Как Москва отвергла предложение о прекращении огня

Ливонскую войну начал Иван Грозный в 1558 году.
В 1566 году в Москву прибыло литовское посольство, предложившее произвести раздел Ливонии на основании существовавшего на тот момент положения. Созванный в это время Земский собор поддержал намерение правительства Ивана Грозного вести борьбу в Прибалтике вплоть до захвата Риги.
Продолжение войны кончилось для Ивана плохо: он потерял всё ранее завоеванное. Вернулись довоенные границы. Но северо-запад России был опустошен.
А теперь — реакция на это лучшего из русских первосвятителей — св. митрополита Филиппа:
1567 Ноября 24. Богомольная грамота Митрополита Филиппа в Кириллов монастырь, по случаю войны с Крымом и Польшею.
Благословение пресвященного Филиппа, Митрополита всеа Руси, в Белозерской уезд, настоятелю игумену Кирилу. Грех ради наших, безбожный крымский Царь Девлет-Кирей, со всем своим бесерменством и латынством, и Литовский Король Жигимонт Август, и поганые Немцы во мнoгие различные ереси впали, наипаче в лютореву прелесть, и святые христианские церкви разорили, и святым и честным иконам поругалися, и впредь свой злый совет полагают во единачестве на святые церкви и на честные иконы и на нашу святую и благочестивую христианскую веру Греческаго закона. И слышав таковая боговенчанный Царь и Государь Великий Князь Иван Васильевич, всеа Руси Самодержец, зело оскорбися и опечалися за святые церкви и за святые честные иконы, от безбожных попранных и впредь хвалящихся таковая творити, и взем Бога на помощь и пречистую Богородицу и оградився силою честнаго креста Господня и заступлением святых небесных Сил, Михаила и Гаврила и прочих безплотных Сил, и всех Святых молитвами, и великих Чюдотворцев Петра и Алексея и Ионы и прочих святых новых Чюдотворцов молитвами, и святых прародителей и сродник своих молитвами, равноапостольного Великого Князя Владимера Киевского и всея Руси, и сынов его святых страстотерпец Бориса и Глеба, и прочих святых своих сродник, и по нашему благословению и всего священного собора, пошел со всем своим воинством на своих недругов, за святые церкви, и за святые честные иконы, и за нашу святую и благочестивую христианскую веру Греческого закона, и за свое царское отечество и обиду, Богом порученное ему Росийское царство, стояти не токмо до крови, но и до смерти. И вы б пожаловали, ныне и впредь, пели в церкви по вся дни молебны соборно и но кельям молили всесильного Бога, и пречистую Богородицу, и небесных Сил, и великого Иоана Предтечу и великих Чюдотворцов и всех Святых, о устроении земском, и о миру, и о тишине, и о нашем согрешени, и о многолетному здравии и спасении боговенчанного Царя Государя Великого Князя Ивана Васильевича, всеа Руси Самодержца, и о его благочестивой Царице Великой Княгини Марьи, и о их богодарованных чадех Царевиче Иване и Царевиче Феодоре, и о болярах, и о всем христолюбивом воинстве, и о всех православных христианах, чтобы Господь Бог послал благочестивому Царю и всему его христолюбивому воинству благодать и помощь свыше, и мир и тишину, и крепость и одоление на враги, на бесерменство и на латынство, и на все враги его видимые и невидимые; и не помянул бы Господь Бог грехов наших и избавил бы нас от огня и меча, и от нашествия иноплеменных и межуусобные брани. А милость Божия и пречистыя Богородицы и великих Чюдотворцов молитва и благословение, да и нашего смирения благословение, да есть всегда с вашим преподобством во веки, аминь. Писана на Москве, лета 7076 Ноября в 24 день.
Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук. Т.1. – СПб., 1836, сс. 312-313.
Прочитав такое, кто посмеет утверждать, будто Москва никогда не вела «религиозных войн»?
Также из этой грамоты ясно видно, как тогда понималось слово «отечество»: как наследуемое недвижимое имущество, «дворянское гнездо».
И еще это к вопросу о том, были ли в истории православия первоиерархи, которые протестовали против войн, которые вели их собственные государи. Ответ: нет, таковых не бывало.