Как победить коррупцию сверху
alec_bittner — 18.04.2011 И почему этого не будет.У правительства России (любого, хоть нынешнего, хоть будущего) есть способ победить коррупцию, развить и упрочить демократию и подтолкнуть население к созданию гражданского общества. Заодно выполнить еще кучу попутных задач, которые действующий президент озвучил как обещания или программы действия. Это, например, «перестать кошмарить бизнес», «наладить общественный контроль над силовыми органами», «сократить налоговую нагрузку на производство», «провести социальную и научную модернизацию».
В этом смысле правы были Карл Маркс и Адам Смит и В.И.Ленин (Ульянов) – экономика это базис, а политика это надстройка. Общество в каждый определенный момент исторического развития принимает такую форму, которую ему позволяют принять промышленные и финансовые ресурсы. Сказать попроще – деньги рулят. Экономика определяет демократию, либо плутократию, либо теократию, либо что-то еще.
Если говорить о практическом смысле всех этих теорий, особенно применительно к нашей стране, то выходит, что для построения демократии в России требуется кардинальная налоговая реформа.
Как это? А так. Не надо изобретать ничего нового, следует посмотреть на отличия западных демократий от африканских каннибало-тираний и азиатских феодало-капитализмов. Фактически, социальную структуру общества определяет его налоговая политика.
«В дикой жаркой Африке, в центральной ее части», как пел В.С.Высоцкий, с трудом понимают, что такое налоги, они там находятся в зачаточном состоянии, типа пришли солдаты в деревню, забрали всех коз, недовольных постреляли. Соответственно, общество находится в полу-первобытном состоянии. В Азии, да и России, считают, что проще построить государственный капитализм, чтобы государство само рулило денежными потоками, владело всеми монополиями, само с них собирало налоги, само их распределяло и т.д. Типа, население привыкло, что наш царь (хан, шейх, раджа, генеральный секретарь) – отец родной, он нас кормит, поит, одевает, водит в школу, лечит в больницах и т.п. Зачем что-то менять? Такая форма государственной тирании позволяет почти незаметно перетекать из крепостного права в военный коммунизм, из феодального социализма в бюрократический капитализм. Главное, чтобы народ твердо верил, что государство о нем заботится и знает, как народу надо жить. Для этого государство собирает с народа формально-минимальные налоги (даже в Советском Союзе все платили подоходный налог и «за бездетность») и раздает сверху разные блага – типа пенсий, бесплатного образования, медицины, жилья, разных льгот в порядке живой очереди.
В старых европейских демократиях, и в примкнувшей к ним, молодой Америке (США), государство никогда ни о ком не заботилось. Хочешь учиться – работай днем, вечером учись, работай вечером, днем учись, или иди в банк, занимай деньги на учебу. Хочешь лечиться, работай и плати за лечение. Хочешь жить в своем доме, работай и живи. Главное, не забудь заплатить государству налоги. Работаешь, деньги получаешь – будь любезен треть своего заработка отдать государству. Сам, добровольно, из собственного кармана, когда тебе сначала дают денежки в руки, ты их подержал, полюбовался, а потом сам, добровольно отдал треть мытарям. Так возникает другая психология и другая структура общества. Что такое государство? Это такой нахлебник, которого ты лично кормишь и поишь. Ты лично из своего кармана платишь за армию и за каждого солдата, ты платишь за полицию, за прокуроров и судей, за министров и президентов. В зарплате каждого чиновника в стране есть твоя микро-копейка, взятая из твоего кошелька.
В конце 20 века эти страны стали настолько богатыми, что приняли на себя часть забот о народе – пенсии, пособия, etc, но не изменили налоговую политику. А такая политика лучше всего формирует гражданское самосознание людей.
В мелком американском городке мэр, судья и шериф – три ветви власти – все выборные. Если шериф начнет патрулировать улицы не на Форде Рэнжере, а на Порше Кайене, то в следующий раз за растрату денег налогоплательщиков его не на должность шерифа выберут, а посадят в тюрьму. Потому что каждый житель этого городка твердо убежден, что он лично спонсирует зарплату шерифа и бензин на его пикапе из своих собственных денег, отобранных государством на налоги. Заодно местные жители с интересом смотрят телевизоры, когда президент рассказывает, куда он потратит очередной миллиард – на войну в Арабии или на запуск спейсшатлов на Луну. Президента тоже могут не переизбрать, если тот зарвется с бюджетными расходами.
Таким макаром и в нашей бедолажной стране можно построить гражданское общество. Перевести вектор налогового администрирования с корпоративного сектора на лично-частный.
В настоящее время все предприятия страны, мелкие и большие, обложены драконовскими налогами. Система налогового обложения предприятий изощренно-изуверская. Не сказать, что она огромная в декларируемых цифрах, но она именно садистская по сути. В Сингапуре бухгалтеру нужно 20 человеко-часов, чтобы посчитать баланс. В Азербайджане – 50 часов, а в России – 120 человеко-часов. При этом ошибки при подсчете чаще всего ведут, согласно Российскому законодательству, к уголовной ответственности. Зато с населения налоги собирают чисто номинально. Основные суммы – подоходный налог и всякие пенсионные и собесовские налоги – проходят для человека вообще мимо, потому что их, как правило, начисляет и оплачивает предприятие. Работник не видит сколько он платит. А с каждой сотни рублей, выданной в зарплату, государство отбирает 47,2%, то есть половину. Если бы каждому конкретному человеку выдавали на руки 100 рублей, а потом просили его добровольно-принудительно вернуть в казну 47 рублей 20 копеек, то когда в следующий раз наши верхние чины стали бы рассказывать, что у нас самые низкие налоги в мире, их бы закидали тухлыми яйцами и по морде еще бы наваляли.
Пока что население даже не в курсе реальных цифр, которые вычитаются из их доходов. Те налоги, которые на виду, и о которых все более-менее в курсе, они действительно малы и даже смехотворны. О подоходном налоге люди знают, он составляет 13% с зарплаты. О налоге на имущество – квартиры, дома, землю, тоже все знают, но особо не парятся, так как цифры ничтожно малы. За дом на Рублевке площадью в 1000 квадратов и участком в гектар надо платить 5-10 тысяч рублей в год. В Штатах за такой дом надо платить 5-10 тысяч долларов в год.
Единственный налог, который существенно подняли – это на автотранспорт. Нынче за подержанный Кадиллак с движком 6 литров и мощей в 200 лошадей надо платить более 50 тысяч рублей в год. Это уже очень близко к европейским ставкам. Как следствие автомобилисты сразу превратились в самую активную часть общества. Только в прошлом году прошли десятки пробегов, митингов. Возникли общества «синих ведерок», борцов то с мигалками, то с ввозными пошлинами, то с ценами на бензин. После очередного повышения штрафов и налогов (которые на самом деле еще малы, и должны быть намного выше), число политически-активных автолюбителей вырастет еще больше.
История показала, что взымание налогов напрямую с граждан является самым эффективным способом борьбы с коррупцией, с преступностью, с бюрократией. К примеру, первого американского мафиози Аль Капоне посадили пожизненно именно за неуплату налогов. Многие возмущались – да ведь он убивал людей, торговал наркотиками и оружием, рекетировал и киднэпил. Почему его за это не посадили? “Не шмогли”. “Не шмогли” пробить заслоны купленных полицейских, судей, чиновников, конгрессменов и сенаторов. Зато не дали парню наслаждаться нечестным богатством. Тут уж он “не шмог” объяснить происхождение своих богатств – домов, яхт, машин, бриллиантов. И сел пожизненно. В западных демократиях каждый гражданин находится под прицелом налоговых органов, поэтому легализация преступных денег является очень большой головной болью для мафиози, для коррумпированных чиновников, для купленных полицейских и нечестных прокуроров. Они там с завистью смотрят на наших государственных мужей, которые имеют дома, квартиры, парки машин, яхты и часы по лимону баксов, и спят спокойно, потому что им не надо объяснять происхождение всех этих «даров природы».
Советская власть за долгие годы воспитала людей с психологией нахлебников. Государство обязано всех и всем обеспечивать. В пост-советской России никто не пытался эту психологию изменить. Разница только в том, что хозяева компаний и предприятий обязаны платить людям зарплату, а государство обязано давать все остальное. Как там государство с бизнесом разбираются между собой, какие налоги кто собирает, и кто платит, это людей не волнует. Опять упомяну Запад, там государственные бюджеты более чем на половину формируются из налогов собираемых с частных лиц. Это прямые налоги – на зарплату, на имущество, на роскошь, на транспорт, и косвенные налоги – на табак, на бензин, на алкоголь.
В России таких данных нет, но думаю, что доля народа в уплате налогов не превышает 20%.
Основные деньги собирают с предприятий и компаний. В виде НДС, в виде налогов на прибыль, в виде таможенных пошлин, в виде пенсионно-соцстраховских платежей, в виде налогов на нефть и алкоголь, разных акцизов, сборов, лицензий и т.п.
Наши политики козыряют цифрами, мол, налоги у нас ниже, чем в Европе. Цифры у нас ниже, а налоги выше. Самое главное, в обложении бизнеса отсутствуют два базовых понятия – презумпция невиновности и производственная необходимость. В 90-е годы никто налогов не платил. Было придумано тысячу и один способ ухода от налогов. Государство начало с этим бороться и придумало тысячу и одну инструкцию о подсчете налогов. В результате бизнес в стране становится все более цивилизованным, а налогообложение все более дикарским.
Простой пример: (пример получился длинный и я его поместил в сноску в первом комменте) каждый знает, что такое брак. Весьма неприятно купить бракованный утюг или тухлую колбасу. Брак – это неотъемлемая часть бизнеса и повседневной жизни. Есть производственный брак, брак поставщиков, ошибки персонала, сбои техники, поломки оборудования. Брак может вылезти на любой стадии производства и реализации продукции. Но в нашей стране брака нет. Точнее его считают способом ухода от налогов, поэтому списание расходов на брак можно делать только после уплаты всех налогов, из чистой прибыли. Скажи такое немецкому промышленнику или английскому предпринимателю, они не поверят и скажут: «у вас там, что – больные сидят в правительстве?» А таких примеров в нашем налоговом законодательстве сотни!
Налоги в Германии немного выше, чем у нас, но немецкому бухгалтеру не надо сидеть и придумывать способы ухода от налогов. Потому что у него нет «презумпции виновности» со стороны немецких налоговых органов. Бери к зачету любой расход, если он разумный, и ты можешь объяснить его коммерческую целесообразность. В итоге налоговое бремя на бизнес в разы меньше.
Полетел немецкий бизнесмен в командировку из Германии в Москву, заплатил за московскую гостиницу 400 евро в сутки, а не сорок рублей суточных по норме. Это же реальность. Заплатил за такси из Шереметьева до города 50 евро, и это реальность. Сводил своего русского партнера в ресторан, там подписал контракт и уплатил по счету 300 евро, это тоже реальность. Дал московскому чиновнику взятку в 10 тысяч евро, списал на особую статью – «взятки чиновникам стран третьего мира». Это не шутка и такая статья расходов в некоторых европейских странах есть.
Купил в Китае партию утюгов, наклеил лейбак «сделано в Германии», продал в Россию. Утюги оказались бракованными, пришлось немцу возвращать товар. Китайский утюго-дел испарился, бизнесмен остался с кучей утюгов и списал их в брак. Компенсировал убытки налогами.
А его русский партнер попал на «большие бабки». Потому что отобразить эту реальную жизненную ситуацию в бухгалтерии – это смерть. Потому что эти утюги уже прошли некий путь и могут двигаться дальше в ограниченных рамках. Товар пришел на таможню, с него авансом уплатили НДС 18% и пошлину. Тут обнаружился брак. Можно вернуть утюги в Германию. Для этого надо получить заключение ТПП о браке, собрать море бумаг, заказать машину и отправить ее через таможню. Опять уплатить пошлину. Государство может вернуть НДС 18%, заплаченный при ввозе. Но для этого надо еще раз его уплатить государству, только не через таможню, а через местную налоговую инспекцию. Тогда налоговая инспекция через 3-6 месяцев вернет уплаченный НДС. Пошлину никто не вернет. Русский утюго-дилер оказался в убытке. Он попал на пошлину, на возню с ТПП и с таможней, на транспорт до Германии и на замороженные на полгода деньги, уплаченные в счет НДС. Он может поставить эти убытки в расход, но только когда уплатит с них налоги. Потому что в нашей стране нет налога на прибыль, а есть налог на прибыль-убыток. Платить надо даже с минусов. Скажем, ему попался добрый немец, который сказал: «не волнуйся Иван, я тебе компенсирую все расходы, которые ты понес по моей вине. Вот тебе кредит-нот. Предъяви его в банк – получишь деньги». Наш Иван получает кредит-нот, тут прибегает наша налоговая и радостно потирает руки: «ага парень, ты получил чистый доход из-за бугра, будь любезен уплати налог на прибыль – 20 процентов, заодно НДС 18 процентов и налог на немца, так как ты обязан быть его налоговым агентом». Этот маразм ни одному западному предпринимателю невозможно объяснить. Тем ужаснее лицемерие правительства, которое втюхивает необразованному электорату туфту про «самые низкие налоги».
Естественно, что российская налоговая система развивается по пути наименьших трудо-затрат и наибольшей фискальной эффективности. Куда как легче прижать к ногтю, запугать и контролировать пару миллионов предприятий, чем сто миллионов частных лиц. При нынешнем развитии информационных технологий в стране надо содержать армию налоговых инспекторов, чтобы считать налоги каждому персональному налогоплательщику.
Тут мы упираемся в парадокс: надо потратить кучи сил и средств, чтобы изменить налоговую систему, переориентировать ее, то есть перестать кошмарить бизнес и начать кошмарить рядовых налогоплательщиков. Это вызовет реальный подъем экономики и производства, вырастут реальные доходы бюджета и собираемость налогов. Главное это воспитает гражданскую сознательность в людях. Они престанут считать себя нахлебниками, а станут «спонсорами» государства. Природа человека такова, что болезненнее всего отдать «свое». Когда надо отдавать свои кровные деньги в казну, то человек совсем по-другому будет смотреть на гос.чиновника, и но то, как этот чиновник ворует из казны. Тут уж возникнет не то что общество синих ведерок, а народный фронт по борьбе с казнокрадами. Куда там Навальному с его «роспилом» до народных масс, у которых из кармана вынули деньги на уплату налогов, а потом вдруг кто-то тратит эти деньги на золотые унитазы, порше-кайены, на рублевские дачи или на строительство дороги Москва-Петербург, вымощенной сумками «Луи-Виттон».
Однако ж парадокс заключается в том, что налоги надо сначала собрать, предварительно задекларировать то, что каждый обязан платить сам, а не через бухгалтерию по виртуальному «безналу». Сказать, что эта мера будет непопулярной, ничего не сказать. Горбачева до сих пор ненавидят за то, что он отобрал колбасу по 2.80 и водку по 3.62. Правитель, который перекинет бремя налогов с «закормленных буржуев», олицетворяющих в нашей стране весь бизнес, на «простых работяг», которыми себя считает все остальное население страны, такой правитель будет проклят до седьмого колена. Горбачев и Чубайс вздохнут спокойно, что наконец-то от них отвянут, и перекинутся на новый предмет ненависти. Что же получается. Выгоды для правителя нет никакой совсем. Наоборот. Надо осуществить сильно непопулярную меру, восстановить против себя весь народ, каким-то образом перетерпеть всю эту ситуацию, а то и просто выжить в этот период. А как итог получить страну, в которой этот же самый правитель уже не будет царем и богом. Придется прекратить воровать, стать подконтрольным обществу, фактически потерять большую часть власти. Я не могу себе представить такого политика, который пойдет на все это. Это же будет самоубийца или псих, а самоубийц и психов нельзя допускать до власти.
Это и есть главная причина, почему в России никакое правительство не будет создавать единственную реальную систему построения гражданского общества, наиболее эффективную в борьбе с коррупцией и бюрократией.
|
</> |