Как мы у мыса Доброй Надежды судно потеряли


Вот это самое. Чтобы понять его
размер, обратите внимание на две человеческие фигурки выше буквы S.
Это остров Тринидад. Судно продано на металлолом в Индию, и мы
должны оттащить его туда через два океана.
Как это делается? Берётся толстая стальная плита в форме
треугольника. По углам три отверстия, дополнительно укреплённые
наваренными вокруг них стальными кольцами. От обеих якорь-цепей
отрезаются и укладываются на баке якоря. Сами цепи потравливаются и
их концы опускаются на кормовую палубу подошедшего буксира.
Последние звенья специальными скобами крепятся к двум углам плиты,
а к третьему такой же скобой крепят буксирный трос. Чтобы вся
конструкция преждевременно не улетела за борт, её крепят отдельным
тросом к кнехтам на корме буксира.
Но вот всё готово, буксирный трос пропущен через специальный клюз
на корме, теперь осталось перерезать стопорящий конец и всё это
богатство перевалится через борт. Народ разбегается подальше, но
все тянут шеи, чтобы наблюдать это незабываемое событие.
Сварщик с включенной горелкой в вытянутой руке, низко пригибаясь,
подбирается к нему и начинает перерезать. Его задача - не попасть
под удар стальной плети, натянутой, как струна. Через какое-то
время последние пряди троса лопаются и с жутким грохотом под
огромным весом провисших цепей всё устройство перелетает через
фальшборт. Вздымается облако ржавчины, искры, кусок планширя
отрывается и кувыркаясь, улетает за борт. Из-за борта вздымается
фонтан воды. Наконец всё окончено, все живы и даже не
покалечены.
В определённый час буксир даст ход и на коротком поводке вытянет
объект из порта. А там трос будет потравлен метров до 750-и и мы
начнём тысячемильный путь.
Вытравленный на такую длину трос под своим весом провисает, образуя
под водой дугу и служит амортизатором , смягчающим рывки волн. Но
бывает, что и это не помогает, как случилось в тот раз. Во время
шторма у южной оконечности Африки трос всё-таки натянулся и
лопнул.
Северо-восточный ураган понёс судно в ревущие сороковые. Почти
неделю мы гнались за ним, не выпуская из виду. Тот же шторм порвал
буксирный трос и у англичан, тащивших старое пассажирское судно. В
таких случаях издаётся извещение мореплавателям, что в таком-то
районе дрейфует неуправляемый объект, дабы держали ушки на
макушке.
Когда ветер наконец стих, а волны более-менее улеглись, к объекту
была отправленна резиновая лодка с тонким пропиленовым концом,
волочившимся за ней. Чем хорош пропилен - не тонет. Ребята подошли
к носу судна, вздымавшегося вверх и рушившегося вниз на океанской
зыби. Нужно было завести трос между цепями и вернуться назад, не
попав под удар тяжко колебавшихся цепей и самого носа. Занятие не
для слабонервных, зазеваешься - и переломает кости, утонуть-то
спасательные жилеты не дадут.
Всё получилось. С помощью тонкого троса между цепями был протянут
толстый пропиленовый конец и очень осторожно, чтобы не дай Бог не
порвать и его, мы дали ход.
Но впереди был ещё один океан. Поэтому, когда дошли до спокойных
вод Мадагаскара, лебёдкой была вытянута из воды плита и вместо
обрывка стального буксирного троса заведён конец нового. И мы
двинулись вперёд, навстречу пиратам Камбейского залива.

|
</> |