
Как нижегородцы делают деньги из отходов


Я сейчас не буду говорить о том, как бледно мы смотримся в этом смысле на фоне других стран – об этом доступно и емко сказал ведущий научную деятельность в Европе эколог Сергей Симак в комментарии для «Самарского Обозрения». Напомню, что его ответ – мы смотримся не то, что бледно, мы смотримся никак. Но даже в разрезе страны, Самарская область не в лидерах. Хотя сказать, что совсем ничего нет тоже нельзя. Правда, для того, чтобы спасти регион от экологической катастрофы, этого недостаточно. У нас 12 легальных полигонов, которые должны быть закрыты к 2022 году. Все остальное – нелегальные свалки, которых только по официальным данным терсхемы больше 1000.
Людям кажется, что современные комплексы про обращение с мусором, это не про нас – а-ля ньювасюки и воздушные замки. Но за пределами региона объекты почему-то строятся и успешно существуют. Около месяца назад нам удалось побывать на нижегородском заводе МАГ-групп, который расположен недалеко от Дзержинска. Предприятие по сортировке ТКО запустили год назад. Его проектировали около трех лет.

Завод полностью автоматизирован, но ручной труд тоже присутствует. Так, на предприятии работают 160 человек – в основном, ручной труд задействован на контроле. Работники следят, чтобы на сортировочную линию не попали предметы, которые могут ее повредить, убирают с линий, так называемый, брак. Например, чтобы на конвейер с пластиком не попадали другие фракции. Также на предприятии работают техники, топ-менеджмент, офисный персонал и водители мусоровозов.


Некоторые вещи, которые работники видят на линиях, они не в состоянии оставить там
Проектная мощность завода – 470 тысяч тонн мусора в год. Из общего тоннажа удается извлечь около 15-20% полезных фракций, а все, что на сегодняшний день невозможно переработать, идет на полигон.

По мере заполнения бункеров, их содержимое выводится на спрессовку по специальной автоматизированной линии
С одной стороны, кажется, что это небольшая цифра, но здесь важен не объем, а то, что эти проценты формируются из вредных составляющих ТКО. По сути, после сортировки, на полигон идет в основном органика. Благодаря этому, срок действия одного полигона вырастает более, чем в два раза.

Параллельно с проектировкой объекта, инвестор вел переговоры с потенциальными заказчиками. В итоге, к моменту запуска предприятия, уже были заключены контракты с десятками производств, готовых принять вторсырье. География партнеров очень разнообразна – Гусь Хрустальный, Тверь, Владимирская область, Казань. Мы приехали в тот момент, когда заказчик из Беларуси забирал пластик.

Белорусский партнер забирает пластик
Мусоросортировочный завод – долгосрочная инвестиция, которую может позволить себе только крупный игрок рынка. МАГ вложил в завод 1,2 миллиарда рублей. Основная статья расходов – техника от европейских поставщиков (оптические сортировщики TOMRA, бункеры для сбора ВМР, пакетировочный пресс, эллиптические сепараторы и т.д.). Инвестор рассчитывает выйти на прибыль, примерно, через 7 лет.

Бункер для жести, которая уже никогда не окажется в почве
При этом МАГ планирует развиваться и дальше – в планах открытие собственного мусоропереробатывающего комплекса, наподобие тех, что планируют построить в Самарской области.

Экскурсионные автомобили Маг-групп. В основном, на них сюда привозят школьные группы

Место для курения
Правительство нижегородской области поддержало МАГ-групп не только из-за экологической ситуации, но по социальным причинам. Так, в 2018 году Исполняющий обязанности заместителя губернатора Нижегородской области Александр Байер заявил, что возможность перерабатывать отходы станет и фактором, сдерживающим рост тарифов на вывоз мусора для жителей. Ведь когда у оператора есть подобная выручка, это положительно влияет на тарифы. К слову, мы приехали на завод ровно через неделю после того, как его посетил полпред Комаров. Он также высоко оценил политику компании и взаимодействие с ней правительства.

С "ЭкоВозом" МАГ-групп роднит и мощная социальная политика
Если обращение с ТКО в Самарской области пойдет по нижегородскому сценарию, полагаю, это будет лучшим вариантом. Там более, что инвестор по двум ЭкоТехноПаркам – ГК «ЭкоВоз» - также как и МАГ-групп имеет опыт строительства мусоросортировочных объектов. Они запустили завод «Повтор» в Тольятти еще в 2009 году. Да, проектная мощность там слабее, 300 тысяч тонн в год против 470 тонн в Нижнем, но он и старше нижегородского почти на 10 лет.

Альтернативный вариант – отказ от заводов в пользу полигонов, на мой взгляд, самый абсурдный, хоть и самый простой. Да, полигоны нужны, но лишь как неизбежное зло, так как не все можно переработать и пустить в дело. Но презентовать полигоны как безальтернативное спасение региона от экологической катастрофы, в то время, когда соседние области уже во всю используют современные мировые технологии – это преступление против себя самих.
"Самарский край" в соцсетях:
Фейсбук
Вконтакте
Телеграм-канал: t.me/samarskikray
|
</> |
