"Как не надо делать самолеты"(с) - 2

топ 100 блогов afirsov29.11.2018 «Как известно»(с), проектирование и конструирование самолета – задача заумная, формул много, и чем человек больше их знает, тем, вроде, лучше должен получаться самолет. Однако, история авиации знает весьма разные примеры. Вот как-то в конце Гражданской войны летчики, замученные эксплуатацией «Царь-самолета» («Ильи Муромца», то есть, – ну это как из «Царь-пушки» пострелять или позвонить в «Царь-колокол»), попросили создать «нормальный» бомбардировщик. За дело взялся самый цвет отечественной авиационной науки, начиная от академика Жуковского, кончая мало известным тогда Туполевым, и весь ЦАГИ – аж 50 человек там было. Созданная комиссия (КОМТА) провозгласила задачу создать «научно обоснованный и рассчитанный» самолет в противовес творению недоучившегося студента Сикорского... Результат известен – бомбардировщик, названный по имени комиссии КОМТА, с трудом поднимался в воздух и по большому счету летать не мог (максимальная скорость полета была практически равна минимальной). Ну, членов КОМТА можно понять – в отличие от того же Сикорского у них не было практического опыта строительства самолетов, и соответственно понимания, «что в этом деле важно, а что не очень». И главное – видеть за формулами реальные физические процессы, а не просто цифры.

Что удивительно, но на эти грабли конструкторы самолетов наступают с завидным упорством. Вот однажды молодая, но перспективная и никому не известная американская фирма «МакДоннелл» - стартап, созданный в канун Второй мировой войны, предложила Пентагону проект необычного самолета, в плане напоминающего нетопыря. Так и прозвали – «Летучая мышь».

Как не надо делать самолеты(с) - 2 Form8
Кто в «избе-пятистенке» смотрел и согласовывал проект – не понятно, но Джеймс МакДоннелл получил для своей фирмы заказ на его изготовление под очередным номером истребителя армейской авиации «67». Видать, обещанная скорость в 755 км/ч потрясла воображение военных.

Да, самолет, конечно, до сих пор удивляет любителей авиации своими формами, ... вернее «зализанностью». Идея конструкторов фирмы была в том, что максимально сглаженные формы обеспечат самолету минимальную смачиваемую поверхность, и следовательно, минимальное сопротивление трения, и минимальное сопротивление интерференции... Надо сказать, что на тот момент «зализы» были на всех скоростных самолетах – они минимизировали явление интерференции потоков, например с фюзеляжа и крыла. Но считать их никто не умел. Зализами обычно занимались самые опытные аэродинамики, проведшие много тысяч часов в аэродинамических трубах. На модели они пальцем «выводили» зализ из пластилина, потом дули в трубе, потом опять «выводили», дули и так много много раз. При получении удовлетворительного результата с пластилинового зализа снимали шаблоны, и они уже шли на чертежи. Видать, кто-то так и вывел «зализы» для проекта МакДоннелла.
Как не надо делать самолеты(с) - 2 Form7
Продувочная модель

Как не надо делать самолеты(с) - 2 Form4
Вот мы какой гладенький!

В-о-о-т... Самолет ХР-67 построили, испытали, но заявленных высоких характеристик почему-то не получили: «Взлетная дистанция была слишком большой, начальная скороподъемность - низкой, приемистость – плохой». Максимальная скорость с трудом достигала 650 км/ч. Трудно сказать, как просчитывался проект самолета (а он неоднократно проходил макетные комиссии и дулся в НАСА!), но, похоже, конструкторы забыли о простейшей формуле воздушного сопротивления:
Как не надо делать самолеты(с) - 2 Form1
С этого должны начинать, а мысли несутся – «дальше, дальше, дальше»... А из нее виден один малоприятный для самолета факт – его воздушное сопротивление Х прямо пропорционально «характерной» площади S – максимальной площади сечения. А она, о да, при «зализывании» самолета-то увеличилась! Вот и недобор скорости. Сравним профили двух двухмоторных истребителей – ХР-67 и британского Де-Хэвиленд «Хорнита».
Как не надо делать самолеты(с) - 2 Form2

Да, при приведенном к единому размаху площадь сечения «Хорнита» на 10% меньше (на самом деле еще меньше – у «Хорнита» был меньше размах крыла). Поэтому, несмотря на «угловатые формы» скорость «Хорнита» достигала 770 км/ч – практически пропасть по тем временам между двумя самолетами.

Как не надо делать самолеты(с) - 2 Form3
Де-Хэвиленд "Хорнит" - самолет нормального человека

Как не надо делать самолеты(с) - 2 Form5
... и самолет "курильщика"

Это потом у фирмы были «Вуду» и «Фантом»..., но первый «блин» «МакДоннелла» был реально комом. А народ до сих пор ставит опыты, «как обмануть природу» - то винглеты начнет лепить, то правило площадей пошлет, то идею подкинет на трансзвуке пассажиров возить...

"Рассказал" Виктор Бакурский

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Предлагаем вам простой рецепт торта «Медовик». Торт получается с ярким медовым вкусом, но в отличие от классического не требует раскатки коржей. «Ленивый» медовик готовится быстро, просто, получается мягким и пропитанным. Тесто замешивается буквально 5 минут, печется тоже очень быстро. ...
сначала вы юмористов без работы оставили, потом военных, а теперь и фантастов... вы это.. закусывать не пробовали? ...
Мне крайне неудобно учить патриотизму самого главного патриота России -- господина Володина. Хотя человек утверждающий, что пока есть Путин будет и Россия, явно путает любовь к Родине с обожанием начальства. В общем, этот господин призвал вчера гордиться россиян государственным ...
23 июня 2021 года в Нью-Йорке прошел аукцион, на котором картина бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля Ров, Брекклз , написанная летом 1921 года, была продана за 1,8 миллиона долларов Ров, Брекклз, 1921 год. Холст, масло. Частная коллекция Уинстон Черчилль ...
Только узнали, что сегодня Лариса умерла. Пост про нее был как раз сегодня, днем. Когда писала, еще не знала... (ссылка здесь ) Все произошло стремительно и быстро. Сгорела за три месяца. Мы в шоке... RIP ...