Как и когда внедрялась сказка о первопечатнике Иване Федорове и его "Апостоле"

топ 100 блогов gorojanin_iz_b01.07.2025
Как и когда внедрялась сказка о первопечатнике Иване Федорове и его Апостоле 60951749.jpg


Сегодня и всякий школьник, и тьма источников в сети знают, что начало книгопечатания в России положил Иван Федоров, издав вместе с помощником Петром Мстиславцем в 1564 году в Печатном дворе Москвы, открытом по распоряжению Ивана Грозного "Апостол" - первую русскую печатную точно датируемую книгу на церковнославянском языке с послесловием издателя, т.е. самого Федорова.
Имеется до шести десятков экземпляров самой книги из тысячного, считается, тиража, хранящихся в разных собраниях и фондах.

Как и когда внедрялась сказка о первопечатнике Иване Федорове и его Апостоле Apostol_1564_Frontispis.jpg

Сомнительно, конечно, если учесть, что в теории современная целлюлозная бумага высшего качества живет максимум четыре века в идеальных условиях, т.е. без воздействия света, влаги воздуха, сезонных перепадов температур, после чего крошится-распадается из-за самораспада лигнина - природного полимера, придающего бумаге прочность; но будем считать, что имеющиеся 60 экземпляров именно в таких условиях и хранились, дожили до ХХ века, а там ученые обработали какой-то сохраняющей химией, и они живут без малого полтысячи лет.

В следующем 1565 году, гласит исторический канон, печатники издали вторую книгу - "Часовник", после чего вернулись в Великое Княжество Литовское, где выпустили остальные свои книги (включая переиздание "Апостола" во Львове в 1573-1574 гг, о котором речь впереди). Книга оказалась подверженной законам физики - известентолько один ее экземпляр.

О годах, предшествовавших эпохальному изданию"Апостола", в каноне единства нет. Большинство ученых и соответственно ресурсов в сети считает, что с 1553 года Федоров (про Мстиславца умалчивают) служил диаконом церкви Николы Гостунского (Николая Чудотворца), помогал неким печатникам, не оставившим после себя ни одной книги, был в Печатном дворе учеником, пока в 1563 году то ли царь Иван грозный, то ли митрополит московский Макарий не назначил его главным мастером по изданию "Апостола". Смешной канон, но уж какой есть; основания для появления в биографии церкви Николы Гостунского (ниже будем смотреть) еще смешнее. Некоторые исследователи говорят, что Федоров с помощником приехали в 1563 году и приступили к работе, но не говорят, откуда.

Прежде чем будем смотреть биографию Федорова, чтобы отделить область надежных фактов от области вымыслов, давайте выясним, а когда вообще стало известно о его прославленной книге "Апостол" 1564 года издания.

***
Как и когда внедрялась сказка о первопечатнике Иване Федорове и его Апостоле Mikhail_Lomonosov_(1757).jpg


М.В. Ломоносов (1711-1765), образованнейший ученый своего времени, филолог, лингвист, славист, историк ничего не знал про Федорова и эпохальную книгу Апостол" 1564 года издания. Сообщу или напомню, что Михаил кроме прочего в силу силу служебных обязанностей и научных интересов занимался также учетом всех известных архивов, собраний и коллекций старинных рукописей и книг, и уж хотя бы одна из шестидесяти известных кних должна была попастьв сферу внимания и его, и науки. Но не попала ни одна из 60-ти и всего тысячного тиража. А раз так, то и не было книги при жизни Ломоносова.

Здесь можно ставить точку в вопросе подлинности "Апостола", но мы попробуем выяснить, когда эти известные экземпляры появились. А в связи с Ломоносовым выложу один комический момент. ИИ может выдать хвалебнуюцитату Ломоносова о Фелорове и его "Апостоле" из некой статьи о "начале книгопечатания на Руси", но источник ее - сайт Проза.ру, а время появления - 2011 год. Некий студиозус писал курсовую, или, может, школяр делал реферат о непреходящем значении первой русской печатной книги, полез за цитатой к Михайло Васильевичу, зело удивился их отсутствию и решил доступным способом исправить абсурдное, с его точки зрения, положение - зарядил сеть цитатой из несуществующей статьи. Еще и Русь приплел по незнанию; не было при жизни Ломоносова никакой другой Руси, кроме западной, Жмуди-Литвы-Подляхии, в истории и историографии - о чем подробно говорили здесь, не мог появиться у Ломоносова такой заголовок.

*
Gerhard_Friedrich_Müller_01.jpg


Г.Ф. Миллер (1705-1783), также ничего не знавший о первой печатной книге "Апостол",был не только видным историком и знатоком архивов, но и библиофилом, собирателем редких и старинных. Он собрал огромную библиотеку. Когда его разжаловали из профессоров (в т.ч. и стараниями вышеназванного коллеги, то забрали и библиотеку (императрица выкупила для университета). Если бы какими-то неземными чудесами великая книга первопечатника проскочила мимо Ломоносова, то мимо Миллера она бы не проскользнула бы никогда. Если б была.

Что еще важно, Миллер - ученый, не чуждый цеху создателей истории. Он, а не кто-либо другой, в 1749 году удостоился права ввести в историю доселе никому не известного персонажа Рюрика, создателя российской государственности - подробнее об этом мы говорили здесь. Такой понимающий, проверенный кадр с честью представил бы и первую печатную книгу. Если бы она в тот момент была.

*
Как и когда внедрялась сказка о первопечатнике Иване Федорове и его Апостоле Tatishchev.png


Ставлю как положено по канону портрет астраханского губернатора В.Н. Татищева (1686-1750), который считается автором труда "История российская", хотя рукописей- черновиков труда практически нет, готовил его издание Г.Ф. Миллер, а труд выходил значительное время спустя после жизни В.Н. Татищева.

К четвертой книге труда, изданной в 1784 году, т.е. через 34 года после смерти Татищева и через год после смерти еже и Миллера, приложил руку кто-то помимо Миллера. В ней есть высокопарные рассуждения о том, что в истории России имеются две важнейшие вехи - приход христианства и начало книгопечатания. Это все, что относится к нашей теме. Про "Апостола" автор не знает.

*
Как и когда внедрялась сказка о первопечатнике Иване Федорове и его Апостоле Karamzin_by_Tropinin_(1818,_Tretyakov_gallery).jpg

Н.М. Карамзин (1766-1826) был не только историком, но и писателем, романистом-сентименталистом, автором хрестоматийного романа "Бедная Лиза", над которым плакало не одно девичье поколение. Разумеется, Николай Михайлович включал свое литературное дарование и в ходе создания "Истории государства Российского". Помимо этого, был не чужим для создателей истории - ему было доверено довести обществу один из списков ПВЛ летописца Нестора.

В томе IX, книге 3, главе 1 рассказывая о начале книгопечатания, Карамзин поведал нам о первоначальном сценарии этого события. Он превзошел в высокопарности предыдущего автора, объявив двумя важнейшими событиями истории человечества изобретение букв и типографской печати. Книга "Апостол" на церковнославянском языке Карамзину была известна и есть в предметном указателе, но не Федорова, а просветителя Великого Княжества Литовского Скорины, изданная в Вильне в 1525 году.

Теперь те из сетевых историков, кто и сейчас намерен утверждать, что книга "Апостол" действительно печаталась Федоровым в 1564 году, пусть внимательно посмотрят на портреты представленных здесь людей, хорошенько подумают и решат сами для себя: кто из вас болван? Вы, стопудово знающие про книгу, или они, ничего о ней не знавшие?

А мы продолжим про Карамзина. Наконец-то со всем блеском таланта историка-романиста автор представил Ивана Федорова, два обстоятельстваго жизни, которые историки - не все, но многие - повторяют и ныне. Во-по-первых, именно от Карамзина мы узнаем, что Иван Федоров был диаконом церкви Николы Гостунского. Вторая цитата настолько прекрасна, что просится полностью.

Согласно историку, Макарий благословил Царя на благое дело — доставить христианам вместо неверных рукописей печатные, исправные книги, содержащие в себе и Закон Божий, и службу церковную. Для этого надлежало сличать древнейшие, лучшие списки, дабы не обмануться ни в словах, ни в смысле...
Предприятие по изданию церковных книг, внушённое христианской просвещённой ревностью, возбудило негодование многих грамотеев, которые жили списыванием книг церковных. К этим людям присоединились и суеверы, изумлённые новостью.
Художник Иван Фёдоров, смертию Макария лишённый усердного покровителя, как мнимый еретик должен был — вместе со своим товарищем Петром Мстиславцем — удалиться от гонителей в Литву".


Глава называется "Продолжение царствования Иоанна Грозного. Годы 1560–1564".
Митрополит Макарий умер 31 декабря 1563 года. Его сменил митрополит Афанасий, чуждый, как вытекает из труда историка, идеям царя и печатания церковных книг.Со смертью Макария распоясались грамотеи-переписчики и некие суеверы, да так, что Федоров с помощником, несмотря даже на протекцию самого Ивана Грозного, вынуждены бежать в ВКЛ, не помышляя ни о каких "Апостоле" и "Часовнике" ХХ века. По Карамзину они вообще ничего не печатали, а только готовились это делать - грамотеев и суеверов возбудили не книги, а "предприятие". По нынешним историкам, пишущим про Московский печатный двор, до 1564 года печатали, но не в качестве главного издателя с замом, некие "анонимные книги" без выходных данных, факт издания которых в принципе недоказуем.

Спасибо Николаю Михайловичу за все его таланты! Максимально неуклюже он сочинил мотивы-обстоятельства появления Федорова с помощником в монастырском духовном центре, какой представляла собой тогдашняя Москва, и максимально прозрачно дал понять о реальных фактах.

Последнее прижизненное издание "Истории государства Российского" выходило в 1818-1826 годах. Это значит, что в период как минимум с 1818 года, когда автор подготовил труд к печати по максимум 1826 год, когда он мог вносить в него правки, в исторической матрице еще не было никакого "Апостола" 1564 года и "сохранившихся экземпляров". Их тихо оттиснут где-тов недрах духовного ведомства на старинном станке и в последующие годы и явят публике через полвека.

Когда и где был найден первый "сохранившийся экземпляр", история умалчивает, все до единого источники уверяют, что книга известна с 1564 года, и точка. Но известна первая научная публикация об этой замечательной книге. Название которой впервый раз даже постеснялись выносить в заголовок. В 1871 году "Синод. тип." (Москва), то есть в Синодальной типографии, вышла в свет работа В.Е.Румянцева "Иван Фёдорович — первый русский книгопечатник: очерк из истории русского просвещения". Поздновато, конечно, явили обществу величайший культурный памятник эпохи Ивана Грозного. Ленин уже родился. Моя прабабушка, у которой я в детстве, школьником, провел в деревне не одно лето, уже родилась. Но лучше, как говорится, поздно...

Обратим внимание на написание отчества первопечатника. Его произвели в привилегированное, высокородное сословие, ибо простолюдинам носить такие отчества не полагалось. Думается, что из очень большого уважения.

Одну из следующих работ мы найдем в ссылке статьи энциклопедии Брокгауза-Ефрона. Основное издание энциклопедического словаря выходило в 1890-1907 годах, было повторное, дополнительные тома с изменениями, дополнениями, уточнениями издавались до 1916 года, и коль скоро дополнения про первопечатника не последовало, версия, изложенная в статье, была актуальна в исторической науке на 1916 год.

(Вообще всякому, кто пытается разобраться в каком-либо историческоском вопросе, рекомендую начать с Брокгауза-Ефрона. Вы узнаете, например, что Колыванская, крупнейшая в мире, гордость Эрмиитажа, вообще не известна ученым, писавшим статьи для энциклопедии, хотя камнерезному искусству и Колыванской фабрике она уделяет очень много внимания; что описание Пютерлахской каменоломни совсем не похоже на место, известное сейчас; что "стонгенджами" называли любой круг из камней, а вместо прославленного объекта под Солсбери описано нечто совсем другое; что даже в год издания дополнительного тома еще не было известно о знаменитых гигантских статуях острова Пасхи, якобы открытых почти за два века до тома... Это очень полезный источник для изучения исторической матрицы!)

Статья энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, в современной орфографии.

Иван Федоров -
первый русский печатник. В 1553 г. Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии; но последняя была открыта только в 1563 г., когда в ней и начали работать первые русские печатники И. Федоров и Петр Мстиславцев. Через два года ими был окончен печатанием "Апостол". Тотчас же по выходе "Апостола" начались гонения со стороны переписчиков на печатников, и И. Федоров и Петр Мстиславцев должны были бежать в Литву, где их радушно принял гетман Хоткевич, который в своем имении Заблудове основал типографию. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии с помощью И. Федорова и Петра Мстиславцева, было "Учительное евангелие" (1568). Любя свое дело, И. в., с целью продолжения его, переселился в Львов и здесь в основанной им типографии напечатал второе издание "Апостола" (1574). Через несколько лет его пригласил к себе кн. Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую "Острожскую библию", первую полную библию на славяно-русском языке. Вскоре после этого "друкар москвитин" скончался в предместье г. Львова, в страшной нищете (дек. 1583).
Ср. Бахтиаров, "История книги на Руси" (СПб. 1890).


Как видим, в тогдашней исторической матрице, вслед за Карамзиным, никто не печатал никаких "анонимных книг" (какой вообще смысл анонимничать, если другой типографии в стране нет? глупость придумали современные историки),не существовало еще даже названия "Печатный двор", печатники сразу начали готовить "Апостола". Повторилась глупость про переписчиков. Ошибки с годом издания и особенно с фамилией помощника говорят о том, что и через 19 лет после первой презентации "Апостола" в широком доступе не было издания-копии с внятным рассказом.

Для полноты картины сообщим, что единственный экземпляр федоровского, 1565 года издания "Часовника" был найден в Королевской библиотеке Альберта I в Брюсселе и издан факсимильным изданием в 1967 году.

Что известно о жизни Федорова?

В ней только два документированных периода. Когда и где он родился,не известно. Хотя все ресурсы пишут: где-то на территории Московии-России. Первый подтвержденный период - учеба в Краковском университете, на философском факультете в 1529-1532 годах. Запись об этом была найдена советскими исследователями в архиве университета. Второй период начинается в 1568 году встречей с государственным деятелем ВКЛ Г.А. Ходкевичем и не прерывается до конца дней. Федоров жил в трех городах ВКЛ, издавал книги, это подтверждено документально, все книги имеют ясную непрерывную историю.

Каких-либо документов о жизни Федорова между этими периодами не существует, если не считатьтаковым послесловие в "Аостоле", сделанном в XIX веке.История со служением диаконом церкви Николы Гостунского, работой в Печатном дворе и изданием "Апостола" придумана от начала до конца. Но в Москве - тогдашнем духовном центре, еще очень далеком от картинок канонической истории, он бесспорно был, короткое время. В послесловии львовского издания "Апостола" 1573-1574 гг, повторном в каноне, единственном в действительности, он очень плохо отзывается о московитах, с которыми сталкивался лично. Неудачное, по мнению Федорова, пребывание в Москве - единственный надежный факт между двумя документированными периодами.

В документе об учебе в Краковском университете Федоров или кто-то с его слов сделал приписку к его латинским имени-отчеству (фамилии): московит. Это и есть основание для канонической истории считать его родиной Московию-Россию. Хотя на мой взгляд намного-намного больше оснований считать его родиной ВКЛ, а именно, его самую западную часть, тот же Заблудов, где началась (в каноне - продолжилась) его издательская деятельность. Это район Белостока, та самая Подляхия, которая у Ломоносова "исстари звалась Русью", Подляское воеводство современной Польши. К Федорову обратился гетман и государственный деятель ВКЛ Ходкевич Григорий Александрович с просьбой помочь ему обустроить типографию в Заблудовском имении, чтобы издавать книги на славянском церковном языке (так тогда называли церковнославянский), а не Федоров к гетману.

Чтобы понять происхождение Ивана Федорова,надо хорошо представлять себе общую картину с высшим светским светским образованием в восточной части Европы в начале XVI века. а также конфессиональную картину в ВКЛ.

Для жителя ВКЛ, желающего получить европейское образование,Краковский университет был ближайшим и самым удобным местом. Университеты ВКЛ - Полоцкий, Виленский откроются только во второй половине XVI века. Философский факультет являл собой вовсе не то, что мы могли бы представить сейчас. На нем, естественно, изучались риторика, грамматика, логика, а также физика и метафизика, музыка, астрономия, арифметика, геометрия, учение Аристотеля и другие предметы. В годы обучения Федорова преподавался греческий язык и читался курс об "Илиаде" Гомера... Это было полномасштабное, всестороннее образование. Обучение было платным. Существовала очень развитая система льгот для разных категорий студентов. И - что важно! - все обучение, кроме греческого, велось на латыни.

Здесь дежурно отметим, что в университете Федоров познакомился с невообразимым для нынешнего "узконаправленного" студента количеством книг, старых и современных, напечатанных в типографиях Европы, и получил исчерпывающее представление о том, что в них должно указываться, и подумаем, а где вообще в ВКЛ можно получить знание основ латинского, а также и польского, ибо невозможно жить за пределами библиотек и аудиторий, в общежитии-бурсе, в Кракове, не зная языка. Нужно было овладеть основами и латыни, и польского, чтобы учиться в Краковском университете.

То и другое преподавалось в начаных школах при католических церквях. Семья клирика (священника или диакона) исключена, у них целибат (хотя даже и римская церковь делает исключения для мужчин, пришедших из других конфессий), а вот семья светского преподавателя такой школы идеально подходит на роль семьи Федорова и объясняет сразу всё: выбор университета, светский его характер, стремление получить высшее образование, знание польского и латыни до поступления. А также заполняет огромную лакуну в жизни Федорова. Наука не знает, чем он занимался между 1532 годом и 1553 г в одной версии, 1563 г в другой версии канона, а фактически, если не считать подделку XIX века "Апостол", до 1568 года. Чем зарабатывал на хлеб? Да преподавал. Занимался делом, ради которого и закончил университет. Время от времени по просьбам помогал в типографиях, которых в начале XVI в было много в Польше, а в середине века они начали появляться в ВКЛ. Знание латыни и греческого (язык Нового Завета, если кто не знает) - хорошее подспорье в работе издателей, печатавших в основном религиозные тексты. Это же происхождение объясняет выбор Федорова в 1570-х годах, когда он уже полностью перешел в печатники. Среди его книг есть и "Букварь", и "Азбука", да и "Учительское евангелие", сборник нравоучительных бесед из византийских, симеоновских, русских источников, первая федоровская книга, напечатанная в 1568-1569 годах вЗаблудовской типографии (в каноне - третья после "Апостола" и "Часовника"), носит явный просветительско-педагогический характер. И еще Федоров мог по просьбе помочь разобраться с каким-нибудь документом, заключить какую-нибудь сделку с лицом из другой страны. Великое Княжество было открытым государством, и любой гражданин мог вести торговые, деловые отношения, не испрашивая разрешения Великого Князя, с партнером из любой соседней страны. Знание польского и безупречная грамотность в русском - хорошее подспорье для частных межгосударственных отношений.

Теперь вспомним о том, что Федоров по языку русский, по вере православный, посмотрим на ВКЛ. Язык в государстве был один, русский, исключая маленькое нацменьшинство, литовский этнос, который тихо жил на территории меньше сегодняшней Литвы, в государственные дела не лез и с титульным народом не ссорился. С религиозной точки зрения в целом преобладало православие, но внутри страны картина была пестрой. В полоцких емлях (граничащих с Московией) почти полностью доминировали православные, и среди простого народа, и среди шляхты. В балтских землях, к коим относился и Заблудов, католики не сказать, что преобладали,но были существенной прослойкой. Реформация добавила кальвинистов и лютеран, но эти течения много поклонников не набрали. Литовское нацменьшинство тамошняя администрация принудительно записала в католики, оно сделало вид, что приняло новую веру, при этом продолжило исполнять обряды язычников. Каких-то межконфессиональных конфликтов, тем более резни, как в Западной Европе в ВКЛ не было, нередки были переходы из конфессии в конфессию, межконфессиональные браки, а в обязанности полоцкого православного духовенства входила судебная практика по делам о расторжении таких браков. Вот вам и все объяснение католической школы и православной веры Ивана Федорова: папа католик, мама православная. Папа, скорее всего, и надоумил студента дописать к своим ФИ(О) слово "московит", чтобы воспользоваться какими-нибудь преференциями как выходцу их далекой глухомани, страны, где даже типографий еще не знают.

А когда ему было далеко за 50, к нему обратились люди из этой страны, сообщили, что действуют по поручению царя и митрополита, попросили помочь организовать типографию, чтобы выпускать богоугодные книги. Он и поехал - почему нет? На месте попал в какой-то переплет, в разборки дрязги группировок в лагере заказчика, огреб шишки от участвующих сторон, бежал. О том, что вышло из этого вояжа,написал в послесловии к львовскому "Апостолу" 1574 года. Ни о каком печатании, разумеется, Федоров речи не ведет, а рассказывает исключительно о подготовке к нему, обустройстве типографии.

Об этом же я не напрасно начал рассказывать вам, но вследствие великих бед, часто случавшихся с нами не из-за самого русского государя, но из-за многих начальников, и церковных начальников, и учителей, которые нас по причине зависти во многих ересях обвиняли, желая благо во зло превратить и Божие дело окончательно погубить, как это свойственно злонравным, и невежественным, и несведущим в науках людям, которые и в искусстве грамматики не умудрены, и духовного разума лишены, но втуне и всуе слова злые изрекают. Таково свойство зависти и ненависти, которая без нужды клевещет, и не знает, как ходит и на чем утверждается.

Что могло случиться такого, что сорвало сорвало создание типографии и вынудило Федорова с помощником бежать из московского духовного центра? Думаю, что простейшее. Принимавшая сторона, забыв про гарантии, дававшиеся при заключении сделки, обставила пребывание и работу неприемлемыми требованиями, например, принять небольшой сан и исполнять всю положенную обрядность вместе со всеми, желательно до конца дней; по-другому, мол, в нашем духовном центре жить и работать не положено. Федоров, конечно, был православным, но не на всю катушку, как, например, Максим Грек, еще один его современник-пришелец, который на таких условиях там и работал, поэтому отказался и попробовал продолжить работу без сана.И тут уж конечно, лавиной обрушил на себя с помощником и обычную типичную неприязнь к пришельцам, которые явились незнамо зачем, еще и командуют, и к литвинам в частности, с которыми и в каноне Иван Грозный вел войну как раз в годы "начала книгопечатания", и в реале отношения были не самыми радушными, и неприязнь к светски образованным людям вообще... В общем, впечатления от этого неудачного вояжа клокотали в душе "первопечатника земли Русской" и десять лет спустя. Карамзину пришлось основательно чесать репу, чтобы придумать какую-нибудь более благообразную причину бегства.

Еще в этом львовском "Апостоле" была подпись "Иван Федорович друкарь москвитин". Ирония, без сомнений. Слово "друкарь" - устаревшее название книгопечатника,заимствование из немецкого. Федоров в шутку произвел себя в князья или высокопоставленные лица,иботолько им полагалось иметь такое отчество, и назвал московским книгопечатником. Знал, что книга обязательно дойдет до Москвы, и послал таким образом привет своим обидчикам. Забавно, но и эту подпись историки считают доказательством его книгоиздательской деятельности в Москве и печатания московского "Апостола". При этом не упоминая текст, к которому она относится.

Есть и нормальная подпись: "Львов: Печ. Иван Фёдоров, 25 февр. 1573 — 15 февр. 1574". Ее сопровождает издательская марка, которую Федоров, очень большой педант, ставил на всех своих книгах (кроме фиктивных московских, разумеется). Издательская марка Ивана Фёдорова представляла собой гербовый картуш, на котором было размещено изображение "ленты", изогнутой в форме зеркального латинского "S". Сверху из "ленты" исходила недлинная стрела. Левая часть поля картуша была заполнена пунктирной горизонтальной штриховкой, а на поле размещались буквы кирилловского шрифта "IWАН" — по две буквы с каждой стороны "ленты".

В этом же львовском "Апостоле" размещено очень теплое посвящение памяти Г.А. Ходкевича, человека, бллагодаря которому в 1568-1569 гг состоялась первая книга Федорова. Он умер в 1570 году. Гетман был противником Люблинской унии, а когда уния все-таки состоялась в 1569 году, попал в опалу, был затравлен коллегами и соратниками, не выдержал морально и физически.

Сообщу или напомню, что в "Апостоле" 1564 года все реквизиты книги - "веление царя", "благословение митрополита", дата, город Москва - видимо, в первый и единственный раз не только в книгах Федорова, но и во всей истории книгопечатания написаны в тексте послесловия.

Здесь же мы найдем разгадку появления в канонической биографии Федорова 1553 года и его поступления на службу диаконом в церковь Николы Гостунского. В послесловии Федоров сам о себе рассказал в третьем лице, что был диаконом.
"Благоверный же царь повеле устроити дом от своея царския казны, идеже печатному делу строитися, и нещадно даяше от своих царских сокровищ делателям — Николы Чюдотворца Гостунъского диякону Ивану Фёдорову да Петру Тимофѣеву Мстиславцу на составление печатному дѣлу и къ ихъ упокоению, донде же и на совершение дѣло ихъ изыде".

Каких-либо документов, архивов церкви не существует. Сама церковь стояла на территории Кремля с начала XV{ века и была снесена в 1817 году по причине ветхости. Но упоминание о ней в послании Ивана Грозного новгородским диаконам 1556 года о событиях 1553 года. Оригинала или надежного списка не существует, но есть копии, которые можно скомпилировать, чтобы составить представление об источнике. В послании Грозный сообщает, что посылал в Новгород некоего мастера печатных дел Маруша Нефедьева, чтобы тот привез некоего Васюка Никифорова, который "умеет резати резь всякую", и поминал неких московских дьяков всуе. А раз некие дьяки причастны к печатному делу, то историки сложили два и два и сочинили сказку, которая проактически исторический канон, про то, как Митрополит пригласил Федорова в дьяки в церковь Кремля, где его десять лет будут обучать печатному делу, а потом царь велит, митрополит благословит издавать "Апостол". Даже не замечая всей глупости свой сказки. А с какой вообще радости или с какого рожна митрополит Московский (и всея Руси - добавят к сану в XVIII веке), первое духовное лицо государства, будет приглашать никому не известного мирянина, нигде, никогда, ничем и никак не проявившего себя в печатном деле? Он на машине времени в будущее слетал? Ему дух святой подсказал? Придумайте внятное объяснение. У меня не получается.

Ума и здоровья.

Другие материалы по созданию истории

Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
прочитала вчера чью-то бойко-гавкучую рецензию на новый роман Пелевина и расстроилась. потом подумала что вот человек стерег начало продаж, схватил, проглотил и случилось несварение, а от него логорея, неудержимо - обосрамшись читатель гордо. а вокруг хор утешающих: да, да, вы очень ...
Как известно, Джон Эриксон, создатель знаменитого "Монитора" с 1826 по 1839 год ошивался в Англии, пытаясь продать свои изобретения, в том числе и по бронированию кораблей, англичанам. В Британии к этому проявили мало интереса, однажды обсуждение дошло даже до Парламента, который отверг ...
слово дня ...
Продолжение этого эпизода После извинений и корректировки статьи, Гарри все равно подал иск в декабре. В понедельник суд вынес решение. Принц Гарри принял извинения и финансовое возмещение, сумма которого не называется, от издателей британского таблоида The Mail on Sunday и ...
Не так давно вышла игрушка для гиков, rapsberry pi 2, ценой в 35 уе. За эти деньги имеем 4х ядрённый процессор, работающий на частоте 900 МГц, каждое ядро с производительностью около 80 MFLOPS(уровень Pentium 3), 1 Гигабайт оперативки, 40 портов ввода-вывода, HDMI, Ethernet, USB 2.0, пор ...