Память. "Охота на зайцев"...
sandinist — 02.02.2022 В ночь со 2 на 3 февраля 1945 года - 419 Советских военнопленных подняли восстание в концлагере Маутхаузен…Спастись удалось только 9 узникам. Массовое убийство в округе Мюльфиртель (Австрия) бежавших из лагеря Советских военнопленных получит впоследствии название "Мюльфиртельская охота на зайцев".
В охоте на безоружных людей приняли участие эсэсовцы, солдаты вермахта, полиция, гитлерюгенд, местные жители...
Советские пленные в Маутхаузене
***
Летом 1944 года в Маутхаузене появился блок № 20 для содержания Советских военнопленных офицеров. В сопроводительных документах каждого из них стояла буква "К", означавшая, что заключённый подлежит ликвидации в самые короткие сроки. Поэтому прибывших в 20-й блок даже не клеймили, поскольку срок жизни заключённого здесь не превышал нескольких недель.
Это был своего рода лагерь в лагере, отделённый от общей территории забором высотой 2,5 метра, по верху которого шла колючая проволока, находящаяся под током. Внутри – один барак: 50 метров в длину, 7 в ширину. Здесь размещалось 1 800 человек: в бараке не было нар, люди спали на полу друг на друге в три-четыре слоя...
По периметру стояли три вышки с пулемётами. Очень скоро 20-й блок получил мрачную славу "Блока смерти".
Испанский заключённый Франсуа Буа рассказывал на Нюрнбергском процессе: "Это был как бы внутренний лагерь. В нём находились русские, которые получали менее одной четвёртой того рациона пищи, который получали мы. У них не было ни ложек, ни тарелок. Из котлов им выбрасывали испорченную пищу прямо на снег и выжидали, когда она начинала леденеть. Тогда русским приказывали бросаться на пищу..."
В "блоке № 20" была открыта эсэсовская школа для надзирателей: надзиратели из других лагерей приезжали сюда для "повышения квалификации". Военнопленные в этой школе зверств выполняли роль живых манекенов, на которых садисты отрабатывали все виды пыток и убийств.
На крючьях, вбитых в стену, узников подвешивали на ремнях, чтобы посчитать, сколько продержатся без воздуха. Их били током, травили газом и обливали на морозе ледяной водой.
За 10 месяцев существования блока «смертников» было уничтожено не менее 6 тысяч человек. Но именно эти «живые мертвецы» совершили то, что больше не удалось никому в кровавой истории Маутхаузена.
Организатором побега стал подполковник Николай Власов (1916-1945) – Герой Советского Союза (1942 год), лётчик, который был сбит и взят в плен в 1943 году. На его счету было три попытки побега из лагеря, пока его не отправили в "блок № 20".
Николай Власов в плену
Первоначально восстание назначили в ночь на 29 января 1945 года, но кто-то из узников оповестил фашистов о планах Власова.
Накануне ночью в барак ворвались эсэсовцы. Они увели с собой 25 человек. Позже станет известно, что узников ( в их числе был и Николай Власов) после жестоких пыток заживо сожгли в крематории. Но они так никого и не выдали.
И тогда восстание не отменили, но перенесли – на ночь со 2 на 3 февраля.
Нападение стало неожиданностью для эсэсовцев. И хотя пулемётчики на вышках успели расстрелять более сотни узников, карабкавшихся на стену концлагеря, оставшиеся в живых смертники буквально растерзали пулемётчиков.
Из 600 узников "барака № 20" в побег ушло 419 человек. Те узники, которые уже не могли ходить и остались, поддержали товарищей, решив отдать свою одежду беглецам: только выберитесь отсюда!
Комендант Маутхаузена штандартенфюрер СС Франц Цирайс (1905-1945) организовал преследование смертников. Он передал руководству местной жандармерии приказ: "Схваченных беглецов привозить обратно в лагерь только мёртвыми".
Бургомистры окрестных населённых пунктов собрали на сход всё местное население и объявили, что бежавших нельзя брать живыми, а нужно уничтожать на месте. На поиски смертников были мобилизованы народное ополчение «фольксштурм», добровольцы из местного гитлерюгенда и обычные охотники, которые дали своей охоте на людей издевательское название "Охота на зайцев в округе Мюльфиртель".
О том, как всё происходило, сохранился рассказ жандарма Йохана Кохоута: "Люди были в таком азарте, как на охоте. Стреляли во всё, что двигалось. Везде, где находили беглецов, – в домах, телегах, скотных дворах, стогах сена и подвалах – их убивали на месте".
Снежный покров на улицах окрасился кровью. Три недели продолжалась "Охота на зайцев". Для подсчёта количества жертв трупы свезли в деревню в четырёх километрах севернее Маутхаузена и свалили на заднем дворе местной школы. Выяснилось, что, несмотря на все усилия, девятерым беглецам каким-то чудом удалость вырваться из кольца охотников.
Среди тех, кому повезло выжить, были Михаил Рябчинский и Николай Цемкало, которые спрятались на ферме у семейства Лангталер. Этот дом выбрал Михаил Рябчинский по одной-единственной причине: в доме Лангталеров, в отличие от большинства австрийских домов, не было портрета фюрера.
Хозяева – Мария и Иоганн Лангталеры спасли их. Долгих 3 месяца сбежавшие узники скрывались у них дома на хуторе Винден.
Николай и Михаил вернулись в СССР. В 1964 году советский дипломат в Вене случайно услышал эту историю от одного австрийца, отыскал обоих в СССР и организовал приезд Николая и Михаила в Австрию - к Марии и Иоганну.
Рябчинский (крайний справа) и Цемкало (верхний ряд второй слева) с семьей Лангталеров
Михаил Рябчинский стал директором треста столовых в Киеве. Он умер в 2008 году на 93-м году жизни. Николай Цемкало работал в Днепропетровске инженером. Его тоже больше нет в живых…
В 1994 году австрийский режиссер Андреас Грубер снял фильм "Охота на зайцев" об этих событиях…
Худ. фильм "Охота на зайцев" (1994 год):
|
</> |