Как организовать риторику, когда большие цифры...
langobard — 01.06.2012 Вот как выстроить риторику в узнаваемой ситуации вот какого типа...Вот, например, вы слышите, что Сталин убил 100 миллионов лучших людей России (или сколько там у "людей с хорошими лицами" положено миллионов?). Вы считаете эту цифру идиотской, ненаучной, но при этом вы совершенно не отрицаете самого факта "сталинских репрессий", не отрицаете того, что было расстреляно и посажено огромное количество людей, которые вообще никакого отношения не имели к тем статьям и приговорам, которыми их осудили. Но вы знаете, что ваш собеседник любое сомнение в озвученной им цифре истолкует как то, что вы вообще отрицаете "преступления сталинского режима".
Как вы строите общение с ним?
Или, например, так. Вам предъявляют "научную цифру": "Размер коррупции в России при Путине - 300 миллиардов долларов в год и это почти половина оборонного бюджета США". Вы можете сказать, что может быть оно и так. А может и не так. Но именно, что "может быть". Вы хотите сказать, что в этом деле вообще не может быть никаких "научных цифр". Но при этом вы не отрицаете самого факта коррупции в Путинской России. Но понимаете, что любое сомнение в "300 миллиардах" будет истолковано как то, что вы отрицаете российскую коррупцию как таковую. Ибо дурак или продались. Но вы не отрицаете коррупции в России...
Как вы строите общение?
По "евреям Холокоста" ничего не скажу. Не для того, чтобы не "разжигать". Серьезные историки говорили мне, что официальная цифра убиенных нацистами конечно завышена, но это завышение не сопоставимо с тем, как завышены жертвы сталинских репрессий и размеры коррупции при Путине в денежном эквиваленте.
У тех, кто отрицает сталинские репрессии, холокост и коррупцию в России - озвученных проблем нет.
Но что делать тем, кто этого всего не отрицает, но кто не хотел бы принимать участие в этом карнавале бесконечно-триллерового фантазирования?
Как действовать в беседах описанного типа? Кто, как и что говорит? У кого какой опыт?
У меня, кстати, есть некоторые наработки.
PS: По коррупции тема осложняется тем, что в этом вопросе вообще невозможны какие-то "научные цифры". Это замечание, конечно, не избавит меня от комментов учащихся и выпускников РЭШ и ВШЭ с "научными цифрами" - ну уж потерплю как-нить.