Как негражданин Латвии стал уральским королем цукатов
mikle1 — 10.03.2021 "Паспорт негражданина Латвии открывает мне всю Европу, Россию и восток вплоть до Тихого океана", — признался порталу Delfi экс-рижанин Александр Вовний. Более десяти лет он работал телеоператором на крупнейшие российские и латвийские телеканалы, а параллельно путешествовал вокруг света на велосипеде. А потом переселился из Риги в Екатеринбург, женился, воспитывает двух сыновей и развернул свой бизнес — варит и продает джемы, варенья и цукаты. В России он видит большое будущее, а Латвия для него — батарейка "с болью и грустью".Александр Вовний — рижанин в третьем поколении. В столицу Латвии его бабушка с дедушкой переехали из Белоруссии сразу после войны. В свое время паспорт негражданина его сильно обескуражил, зато позже он осознал все преимущества нового статуса для своего любимого занятия — путешествий.
Страсть к дальним странствиям Саше передалась на генетическом уровне от отца — сейсмолога и страстного путешественника. И хотя родители расстались, когда сыну был всего год — от судьбы не уйдешь. В конце 80-х Саша неожиданно стал участником распродажи профсоюзной библиотеки — купил серию увлекательнейших книг про путешествия Певцова, Стенли, Миклухо-Маклая…
"Россия позволяет мне развиваться, строить будущее и достойно растить моих сыновей Артема и Тимура".
"Их искренние и очень живые рассказы вдохновили меня на поиск своей "терра инкогнита". Я записался в секцию горного туризма при РКИИГА, а когда сообщил свою фамилию, выяснилось, что соучредителем этого кружка был мой отец, который к тому времени в Риге бывал редко. Эта секция, которая и сегодня существует под названием Travers, стала моим вторым домом. В 13 лет я оказался в своем первом восхождении по горам Западного Кавказа".
Впоследствии испытания на прочность стали для Вовния привычным делом. Вместе с другом он за месяц пересек пустыню Каракумы на подножном корму: "В основном грибы, змеи и черепахи. Труднее всего было найти воду, но нам это удалось". С тем же партнером совершил голодное восхождение на Эльбрус: "Хотелось посмотреть, как себя будет вести организм в так называемой зоне смерти, где он уже не восстанавливается. Я испытал мощнейший выплеск адреналина и сильнее прочувствовал связь с Богом".
Конечно, наибольшую известность получило поэтапное кругосветное путешествие Вовния на велосипеде — 80 000 км, 60 стран за 15 лет. На велосипед Саша сел по воле случая. В 1993 году уже известному путешественнику предложили организовать велопаломничество. Через какое-то время выяснилось, что Сашу использовали в качестве приманки, чтобы собрать людей и деньги. Когда группа распалась, путешественник решил не отступать — в одиночку направился на велосипеде в Турцию.
Это путешествие и стало первым этапом большого тура вокруг света, во время которого Вовний снимал сюжеты, писал для интернета и газет, делал прямые выходы в эфир радиостанций. Вернувшись в Ригу после очередного этапа, Саша продолжал работать оператором, чтобы скопить на новую вылазку, которую начинал в пункте завершения предыдущего марш-броска. Некоторым историям рижского путешественника мог бы позавидовать сам Миклухо-Маклай. Например, съемкам настоящей ведьмы, которая в рамках передачи решила показать один из своих черных обрядов…
В какой-то момент Вовний объявил, что переселяется в Эквадор, где планирует создать базу для собственного бизнеса в области экстремального туризма — принимать путешественников из стран бывшего Советского союза и водить их по диковинным и труднодоступным местам. А еще через несколько лет он практически исчез с рижских радаров.
На фото: Александр Вовний с женой Ириной и сыном на Рижском взморье.
- Хочется обратиться к тебе словами Ленского: "Куда, куда вы удалились?!" Из Facebook ясно, что ты живешь в Екатеринбурге — как ты там оказался?
- Очень просто — женился. В начале 2000-х я перебрался в Эквадор, где организовывал экстремальные маршруты в том числе и для клиентов крупной российской туристической компании. В одной из групп, которую я вез в Перу, я встретил свою судьбу — потомственную уральскую казачку Ирину. Стали созваниваться, пригласил ее в Ригу. А чуть позже выяснилось, что я стану отцом. Так началась наша большая любовь и семейная жизнь.
Решили, что правильнее и проще будет, если я перееду к ней в Россию — все же Ирине непросто было бы с нуля учить латышский и строить карьеру на новом месте. Она экономист, занимает серьезный пост на крупном предприятии Екатеринбурга, который занимается производством огнеупорных материалов, используемых для мартеновских печей и подводных лодок. Да и нашему ребенку комфортнее начинать жизнь в близкой обоим родителям культурной и языковой среде. Позже я осознал, что выбор был на 200 процентов верным.
- Что тебя укрепило в этой мысли?
- Многое объясняет то, что я — негражданин, и до сих пор сохранил этот паспорт, который дорог мне, как память. По сути, он открывает мне весь мир — Европу, Россию и восток до Тихого океана. В России для таких, как я, специальным постановлением ввели режим благоприятствования, который облегчает пересечение границы. Российское гражданство для меня — вопрос времени, я его обязательно приму. Я свой выбор сделал, но сегодня сумасшедший темп моей жизни не оставляет времени заняться бумажными вопросами.
- У тебя была обида на родное государство?
- На обиженных воду возят! Стараюсь рассуждать, как прагматик. У меня была и есть возможность много ездить и сравнивать. Путешествия научили быть максимально открытым и доброжелательным к людям во всех концах света. Сегодня для меня совершенно очевидно, что Россия — страна колоссальных возможностей, за ней будущее.
За десять лет жизни здесь я наблюдаю огромный качественный скачок в технологиях, отношениях между людьми и возможностях для развития. Россия нащупывает свой, серединный между Востоком и Западом путь. Если быть откровенными, то россияне никогда не были европейцами и не будут ими. И не надо им это — у них есть свои традиции, культура, наработки, которые надо использовать не в противовес остальным, а во благо населению России. Что бы не говорили о Путине, его внутренней и внешней политике, но результат показывает, что он держит верное направление.
Моя (уж извините!) ментальность русского белоруса из Латвии не позволяет мне принять многие российские реалии — бюрократию, чиновничий произвол, силовые способы решения разногласий в бизнесе и вообще, отношение к человеку, как к мелкой сошке. Я понимаю, что для сильных изменений в этой сфере потребуется не одно поколение, но я вижу, что люди меняются в лучшую сторону.
Россия позволяет мне развиваться, строить будущее и достойно растить моих сыновей Артема и Тимура. Я вижу, что у нас в городе рождается много детей, и государство поддерживает эту тенденцию. Сколько в Латвии платят за ребенка?
- 13 евро - за первого, вдвое больше - за второго…
- А в России есть материнский капитал. Скажем, нашей семье за двух детей выплатили около 300 000 рублей материнского капитала. Переехали в центр, в просторную квартиру. На своем предпринимательском опыте я вижу, что в России можно честно вести бизнес. Я не вру себе: до недавнего времени все было непросто. Подозреваю, что и сейчас есть сферы, в которых до сих пор непросто, но на уровне небольшого и даже среднего бизнеса вполне можно зарабатывать и нормально жить.
продолжение следует...
https://rus.delfi.lv/news/daily/story/ischezli-s-radarov-kak-rizhskij-puteshestvennik-aleksandr-vovnij-stal-uralskim-korolem-cukatov.d?id=49229337
|
</> |