Как катастрофа «Титаника» стала причиной гибели еще одного крупного парохода

Вот вы думаете: «Титаник» — трагедия на века, а что может быть общего с каким-то другим кораблем? Оказывается, связь есть, и довольно странная!

После крушения «Титаника» в 1912 году мир пересмотрел морские правила и сделал главный вывод: спасательных шлюпок должно быть достаточно для всех пассажиров. Логично? Логично. Но иногда хорошие идеи приводят к печальным последствиям...
История одной трагедии
24 июля 1915 года, Чикаго, США: пароход Eastland, который собирался выйти в обычную прогулку по озеру Мичиган, внезапно перевернулся прямо у пристани. Жертвами стали 844 человека.

Почему это случилось? Если коротко, то… Виной шлюпки. Да-да, те самые, которые должны спасать жизни! Корабль, построенный в 1903 году, не был рассчитан на дополнительный вес на верхней палубе: центр тяжести поднялся, и пароход превратился в плавающий маятник.
Но разве только шлюпки виноваты?
«Идеальный шторм» на ровной воде
История Eastland — это классика «как все пошло не так». Пароход построили по заказу, который с самого начала был, скажем так, не самым продуманным. Хотели вместительный и быстрый — и получили высокий, короткий и опасный. Быстренько добавили балластные цистерны, чтобы хоть как-то стабилизировать корабль, а потом решили, что скорость все равно низковата, и начали облегчать конструкцию. Надо ли говорить, что центр тяжести рос как на дрожжах?

Eastland еще до трагедии несколько раз показывал свой капризный характер: то чуть не перевернется на ходу, то на погрузке… В общем, «звоночки» были, но их, увы, предпочитали игнорировать.
Тот самый день
24 июля Eastland был нанят для пикника сотрудников Western Electric Company. Погрузка шла быстро, на судно поднимались сотни пассажиров. Сначала ничего не предвещало беды — судно немного накренилось, но капитан привычно не обратил внимания: мол, все как всегда. А вот старший инженер забил тревогу, начал заполнять балластные цистерны, пытаясь выровнять корабль, однако реакция оказалась запоздалой — через несколько минут Eastland лег на бок.
Шлюпки ни при чем?!
Шлюпки, конечно, сыграли свою роль, но назвать их единственной причиной нельзя — это была последняя капля в череде ошибок: неудачная конструкция, поспешные решения, несогласованные действия экипажа. И все же: если бы на верхней палубе не было дополнительного веса, возможно, катастрофа не случилась бы в тот день. Но с таким «набором проблем» беда была лишь вопросом времени, надо признать.

Кстати, «Титаник» тоже стал жертвой цепи обстоятельств. Вопрос безопасности, как и тогда, остается сложным пазлом, где важно все: от дизайна судна до действий команды.
Вывод? Иногда попытка все исправить приводит к новым ошибкам. И все же учиться на таких трагедиях нужно — только вот, увы, цена этого урока слишком высока.