Сергей Худиев, блогер
Недавно один человек поставил вопрос: «Как не уйти из
Церкви?» Что же, кризис церковности — это нормально. Вообще
кризис веры — это нормально. Это естественная часть духовного
роста. Мы возрастаем в нашей вере, принимая решения. Мы
принимаем решения, оказываясь перед выбором. Добродетель вообще
обретается в испытаниях. Вы не можете обрести отвагу, пока не
столкнетесь с опасностью; Вы не научитесь терпению, если Вас никто
не раздражает; Вы не научитесь вере, если ничто не ставит ее под
вопрос. Как говорит Апостол Иаков, «С великою радостью
принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная,
что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно
иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей
полноте, без всякого недостатка. (Иак.1:2-4)»
Процесс духовного роста — это процесс опасный; любой дар,
данный существу с подлинной свободной волей, опасен. Человек может
воспользоваться ситуацией, чтобы духовно, нравственно и
интеллектуально вырасти. Он может отказаться расти и уйти. В
Евангелии есть рассказ о том, что произошло после беседы Господа о
Хлебе Жизни: «С этого времени многие из учеников Его отошли от
Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не
хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к
кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и
познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. (Иоан.6:66-69)»
Христос дает возможность тем, кто уходит, уйти — он не
занимается навязчивой вербовкой сторонников, Он очень бережно
относится к свободе учеников. Именно это дает возможность Петру
дорасти до понимания того, кто такой Иисус и зачем Он пришел.
Когда Вы сталкиваетесь с искушением уйти из Церкви — это
всегда возможность принять какие-то очень важные решения, понять
что-то необходимое, вырасти на голову над собой вчерашним, задаться
очень важными вопросами — и ответить на них.
Почему я здесь? Что я тут вообще делаю, в Церкви? Люди могут
приходить в Церковь по разным мотивам. Кого-то привлекает красота
византийского обряда, храмовая архитектура, эстетическая сторона
церковной жизни. Кого-то — чувство сопричастности к истории нашего
народа. Кого-то — возможность общения, какой-то совместной
активности, которая помогает преодолеть чувство потерянности и
одиночества. Кто-то ищет утешения, поддержки, «духовной
психотерапии».
Все это, может быть, и не плохо — и это в Церкви есть — но
если Вы пришли за этим, рано или поздно Вы обнаружите, что этого не
хватает, чтобы удержать Вас в ней. Красивые обряды много где есть,
тусовки, восполняющие потребность в общении — тоже, а поиски
утешения не всегда оказываются успешными. И этот момент огорчения и
разочарования — самое время задуматься о том, а зачем вообще мы
приходим в Церковь?
Или, вернее, почему? Потому, что мы поверили во Христа, и
можем сказать вместе с Петром: «Господи! к кому нам идти? Ты
имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты
Христос, Сын Бога живаго» Поверить — это значит просто
«согласиться». Мол, в этой тусовке принято считать Иисуса Сыном
Божиим, такие уж тут правила, так что примем. Это значит пережить
глубочайшую перемену в своей жизни, которую Писание характеризует
как «новое рождение» или даже «новое сотворение».
Вера принимает возвещение Иисуса как истину — Он действительно
тот, за кого он Себя выдавал, Сын Божий, Господь, Спаситель. Вера
также принимает это как истину по отношению ко мне лично — Христос
есть также и мой Господь и Спаситель. Это означает, что я больше не
принадлежу самому себе — но Ему и только Ему. Как говорит Апостол,
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго
Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены
[дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах
ваших, которые суть Божии. (1Кор.6:19,20)»
Наша жизнь больше нам не принадлежит. Она принадлежит
Христу, и все решения, которые мы принимаем, определяются этим. Не
тем, комфортно ли мне, не тем, удовлетворены ли мои запросы, не
тем, обрел ли я то, что искал — а тем, что я на службе, у
меня есть Господь, которому я повинуюсь, и волю которого должен
творить.
На первый взгляд это выглядит жестко — тем более, что мы живем
в культуре, которая чрезвычайно высоко ставит личную независимость.
Но потом оказывается, что именно отказываясь от себя, мы себя
находим. Мы становимся доступны радости, утешению, переживанию
красоты и общности с другими людьми, когда мы перестаем их искать.
Когда мы ищем исполнения воли Божией.
А Господь ясно говорит о Церкви — «Я создам Церковь Мою, и
врата ада не одолеют ее (Матф.16:18)». Он ясно заповедует
принять Крещение и и приступать к Евхаристии. «Иисус же сказал
им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына
Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я
воскрешу его в последний день. (Иоан.6:53,54)»
Мы идем в Церковь и приступаем к Чаше по одной причине — мы
поверили в Иисуса Христа. Что бы ни происходило в общественной
жизни, в Церковной жизни, в нашей собственной жизни, мы не
принадлежим самим себе. Мы принадлежим Иисусу Христу, Который
искупил нас Своей честной Кровию.
Это истина, которая не меняется — и не изменится. И поэтому мы
никуда не уйдем из Церкви.