Как пережить свою трагедию

О сокрушённых, повергнутых в прах и восставших из пепла людях
© Бермант-Полякова О.В., 2015
Лечением посттравматических расстройств я занимаюсь непрерывно последние пятнадцать лет. За это время опубликовала книгу "Посттравма: диагностика и терапия" (2006) и провела несколько циклов семинаров "Жизнь после травмы" (2014-2015). Клиническая практика заставила меня размышлять на самые разные темы, в том числе пересмотреть идею одной-единственной привязанности в пользу идеи о репертуаре привязанностей и опубликовать текст "К вопросу о концептуальной валидности типов привязанности" (2013), а также предложить концепцию внутреннего конфликта привязанностей, конфликта привязанности и лояльности, конфликта лояльностей и опубликовать текст "Проблема выбора в конфликте лояльностей" (2015). Целью этой методологической работы было квалифицировать, что есть стресс, что фрустрация, что травматическое переживание, и уйти от огульного зачисления любого несовпадения ожиданий в "эмоциональную травму", "травму развода" или "травму поколений".
В мире Живого Журнала вышесказанное называется "уходом в оффлайн" и вызывает справедливые нарекания :) В ЖЖ востребованы научно-популярные тексты, желательно с примерами из жизни, и ещё более желательно - устроенные по типу руководства для начинающих пользователей, а не концепции и методология. В 2011 году я откликалась на просьбу аудитории и публиковала в подзамочном обсуждении материал на тему жизни после травмы. Если уточнять, это был рассказ о том, как пережить свою трагедию, если ты безопасно привязанный человек и в тебе самом силён эпилептоидный радикал характера. Я выложу свои размышления здесь, в открытом доступе, и, если читателям будет интересно послушать про другие типы и другие варианты, напишу продолжение.
Конспективно,
Суть травматического переживания - неспособность человека усвоить случившееся событие. Это происходит потому, что процессы мышления блокирует невыносимая душевная боль.
Люди разные, и ценностные основы их жизни тоже разные. Более того, у каждого интеллектуально сохранного человека есть способность планирования и соподчинения целей, которая опирается на выстроенную систему приоритетов.
Эпилептоидам важно принадлежать к своему клану, и в отношениях супругов, даже если имеет место наихудшее из зол, хроническая межличностная травматизация, будет борьба мотивов - прекратить боль и сохранить участие в клане (богатых, престижных, гламурных, власть имущих, бизнесовых, успешных, путешествующих, выступающих на правительственной сцене etc) Не сможет жить изгоем, так устроен изнутри.
Эмотивам (циклоидная натура) важно не обидеть никого, там эмпатия движет отношениями и сострадание является ценностью. И в отношениях супругов, даже если имеет место абъюз, будет борьба мотивов - прекратить свою боль и не обидеть ненароком, не сделать больно партнёру своим отвержением. Не сможет жить с виной, что сам отверг, так устроен изнутри.
Паранояльные и шизоидные пойдут на разрыв отношений ради идеи или сохранения собственного внутреннего равновесия, невзирая ни на кого из окружающих.
Истероидные, в силу особенностей психики, которая моментально вытесняет или даже амнезирует боль, дадут диссоциативный спектр расстройств, это их способ адаптации к ситуации борьбы мотивов.
Двойственные характеры тяжелее переносят ситуацию выбора, потому что конфликт с обстоятельствами жизни во внешнем мире усложнён у них внутренним конфликтом, каким из двух характерологически привычных способов жить это жизнь реагировать.
Отличия в наблюдаемом поведении людей могут быть объяснены не только характером как излюбленным способом жить эту жизнь, но и репертуаром излюбленных психологических защит и их ригидностью. Эволюционно было бы расточительством давать человеку возможность переживать чувство аффилиации (бытия "мы" с другими) одним-единственным способом. Природа обычно дублирует системы для надёжности. Я предположила, что у каждого человека есть потенциально все четыре способа проживать "мы", и, если таким неортодоксальным образом посмотреть на мир аффилиаций человека, можно обнаружить, что в разных сферах своей жизни и деятельности он проживает разные типы привязанности: где-то избегающий, где-то дезорганизованный, где-то амбивалентно-сопротивляющийся, а где-то безопасный.
Разные тип привязанности по-разному справляется с болью, потому что задействует разные психологические защиты.
|
</> |