уже вполне серьезно. – «Иными словами, снять маску». По его словам, контролируемый повстанцами восточный город Дарна, давно известный как очаг исламистской активности, уже похож на беззаконные районы Пакистана. «Это Вазиристан на Средиземном море», - добавляет он, уточнив, что местные исламисты требуют сделать этот город «абсолютно исламским, как Мекка».
Его комментарии полны презрения к мирным переговорам - ни с мятежниками, ни с НАТО он говорить не намерен, а признание Совета Штатами и другими странами означает лишь то, что «в мире много идиотов». Самих повстанцев Что касается г-н Каддафи именует «крысами», их Совет – «подделкой», «анекдотом» и «марионеткой».
Лидеры повстанцев и правительства западных стран уже давно признали наличие исламистов среди боевиков, в том числе и бывших узников Гуантанамо, и завсегдатаев лагерей Талибана в Афганистане. Но западные правительства до сих пор принимают обязательства ливийских исламистов о поддержки плюралистической демократии после свержения полковника Каддафи, заключая, что их программа не несет в себе внешней угрозы.
Г-н Каддафи, однако, имеет свою собственную историю с исламистами Ливии, многие из которых его отец отправил в тюрьму во время длительной кампании по искоренению организации, известной как Ливийская Исламская боевая группа. Под эгидой либерализации г-н Qadaffi-младший добился освобождения многих из них.
«Я освободил их из тюрьмы, я знаю их лично, среди них есть мои друзья», - говорит он, тут же оговариваясь, что их освобождение, «конечно, ошибка», из-за их роль в восстании. Насчет вероятного исламистского будущего Ливии, г-н Каддафи говорит расплывчато. Он сказал, что согласился бы с требованием исламистов признать Коран единственной достойной Конституцией, хотя г-н Sallabi, лидер исламистов, как известно, публично высказался в поддержку гражданской конституции.
Обсуждать свое или своего отца будущее, г-н Каддафи не пожелал. «Этот вопрос будет решаться после прекращения огня», - сказал он. – «Нельзя сперва стрелять, а потом задавать вопросы».
Хотя в последние недели повстанцы пытаются атаковать Триполи с трех направлений, г-н Каддафи настаивает: «Мы более едины, чем раньше, более уверены в себе. А повстанцы что ни день, несут потери».
Г-н Каддафи также рассказал о некоторых контактах его семьи с повстанческими должностными лицами, вызвавшими споры в последние недели. Многие в рядах повстанцев подозревают генерала Юнеса, бывший друга Каддафи, в поддержания связи с бывшим боссом, и младший г-н Каддафи подтверждает эти подозрения.
«Мы встретились с ним два раза в Италии», - говорит он. – «Мы сказали ему: "В конце концов, тебя убьют, потому что вы играете со змеями», но он ответил: "Чепуха"». Но в основном он говорил о своих беседах с г-Sallabi, которого называет «настоящим лидером» восстания и «духовным вождем» исламистов. «Он сказал: либералы, светские люди, они пьяны все время, им не место в Ливии»", - вспоминает г-н Каддафи. – Он сказал: это наши общие враги, но друзья тех замечательных людей, в куртках и галстуках, что прилетают на частных самолетах из Парижа и Лондона».
Однако сам г-н Sallabi приветствовал светских лидеров. «Либералы – тоже часть Ливии», - сказал он. – «Я верю в их право представлять их политический проект и убедить людей в том, что именно он верен». Что касается бесед с г-ном Каддафи, г-н Sallabi не отрицает, что тот вел переговоры с мятежниками. «Да, были многочисленные дискуссии», - подтвердил он. – «Прежде всего обсуждались условия их уход из власти».
|
</> |
