Как написать роман за 30 дней

топ 100 блогов miumau11.04.2016 Я же тут был а в Москве, и не могла не повстречаться с разными издателями. Заодно в издательстве Манн, Иванов и Фербер выпросила в подарок книжку. Вот эту:

Как написать роман за 30 дней

http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/literaturnyj-marafon/

Собственно, зашел недавно в семье разговор на эту тему. И упомянули эту книжку - мол, интересно, как же предлагают написать роман за 30 дней. Вообще, когда я вижу такие бестселлеры, как "сделай миллион за месяц" или "вылечись от всех болезней одним приемом", я даже уже не возмущаюсь и не сержусь. И тем более не берусь что-то читать. Я не верю, что существует такой рецепт. Потому что, если бы он существовал, уже давно все было... ну, вы сами понимаете. Не бывает чудес. И волшебных рецептов не бывает - до такой степени волшебных. Очевидно, что где-то в такой книге должно быть зарыто гигантское "но". Но где?

Вот именно про эту книжку мне стало интересно. Что же там обещают получить за эти 30 дней?



В общем - утолила свое любопытство. Получится не очень эйфоричная рецензия на книжку (надеюсь, издательство меня простит). :-) Но начать наверное следует с того, что автор кое что все таки обещает. И выдает рецепт, как это получить. Это кое что должно иметь объем не менее 50 тысяч слов, именно это является минимальным объемом, достойным слова "роман". И оно будет иметь начало, конец, завязку-развязку и всех героев. И вообще - все подробности сюжета.

Однако качество этого полученного будет ужасным.

Как это обычно бывает в таких случаях, треть книги автор агитирует нас следовать первой истине, полезность которой он осознал. Надо поставить себе жестчайший дедлайн, и потом стараться в него уложиться любой ценой. Видно, что он-то сам прекрасно осознает, что и как придется принести в жертву, чтобы кровь-из-нову навалять 50 тысяч слов за 30 дней. И он агитирует с самого начала к этому приготовиться, и на это забить. Лишь бы писать, лишь бы продвигаться. Пока не пропал запал.

Весь этот дедлайн, конечно, имеет еще одно магическое действие. Это длинный срок. Но не бесконечный. И в это время человек сам себе объясняет, что вот это надо пережить как-то, а потом жизнь продолжится. Это стимулирует к работе в боевом режиме. Пустыня, которую предстоит перейти, огромна. Но горизонт все же виден, и четко очерчен. Вон до того числа - ползти любой ценой.

И я согласна - такие дедлайны способны творить чудеса! Это правда! Однако тут есть одно большое "но" - деформации в качестве полученной работы могут стать слишком сильными, если дедлайн слишком нереалистичный. И мне кажется, что именно это тут происходит.

В конце книги автор признается (очень бегло - эту вещь он упоминает только один раз, а не повторяет сто раз, как более приятные новости), что полученное нечто придется редактировать от года до двух! Ну ничего себе! Однако - эту работу человек уже делает в другом качестве!!! Он не пишет роман (ах, столько времени пишет, наверное никогда не напишет). Он его написал! Это правда - там так и написано - гордо похвастаться всем, что дописал. Начал и закончил. Даже бутылку шампанского велено открыть с грохотом. Только главное - никомушеньки не давать почитать, совсем. Но все равно - потом человек уже весь такой из себя автор, сидит с готовым романом. И дорабатывает. Это другое - он уже справился, осталась пара мелочей (и ничего, что на них два года требуется, это уже детали).

По сути, если совсем честно, человек сделавший все по этой книге получит каркас романа. С довольно большим количеством подробностей (50 тысяч слов!!!), но очень сырой. Там сказано, что и диалоги придется выписывать еще со всех сторон. И детали сверять и проверять. И наверняка - целые куски текста перемещать из одного места в другое. И стиль найти и выработать, и слог, и целую кучу решений принять. По сути - вообще 99% работы делать с нуля. Т.е. по сути это действительно просто план - правда содржащий все повороты сюжета - который теперь надо садиться и полностью "писать начисто".

Так вот - мне такое представляется страшным кромешным ужасом! Капец, вы только представьте - рыться в собственном тексте такого объема, перечитывать его, копаться там, пытаться разобраться, что там где Перемещать куски, и выписывать практически все заново? У меня от таких манипуляций с текстами подобно объема все очень быстро превращается в "белый шум". Я тоже свои книги писала, после того, как у меня появлялся готовый план всего. У меня тоже были продуманы все подробности, прежде чем я начинала писать чистовик. Но план этот всегда умещался на одном листе! И, что важно, уже на этом этапе я точно знала, что будет где! Для меня это трагедия, когда надо кусок книги переместить из одного места в другое. Мне кажется, что одно должно плавно перетекать в другое. И если я куда-то просто так суну кусок, мне придется переписывать и то, что было перед ним (чтобы оно в новый кусок плавно перетекло), и то что после (чтобы оно из этого нового куска гармонично вытекло). Уж не говоря о том, что этот кусок может вообще взломать весь ритм этого места в книге, и тогда его придется переписывать полностью, чтобы он не торчал оттуда, как инородное тело.

Я с самого начала радостно украла всю систему у Петра Демьяновича Успенского. Кто читал его книги, знает, что в начале книги он часто оставлял вот этот самый каркас, из которого потом все писалось. (Он это и рассказывал честно.) Там был список глав, и под каждой главой - список "тезисов" - что там будет, ив каком порядке. вроде "по каким темам мы пройдемся в этой главе". Мне этот план показался очень удобным. Во-первых - глядя в него, можно писать спокойно книгу, чуть ли не начисто. Во-вторых - по такому вот лаконичному плану легко проверять, все ли на местах. Тут можно заметить, не повторяется ли какая-то информация в двух местах. И подумать, все ли расположено в правильном порядке. Или что-то "опередило" важный кусок, из-за чего при чтении что-то будет не понятно, т.к. некоторые факты нужно было выложить читателю раньше.

По такому плану можно потом "лить текст как льется". Сразу вдаваясь в подробности, сколько хочется. И мне кажется, что если сделать это спокойно и собранно, можно получить почти уже книгу. После такого можно раза 2-3 пройтись по тексту, выглаживая каждое предложение, или абзац. Но нету вот этой головной боли - что мечешься по каким-то сотням страниц, роешься, и еще думаешь, что куда перетащить, и все ли на своих местах. И как это слепить теперь во единое целое. Когда текст писался подряд, и мысли лились в том же направлении, подряд, обычно ничего уже особо не скачет. И можно проверять кусочками, концентрируясь на каждый отдельный отрезок, не бегая при этом по всей книге. Я понимаю, что наверное способов написания книг столько же, как и авторов. Но лично мне представляется более спокойным - потихоньку писать и редактировать нестрашные куски, нежели "навалять кучу мусора", а потом годами в нем беспорядочно рыться.

Ну и еще - там же и написано, что запал через месяц пропадет! И это естественно! В таком боевом режиме нельзя жить долго. Мне кажется, что даже месяц - уже большой срок! Ну а потом?
А! Там еще сказано, что в начале этого месяца нужно радикальнейшим образом выбросить на помойку "внутреннего критика". Чтобы не мешал валять побольше количества. А потом велено его "обратно включить". Нуи вот представьте - вы месяц мучились. Страшно устали. Запал пропал. И тут еще критик включился. И вы смотрите на огроменную кучу очень плохо написанного текста, и это теперь надо привести в порядок?
Я бы повесилась. :-) Или задвинула юы этот текст очень далеко, и надолго.

В общем... в книге целый ряд полезных рецептов. Но я бы их стала прикладывать к более простым и мелким заданиям. Вот для какого-нибудь дизайн-проектика в недельку - самое то! Ну так, чтобы количество, которое формулируется в цели. не превышало возможности в десятки или сотни раз. Не "нарисовать объем года за неделю", а "бодро нарисовать за неделю то, что мы любим растягивать на две или три". Как-то так. Тут и все поговорки про дедлайн мне сразу нравятся. И про "хотите, чтобы дело было лихо сделано - поручите его самому занятому человеку". И всякие умные мысли о том, как при наличии мотивации впихнуть в планы еще дело, когда и так уже жизнь бурлит.

***

Ну зато книга читается за 2 или 3 часа. Я ее прочитала за время пересадки из оного самолета в другой (40 минут) плюс два перелета - по часу и полтора. Минус перерыв на еду в обоих самолетах. :-) Можно сказать, что "можно научиться писать такой роман за 2 часа". :-)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мы часто с Сашкой обсуждаем разные дыры в нашей системе образования. Ну, если быть точным, в той, которую мы с ним получали (а это было еще до ЕГЭ). Тут немного пообщалась с человеком в журнале Фриц Моргена.. потом мне один знакомый снова прислал ...
Главный ветеринарный врач Североамериканского ветсообщества Дана Варбл назвала преимущества и недостатки, которые несет в себе сон в одной кровати вместе со спящими рядом домашними животными. Они пол кровати занимают и не сгонишь ) Как отметила специалист, что касается самих ...
...
У Aide-de-camp нашла и не смогла не украсть)) Все-таки, я снейпанутая рикманьячка ...
Оригинал взят у ivakin_alexey в Исторический экскурс Специально для эльфов, которые утверждают, что вот если бы весь город вышел, да Одесса тогда бы... 1: никогда и никуда никакой город не выйдет. Забейте вы на эту мантру. Любой город - Одесса, Москва, Вашингтон, Канберра. 2: лю ...