"Как не надо делать самолеты"(с) - 2

Что удивительно, но на эти грабли конструкторы самолетов наступают с завидным упорством. Вот однажды молодая, но перспективная и никому не известная американская фирма «МакДоннелл» - стартап, созданный в канун Второй мировой войны, предложила Пентагону проект необычного самолета, в плане напоминающего нетопыря. Так и прозвали – «Летучая мышь».

Кто в «избе-пятистенке» смотрел и согласовывал проект – не понятно, но Джеймс МакДоннелл получил для своей фирмы заказ на его изготовление под очередным номером истребителя армейской авиации «67». Видать, обещанная скорость в 755 км/ч потрясла воображение военных.
Да, самолет, конечно, до сих пор удивляет любителей авиации своими формами, ... вернее «зализанностью». Идея конструкторов фирмы была в том, что максимально сглаженные формы обеспечат самолету минимальную смачиваемую поверхность, и следовательно, минимальное сопротивление трения, и минимальное сопротивление интерференции... Надо сказать, что на тот момент «зализы» были на всех скоростных самолетах – они минимизировали явление интерференции потоков, например с фюзеляжа и крыла. Но считать их никто не умел. Зализами обычно занимались самые опытные аэродинамики, проведшие много тысяч часов в аэродинамических трубах. На модели они пальцем «выводили» зализ из пластилина, потом дули в трубе, потом опять «выводили», дули и так много много раз. При получении удовлетворительного результата с пластилинового зализа снимали шаблоны, и они уже шли на чертежи. Видать, кто-то так и вывел «зализы» для проекта МакДоннелла.

Продувочная модель

Вот мы какой гладенький!
В-о-о-т... Самолет ХР-67 построили, испытали, но заявленных высоких характеристик почему-то не получили: «Взлетная дистанция была слишком большой, начальная скороподъемность - низкой, приемистость – плохой». Максимальная скорость с трудом достигала 650 км/ч. Трудно сказать, как просчитывался проект самолета (а он неоднократно проходил макетные комиссии и дулся в НАСА!), но, похоже, конструкторы забыли о простейшей формуле воздушного сопротивления:

С этого должны начинать, а мысли несутся – «дальше, дальше, дальше»... А из нее виден один малоприятный для самолета факт – его воздушное сопротивление Х прямо пропорционально «характерной» площади S – максимальной площади сечения. А она, о да, при «зализывании» самолета-то увеличилась! Вот и недобор скорости. Сравним профили двух двухмоторных истребителей – ХР-67 и британского Де-Хэвиленд «Хорнита».

Да, при приведенном к единому размаху площадь сечения «Хорнита» на 10% меньше (на самом деле еще меньше – у «Хорнита» был меньше размах крыла). Поэтому, несмотря на «угловатые формы» скорость «Хорнита» достигала 770 км/ч – практически пропасть по тем временам между двумя самолетами.

Де-Хэвиленд "Хорнит" - самолет нормального человека

... и самолет "курильщика"
Это потом у фирмы были «Вуду» и «Фантом»..., но первый «блин» «МакДоннелла» был реально комом. А народ до сих пор ставит опыты, «как обмануть природу» - то винглеты начнет лепить, то правило площадей пошлет, то идею подкинет на трансзвуке пассажиров возить...
"Рассказал" Виктор Бакурский
|
</> |