Как жили мы
werewolf0001 — 25.11.2025
из Тг ТолковательНадо принимать во внимание что обследовались худшие по качеству жизни домохозяйства
Продолжая читать отчёт земского деятеля Шингарёва о жизни деревни в Воронежской области, 1901 год. Поразило, какой удой был у коровы в то время:
«Удойность коровы, таким образом, равна 50,8 ведра молока в год при 231 дне доения».
Русская мера объёма «ведро» - это 12,3 литра. Т.е. годовой удой был 625 литров.
Сейчас в России средний удой коровы – 8 тыс. литров.
А 600-700 литров сейчас даёт непородистая коза (породистые, типа зааненской, более 1 тыс. литров в год).
При такой удоях и том, что в среднем в хозяйстве была одна корова, молоко и молочные продукты были деликатесом в деревне.
Комиссия Шингарёва провела подробное изучение питания в каждом дворе в двух деревнях, и сам Шингарёв был шокирован скудостью питания крестьян:
«Целый ряд дворов, не имеющих возможности купить капусты, огурцов, мяса; целые семьи − без молока в течение круглого года! Да разве это не хроническое недоедание, не ужасная постоянная нищета, питающаяся ржаным хлебом, изредка кашей, и опять-таки хлебом и больше ничем.
Не могу здесь передать того тяжёлого впечатления, которое на меня произвёл опрос нескольких домохозяев, где не было капусты. Что мяса мало едят в деревне − для меня это было давно известно, что есть семьи, лишённые молока, предполагалось известным уже a priori, но чтобы в крестьянской семье не было зимой кислой капусты, я уже никак не ожидал. «Да как же вы щи варите?!» − невольно вырвался у меня наивный вопрос, так твёрдо я верил, что традиционные щи, хотя бы и без мяса, должны быть везде. «Щи, − отвечал мне равнодушным голосом старый больной хозяин, − да мы их вот уже года полтора не хлебали».
Кажется, незачем в этих случаях высчитывать белки, жиры и углеводы, суточные нормы и прочее, что следует по гигиене, и уже заранее можно сказать, каковы будут эти нормы! Ничтожное потребление населением чая и сахара − факт давно известный относительно русской деревни. Эти продукты не по плечу ей; особенно они недоступны бюджету безземельных или на «нищенском наделе» сидящих крестьян. Ну что такое, например, представляет 115 фунтов сахару в год для всей деревни Моховатки, где 70 семейств и 520 душ населения, − по 2/10 фунта в год на человека − количество почти невесомое (примерно 80 гр ахара в год на человека, фунт – 409 гр - Т)
Впрочем, чай в Моховатке тоже не потребляется. За год его вышло всего 15 фунтов, по 1/35 фунта на человека в год… Пьют моховатцы, по их словам, больше сушёную «душицу». В Животинном чай пьют больше, и его выходит в год около 1/6 фунта на человека. Лишённые безвредного и приятного возбуждающего (чая и сахара – Т.), животинцы и моховатцы прибегают к табаку и водке».
В таблице данные обследования комиссии без учёта пола и возраста, т.е. усреднённые на мужчин, женщин и детей. Также усреднены хозяйства по достатку (понятно, что самые бедные ели меньше и хуже, побогаче – получше).
Также поражает, что в черноземной Воронежской губернии, где сейчас одно из главных мест произрастания пшеницы в России, этой пшеницы (белого хлеба) почти и не ели, только если по праздникам – 15 гр муки в день на человека.
4 гр яиц в день – значит, 1 яйцо на человека в 10-12 дней.
Ещё удивило, что совсем не ели гречки. Овсяной крупы нет совсем. А главная крупа на каши – пшено.
Молока – меньше стакана в день.
Ещё один парадокс жизни русского крестьянства, который я разгадать не могу.
Обратите внимание, что в обеих деревнях почти не ели свежей рыбы – в одной 0,8 гр рыбы в день на человека (300 гр в год – одна рыбёшка плотвы), в другой и вовсе – 0,3 гр (пара ершей-пескарей в год).
Ели, правда, солёную, но тоже мизер - 5-6 гр в день (1,5-2 кг в год).
И это при том, что обе деревни лежали на берегу полноводной реки Дон! В описании комиссии Шингарёва:
«Оба они (села) лежат на ровной, слегка покатой плоскости левого берега р. Дона; часть дворов Н. Животинного расположена непосредственно по самому берегу реки».
Жить на берегах такой реки и не есть рыбы?!
И так было почти везде в русских деревнях.
Помню читал отчёты американской комиссии АРА в начале 1920-х, спасавших крестьян от голода в Поволжье. Там тоже было удивление: как крестьяне умирали от голода на берегах Волги?! Почему не спасались рыбой?!
Тут всё же не соглашусь с мнением уважаемого коллеги. Что якобы мало белка от рыбы, «выловили бы всю рыбу» и т.д. И это на Дону, который тогда кишел рыбой?!
https://t.me/EbuldinSkySpez/22692
Я думаю, помещичья селекция на протяжении трёх веков вывела в крепостнических ареалах какой-то особый тип крестьян – покорных, пассивных, что-то типа чернокожих рабов в США.
Там же, где русский крестьянин оставался вольным, это был другой тип человека – гордого, вольного, предприимчивого. Это русский Север, области казачества, Сибирь.
Рыба же всегда была огромным подспорьем к скудному столу крестьян.
Есть хорошая научная работа (https://cyberleninka.ru/article/n/ryba-v-ratsione-krestyan-russkogo-severa-etnolingvisticheskiy-aspekt) о рыбном рационе на русском Севере – на территории современных Архангельской и Вологодской области:
«В богатых реками и озерами внутренних районах рыба обеспечивала существенную часть питания, заменяя дефицитное мясо. По свидетельствам этнографа Г.П.Дурасова, в Каргопольском районе Архангельской области рыба - «и по сей день один из самых любимых продуктов питания. Бытописатель середины прошлого века отмечал: «Господствующее главное блюдо на столе каргополов есть рыбник, т. е. пирог с рыбою, даже не один, а два почти ежедневно, т.е. свежий, солёный...»
Рыба настолько была главной пищей крестьян русского Севера, что даже главные их прозвища были связаны с рыбой:
«Первое место по распространенности занимают прозвища, образованные от ихтионима ёрш: ерши, ершеглоты, ершеедки, ершееды, ёршики и пр. Местом их локализации оказываются территории, в Вологодской области прилегающие к Белому озеру (Белозерский, Вашкинский, Вытегорский районы) «Нас называли киснемские ершееды, потому что Киснема больше всех ловила ершей».
«Жители прозвали друг друга сигами и карасями. Одна половина деревни промышляла ловлей одного вида рыбы, другая - другого. Когда ни приди, на столе всегда рыба - или сиг, или карась».
Так что ещё раз повторюсь, дело скорее в селекции крестьян. Недаром главная фамилия крестьян в этом ареале – Смирнов.
Из этого из всего вывод один: жили очень по-разному. Это один из примеров можно тут же привести другие. Крестьяне успешно ходили в отход, заготавливали сушеные овощи для города и богатели, было даже коллективное хозяйство.
Но надо сказать, что вот для таких хозяйств, а они тоже были и немало - единственной надеждой реально была советская власть. В Российской империи они бы не выжили.
|
|
</> |
Айдентика бренда: визуальный язык вашего бизнеса
Макрон стал самым непопулярным президентом Франции в истории
Самозапрет на кредиты
Мал золотник ,да дорог
7 ноября.
В океане есть..
Храм Георгия Победоносца.
Корейский сад в берлинских "Садах мира"

