Как мы тренировали актерское мастерство
lashevchenko — 10.03.2020Как я уже писала, на нашем педагогическом семинаре нам сказали принести на следующее занятие удобную одежду и танцевальные тапочки, и прийти в зал по такому-то адресу. Танцевальных тапочек у меня нет, кроссовки после переезда я так и не нашла, но ничего, решила, что и гольфы для аэробики сгодятся.
Прихожу по указанному адресу.
Здание – абсолютно унылый бетонный параллелепипед с горизонтальными полосами вдоль рядов окон, в таких обычно располагаются какие-нибудь складские или производственные помещения. Внутри – такие же унылые канцелярские коридоры, там находятся какие-то организации. И только тот коридор, где находятся те самые залы, выглядит очень даже уютненько: по стенам развешаны большие красивые фотографии с танцорами и актерами (буду ими иллюстрировать пост), под ними деревянные скамейки, а то и мягкие диванчики:
Через стеклянную дверь видна лестница, такая же, какие существуют во всех конторах:
Радевалка:
Посередине, на скамейке - корзина для забытых вещей:
Забвают обычно, как мы видим, одежду и бутылки для воды:
И вид из окон неплохой (кажется, это самый конец города):
Зал, в котором мы занимались, - действительно танцевальный зал. В смысле, не для танцулек, а для обучения танцам: зеркало во всю торцовую стену, балетные станки вдоль длинной стены, черный рояль. Правда, мы там не танцевали.
Занятие называлось «язык тела». Вела его женщина, представившаяся "Руми", она сказала, что раньше работала в театре. Вот какие упражнения мы делали.
1. Обычные подвижные игры в начале занятия. Например, все стоят в круг и перебрасываются мячом, всё время в одном и том же порядке. Потом вбрасывается второй мяч, потом третий… Понятно, что чем больше мячей, тем сложнее их все контролировать. Мы, например, не могли удерживать все три мяча больше минуты. Но игра веселая. И координацию хорошо тренирует.
2. Упражнение "совместный поход в душ". Т.е. надо было изобразить, как принимаешь душ - начиная с откручивания воображаемых кранов... Руми показывала пример и комментировала, а мы одновременно все это делали - ну, каждый в меру своей испорченности...
3. Упражнение "привлечь на свою сторону". Все стоят шеренгой у одной боковой стены, доброволец - у противоположной. И он должен побудить всю толпу перейти на его сторону зала, причем это он должен сделать без единого слова, только жестами. Всего оказалось три добровольца, они делали это по очереди, каждый в своей манере:
а). "Добрый" (характеристики мои, никто никаких ролей не предписывал). Он манил рукой, кто отказывался - брал за руку, делал осторожные шажки вместе с ними, если не помогало - делал умоляющие жесты... В-общем, в итоге все оказались на противоположной стороне.
б). "Хитрый" - он махнул рукой и изобразил, что ест. Ну, то есть получился жест типа "пошли в столовую". Дело было к обеденному перерыву, и все уже были не против... Так что все быстренько перебежали на его сторону.
в). "Суровый" - он решительно указывал рукой вперед, куда надо было идти, с выражением лица, как у Ленина, зовущего народ в светлое будущее. А если кто упрямился, то так зыркал на него, что желание не подчиняться пропадало (вот незаменимое для учителя качество, и почему у меня так не получается...). В итоге на месте осталось четверо - две женщины и два мужика. А надо сказать, что это был учитель физкультуры, так что с физической подготовкой там всё в порядке... В-общем, он просто взял более мелкого мужика и отнес, куда следует. Видя такое дело, обе женщины быстренько переместились сами. Остался один парень - хоть и тощий, но высокий и, кажется, тоже хорошо тренированный, так что повторить трюк добровольцу не удалось, а грозные взгляды и указания рукой на последнего оставшегося участника не действовали. Он пробовал его толкать и тянуть, и дотолкал в итоге до середины зала, но тот сопротивлялся, и дело двигалось медленно. Тогда он деловым шагом быстро вышел из зала, причем с таким выражением лица, что последний оставшийся участник быстро-быстро перебежал ко всем остальным. Все просто легли от смеха, когда доброволец снова ворвался в зал, грозно потрясая шваброй (и где он только ее взял в незнакомом заведении, я вот вообще там ничего подобного не заметила...)
4. Выход на сцену. На пол приклеивается полоска скотча от стены до стены, которая отделяет воображаемую сцену от воображаемого хрительного зала. Все сидят на полу перед "сценой". Задание: по стеночке пройти в глубину "сцены", оттуда выйти к зрителям, сказать им одну фразу, развернуться, уйти под аплодисменты (ну да, зрители должны были хлопать, независимо от содержания сказанного).. А эту фразу, которую ты хочешь сказать миру, еще сначала надо было придумать! Мне ничего умного не пришло в голову, поэтому я просто сказала "Привет, люди!" и помахала им рукой. Некоторые выходы были забавны. Представьте, например, такое: человек выходит к условной рампе, очень серьезно сообщает: "Слон - единственное млекопитающее, которое не умеет прыгать" - бурные аплодисменты - разворачивается, уходит. Но особо бурные аплодисменты сорвал человек, который, выйдя к зрителям, произнес такую фразу: "У меня предложение - сегодня закончить на два часа раньше!". Это была настоящая овация!
Это всё были относительно простые упражнения. Но там было еще что-то типа системы Станиславского, когда надо было имитировать не только действия, но и состояния, да еще и внешние и внутренние!
В-общем, дело обстоит так. Человек может находиться в высоком статусе - т.е. это состояние начальника, командира, и совсем необязательно это связано с занимаемой должностью. Лидер, доминантная особь. Может находиться в низком статусе - это, наоборот, омега, и опять же - независимо от должности. Да еще при всем при этом внутреннее, т.е. истинное, состояние может не совпадать с наружным, т.е. демонстрируемым окружающим.Тут возможно 4 варианта:
"Лев" - человек, внутренне и внешне находящийся в высоком статусе. Типичный лидер.
"Суррикат" - внутренне и внешне находится в низком статусе. Охотно подчиняется, и окружающие это видят.
"Павлин" - внутри низкий статус, снаружи высокий. Т.е. человек, демонстрирующий окружающим собственную значимость, которой на самом деле не обладает. Эдакий Хлестаков.
Последний тип (забыла, какое животное ему соответствует) - наоборот, внутри высокий статус, снаружи - низкий. Хитрец, демонстрирующий собственную безобидность - что не соответствует действительности.
И вот всю эту головологию еще надо было попытаться сыграть!
5. Прием у врача. Выполняли, разбившись на тройки. Один - врач, другой - медсестра/медбрат, третий - пациент. Каждый из персонажей находится в том или ином статусе - низком или высоком (подозреваю, что настоящие актеры должны изображать все вышеперечисленные варианты, нам достаточно было распределить роли альфы, беты и омеги), потом меняются - не ролями, а статусами.
6. "Принтер раздора". Двое участников разыгрывают достаточно типичную ситуацию: один хочет перед уроком быстро напечатать задания, а принтер уже занят коллегой, которому тоже надо срочно напечатать чертову уйму страниц. И он ни в какую не хочет никого подпускать к принтеру.
Надо сказать, что первый участник (типа захвативший принтер) играл великолепно, мы и не подозревали в нем таких актерских талантов, ему даже сказали, что ему не на учителя надо было переквалифицироваться... Выглядело это так. Первый печатает на воображаемом принтере. Второй заходит, говорит "Привет" и просит пустить его на минутку напечатать две страницы. Первый его радушно встречает: "О, коллега, привет-привет, рад тебя видеть! Нет-нет, мне тут надо срочно это все напечатать... но ты можешь быстро сбегать через дорогу в начальную школу, там тоже есть принтер!" Пока он все это говорит, он приобнимает "коллегу" за плечи и, заговаривая ему зубы, ненавязчиво провожает к выходу.
Потом Руми сказала сыграть еще раз, но у второго было задание вести себя поагрессивнее и понастойчивее. Там чуть не дошло до стычки, но всё с тем же результатом.
В третий раз второго коллегу изображала сама Руми. Это было так. Первый печатает на воображаемом принтере. Она заходит, какое-то время скоромно стоит в сторонке, как бы порываясь что-то сказать, теребя пальцы и вообще показывая всей своей позой растерянность и нерешительность (сразу представилась молоденькая девочка сразу после института). Потом она робким голосом просит разрешения быстренько напечатать две странички и, само собой , получает отлуп. А все-таки заметно, что она работала в театре - она так естественно изобразила, что прямо сейчас разревётся, что первый испуганно сказал "окей, окей, только быстро". Так что иногда суррикат может добиться успеха скорей, чем прочие!
В общем и целом - развлеклись мы неплохо. Я только не совсем поняла смысла всего этого. Понятно же, что так актеров натаскивают, а нам-то зачем? Впрочем, если работодатель считает, что мы в рабочее (и оплачиваемое) время должны заниматься именно этим - ему, работодателю, виднее...
|
</> |