Boeing EC-135E Aria. Зачем этому самолёту такой странный обтекатель?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В начале 1960-х годов специалисты NASA и департамент обороны США (DoD) объявили требования к созданию высокомобильной системы слежения и телеметрии для поддержки космической программы "Аполлон" и других беспилотных космических миссий. Вскоре NASA и DoD заключили контракт на совместный проект с McDonnell Douglas и Bendix Corporations по модернизации восьми транспортных самолетов Boeing C-135 Stratolifter в Apollo/Range Instrumentation Aircraft (A/RIA). В 1963 году филиал фирмы Douglas в городе Талса, штат Оклахома, переделал четыре C-135B в самолетные измерительные пункты (СИП) EC-135B (TRIA) для отслеживания космических объектов.
![Boeing EC-135E Aria. Зачем этому самолёту такой странный обтекатель? Boeing EC-135E Aria. Зачем этому самолёту такой странный обтекатель?](/images/main/boeing-ec-135e-aria-zachem-etomu-samoletu-takoy-stranniy-obtekatel-a706ca.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_66212dd8d707553639b181b2_66212eb04fc8cb7ca9927917/scale_1200)
Внешне эти машины были уникальными: они были оборудованы мощным авиационным радаром APN-59 (диаметр антенны составлял 2,13 м), который был покрыт огромным обтекателем длиной 3 м, что придавало самолетам особый вид, из-за чего их прозвали "утконосы", хотя это сходство было сомнительным. Справа от крыла на корпусе были нанесены характерные метки для замеров при съемке - большой черный прямоугольник с вертикальными и горизонтальными белыми полосами разной величины. Известны три из четырех самолетов - с бортовыми номерами 61-0331, 62-4128 и 62-4133. Последние два позднее были обозначены как ЕС-135В ARIA. В 1967 году на том же заводе еще восемь C-135A (с номерами 60-0372, 60-0374, 60-0375 и с 61-0326 по 61-0330) были преобразованы таким же образом. Четыре из них получили название C-135N и имели аналогичные метки для замеров при съемке; на их фюзеляже перед крылом устанавливалась антенна в обтекаемом каплеобразном обтекателе, а на концах крыла - антенны УКВ связи. Поскольку эти самолеты использовались в космической программе США, которая не была прерогативой ВВС, они имели надпись "UNITED STATES OF AMERICA", а не "U.S. AIR FORCE", в отличие от EC-135B (TRIA).
![Boeing EC-135E Aria. Зачем этому самолёту такой странный обтекатель? Boeing EC-135E Aria. Зачем этому самолёту такой странный обтекатель?](/images/main/boeing-ec-135e-aria-zachem-etomu-samoletu-takoy-stranniy-obtekatel-6829ef.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_66212dd8d707553639b181b2_66212efb1076992782418945/scale_1200)
Изначально EC-135N использовались при запусках космических кораблей "Аполлон", но после завершения этой программы их название было изменено на ARIA (Advanced Range Instrumentation Aircraft, перспективный самолет для измерения дальности). Остальные самолеты назывались EC-135N и не имели упомянутых обозначений. На грузовой двери у них мог быть установлен контейнер системы слежения за спутниками A-LOTS (Airborne Lightweight Optical Tracking System - легкая авиационная оптическая система слежения). Контейнер крепился на четырех обтекаемых стойках; его носовая часть была радиопрозрачной, а сбоку имелось окно для аппаратуры. Внутри контейнера располагались телескоп с фокусным расстоянием 200 мм, 70-мм скоростная кинокамера и две телекамеры. EC-135N, вероятно, также приводились к этому стандарту. Со временем четыре EC-135N (60-0374, 61-0326, 61-0329 и 60-0330) были модернизированы, получив двигатели TF33-PW-102 и новое обозначение - EC-135E. Еще два экземпляра (60-0372 и 60-0375) были демонтированы. После того, как роль СИП была взята на себя четырьмя самолетами EC-18A (переоборудованными Боингами 707-323С с таким же радаром), оставшиеся EC-135N и KC-135E были переданы 4950-му испытательному авиационному крылу на авиабазе Райт-Пэттерсон в штате Огайо для участия в различных экспериментальных программах.
С середины 1990-х годов из-за высоких эксплуатационных расходов и прогресса в спутниковых технологиях ВВС перевели самолеты на другие программы, такие как J-STARS (Совместная система наблюдения и целеуказания с помощью радара). В ноябре 2000 года последний EC-135E (серийный номер 60-0374, также известный как "The Bird of Prey" – "Хищная птица") был передан в музей ВВС США. За свои 32 года службы ARIA обеспечивал космическую программу США, осуществлял телеметрию, проверял данные по международным договорам и участвовал в испытаниях крылатых и баллистических ракет.
|
</> |