Как написать роман за 30 дней

топ 100 блогов miumau11.04.2016 Я же тут был а в Москве, и не могла не повстречаться с разными издателями. Заодно в издательстве Манн, Иванов и Фербер выпросила в подарок книжку. Вот эту:

Как написать роман за 30 дней

http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/literaturnyj-marafon/

Собственно, зашел недавно в семье разговор на эту тему. И упомянули эту книжку - мол, интересно, как же предлагают написать роман за 30 дней. Вообще, когда я вижу такие бестселлеры, как "сделай миллион за месяц" или "вылечись от всех болезней одним приемом", я даже уже не возмущаюсь и не сержусь. И тем более не берусь что-то читать. Я не верю, что существует такой рецепт. Потому что, если бы он существовал, уже давно все было... ну, вы сами понимаете. Не бывает чудес. И волшебных рецептов не бывает - до такой степени волшебных. Очевидно, что где-то в такой книге должно быть зарыто гигантское "но". Но где?

Вот именно про эту книжку мне стало интересно. Что же там обещают получить за эти 30 дней?



В общем - утолила свое любопытство. Получится не очень эйфоричная рецензия на книжку (надеюсь, издательство меня простит). :-) Но начать наверное следует с того, что автор кое что все таки обещает. И выдает рецепт, как это получить. Это кое что должно иметь объем не менее 50 тысяч слов, именно это является минимальным объемом, достойным слова "роман". И оно будет иметь начало, конец, завязку-развязку и всех героев. И вообще - все подробности сюжета.

Однако качество этого полученного будет ужасным.

Как это обычно бывает в таких случаях, треть книги автор агитирует нас следовать первой истине, полезность которой он осознал. Надо поставить себе жестчайший дедлайн, и потом стараться в него уложиться любой ценой. Видно, что он-то сам прекрасно осознает, что и как придется принести в жертву, чтобы кровь-из-нову навалять 50 тысяч слов за 30 дней. И он агитирует с самого начала к этому приготовиться, и на это забить. Лишь бы писать, лишь бы продвигаться. Пока не пропал запал.

Весь этот дедлайн, конечно, имеет еще одно магическое действие. Это длинный срок. Но не бесконечный. И в это время человек сам себе объясняет, что вот это надо пережить как-то, а потом жизнь продолжится. Это стимулирует к работе в боевом режиме. Пустыня, которую предстоит перейти, огромна. Но горизонт все же виден, и четко очерчен. Вон до того числа - ползти любой ценой.

И я согласна - такие дедлайны способны творить чудеса! Это правда! Однако тут есть одно большое "но" - деформации в качестве полученной работы могут стать слишком сильными, если дедлайн слишком нереалистичный. И мне кажется, что именно это тут происходит.

В конце книги автор признается (очень бегло - эту вещь он упоминает только один раз, а не повторяет сто раз, как более приятные новости), что полученное нечто придется редактировать от года до двух! Ну ничего себе! Однако - эту работу человек уже делает в другом качестве!!! Он не пишет роман (ах, столько времени пишет, наверное никогда не напишет). Он его написал! Это правда - там так и написано - гордо похвастаться всем, что дописал. Начал и закончил. Даже бутылку шампанского велено открыть с грохотом. Только главное - никомушеньки не давать почитать, совсем. Но все равно - потом человек уже весь такой из себя автор, сидит с готовым романом. И дорабатывает. Это другое - он уже справился, осталась пара мелочей (и ничего, что на них два года требуется, это уже детали).

По сути, если совсем честно, человек сделавший все по этой книге получит каркас романа. С довольно большим количеством подробностей (50 тысяч слов!!!), но очень сырой. Там сказано, что и диалоги придется выписывать еще со всех сторон. И детали сверять и проверять. И наверняка - целые куски текста перемещать из одного места в другое. И стиль найти и выработать, и слог, и целую кучу решений принять. По сути - вообще 99% работы делать с нуля. Т.е. по сути это действительно просто план - правда содржащий все повороты сюжета - который теперь надо садиться и полностью "писать начисто".

Так вот - мне такое представляется страшным кромешным ужасом! Капец, вы только представьте - рыться в собственном тексте такого объема, перечитывать его, копаться там, пытаться разобраться, что там где Перемещать куски, и выписывать практически все заново? У меня от таких манипуляций с текстами подобно объема все очень быстро превращается в "белый шум". Я тоже свои книги писала, после того, как у меня появлялся готовый план всего. У меня тоже были продуманы все подробности, прежде чем я начинала писать чистовик. Но план этот всегда умещался на одном листе! И, что важно, уже на этом этапе я точно знала, что будет где! Для меня это трагедия, когда надо кусок книги переместить из одного места в другое. Мне кажется, что одно должно плавно перетекать в другое. И если я куда-то просто так суну кусок, мне придется переписывать и то, что было перед ним (чтобы оно в новый кусок плавно перетекло), и то что после (чтобы оно из этого нового куска гармонично вытекло). Уж не говоря о том, что этот кусок может вообще взломать весь ритм этого места в книге, и тогда его придется переписывать полностью, чтобы он не торчал оттуда, как инородное тело.

Я с самого начала радостно украла всю систему у Петра Демьяновича Успенского. Кто читал его книги, знает, что в начале книги он часто оставлял вот этот самый каркас, из которого потом все писалось. (Он это и рассказывал честно.) Там был список глав, и под каждой главой - список "тезисов" - что там будет, ив каком порядке. вроде "по каким темам мы пройдемся в этой главе". Мне этот план показался очень удобным. Во-первых - глядя в него, можно писать спокойно книгу, чуть ли не начисто. Во-вторых - по такому вот лаконичному плану легко проверять, все ли на местах. Тут можно заметить, не повторяется ли какая-то информация в двух местах. И подумать, все ли расположено в правильном порядке. Или что-то "опередило" важный кусок, из-за чего при чтении что-то будет не понятно, т.к. некоторые факты нужно было выложить читателю раньше.

По такому плану можно потом "лить текст как льется". Сразу вдаваясь в подробности, сколько хочется. И мне кажется, что если сделать это спокойно и собранно, можно получить почти уже книгу. После такого можно раза 2-3 пройтись по тексту, выглаживая каждое предложение, или абзац. Но нету вот этой головной боли - что мечешься по каким-то сотням страниц, роешься, и еще думаешь, что куда перетащить, и все ли на своих местах. И как это слепить теперь во единое целое. Когда текст писался подряд, и мысли лились в том же направлении, подряд, обычно ничего уже особо не скачет. И можно проверять кусочками, концентрируясь на каждый отдельный отрезок, не бегая при этом по всей книге. Я понимаю, что наверное способов написания книг столько же, как и авторов. Но лично мне представляется более спокойным - потихоньку писать и редактировать нестрашные куски, нежели "навалять кучу мусора", а потом годами в нем беспорядочно рыться.

Ну и еще - там же и написано, что запал через месяц пропадет! И это естественно! В таком боевом режиме нельзя жить долго. Мне кажется, что даже месяц - уже большой срок! Ну а потом?
А! Там еще сказано, что в начале этого месяца нужно радикальнейшим образом выбросить на помойку "внутреннего критика". Чтобы не мешал валять побольше количества. А потом велено его "обратно включить". Нуи вот представьте - вы месяц мучились. Страшно устали. Запал пропал. И тут еще критик включился. И вы смотрите на огроменную кучу очень плохо написанного текста, и это теперь надо привести в порядок?
Я бы повесилась. :-) Или задвинула юы этот текст очень далеко, и надолго.

В общем... в книге целый ряд полезных рецептов. Но я бы их стала прикладывать к более простым и мелким заданиям. Вот для какого-нибудь дизайн-проектика в недельку - самое то! Ну так, чтобы количество, которое формулируется в цели. не превышало возможности в десятки или сотни раз. Не "нарисовать объем года за неделю", а "бодро нарисовать за неделю то, что мы любим растягивать на две или три". Как-то так. Тут и все поговорки про дедлайн мне сразу нравятся. И про "хотите, чтобы дело было лихо сделано - поручите его самому занятому человеку". И всякие умные мысли о том, как при наличии мотивации впихнуть в планы еще дело, когда и так уже жизнь бурлит.

***

Ну зато книга читается за 2 или 3 часа. Я ее прочитала за время пересадки из оного самолета в другой (40 минут) плюс два перелета - по часу и полтора. Минус перерыв на еду в обоих самолетах. :-) Можно сказать, что "можно научиться писать такой роман за 2 часа". :-)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очень хороший врач, достойный человек, профессор. И верит в талант, в судьбу, приметы и в шапочку Harley Davidson А журналистка С. Суханова уж наверное, переусердствовала с названием статьи ("Конкурент", № ...
С момента моего последнего поста о букинистических покупках: http://elenka-knigolub.livejournal.com/58557.html  прошло целых два месяца:) Поэтому этот пост будет очень длинный... Вот что я успела купить за это время: Паустовский К. Растрепанный воробей. М., ...
А вы фотографируете себя в бане? Я сегодня сделала это. Знаю, знаю, что фоткать каждый свой шаг это уже признак психического отклонения. Вы, например, как часто снимаете себя? Наверняка, каждый день хоть один снимок, но сделаете? Ну не верю, что сейчас, в век смартфонов, цифровых камер и ...
В мире полным-полно потрясающе красивых людей, о которых постоянно говорят и пишут в журналах . Но зачастую, большее внимание в данном случае уделяют именно женщинам, напрочь забывая о том, что помимо них в мире есть ещё и мужчины, не уступающие в своей красоте и харизме слабому ...
Поселенческий протест все более и более приобретает антисионистскую окраску. ...