Как хоронили Брежнева
nasedkin — 10.11.2023День, когда умер Брежнев (а точнее, следующий за ним день), я помню довольно хорошо. Учился я тогда в средней школе, в четвёртом классе. Некоторые одноклассники, узнав о смерти генсека, спрашивали друг друга: "И чего теперь? Будет война?". Странно, но лично меня этот вопрос тогда абсолютно не волновал. Однако, к кончине Леонида Ильича, помнится отнёсся с искренним сочувствием.
Да-да, официально о смерти Брежнева на 76-м году жизни на государственной подмосковной даче "Заречье-6", по ЦТ и ВР было сообщено лишь днём позже - утром 11 ноября 1982 года и сразу же был объявлен четырёхдневный траур. Хотя, ещё накануне сетка телепередач подозрительно изменилась - исчезли все развлекательные передачи. Примечательно, что диктор Игорь Кириллов зачитал фразу "с глубокой скорбью", помню, меня данный нюанс сильно удивил, так как до этого, когда упоминали о смерти кого-либо - говорили лишь "с глубоким прискорбием". Чувствуете разницу?
Ильич №2 ушёл из жизни в День милиции, что весьма символично, учитывая его тёплые отношения как с министром Щёлоковым, так и ставшим полноправным членом семьи и быстро поднявшимся до невообразимых высот статным советским денди Юрием Чурбановым, очередным мужем знаменитой Галины. Во всяком случае, глядя на эту фотографию, можно догадаться, что падение с этих самых высот впоследствии станет для Чурбанова крайне болезненным.
Как водится, прощание с Брежневым организовали в Колонном зале Дома Союзов, а главой комиссии по организации похорон назначили Ю.В. Андропова (тяжело и безнадёжно больного человека), что негласно означало - следующим генсеком, принимающим эстафету "гонок на лафетах", станет именно он. И действительно - 12 ноября состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Андропов был избран "новым" Генеральным секретарём.
А вот и официальные причины смерти: "Медицинское заключение о болезни и причине смерти определяет, что Брежнев Л. И. страдал атеросклерозом аорты с развитием аневризмы её брюшного отдела, стенозирующим атеросклерозом коронарных артерий, ишемической болезнью сердца с нарушением ритма, рубцовыми изменениями миокарда после перенесённых инфарктов. Между восемью и девятью часами 10 ноября 1982 года произошла внезапная остановка сердца. При патологоанатомическом исследовании диагноз полностью подтвердился."
Похороны дорогого бровеносца состоялись 15 ноября. На этом фото видно, какое количество "трудящихся Москвы, представителей других городов и союзных республик, зарубежных делегаций" устроили столпотворение на Красной площади. В этот день во всех школах были отменены занятия. В 10:15 церемония транспортировки тела из точки "А" в точку "Б" (могила у кремлёвской стены) началась.
Процессия медленно, но верно двигалась. Чуть позже с трибуны Мавзолея произнесли траурные речи Андропов, Устинов, шлифовщик московского завода счетно-аналитических машин Виктор Пушкарев (!), 1-й секретарь Днепродзержинского горкома КПСС Гордиенко и другие официальные лица.
А вот и он - орудийный лафет, переоборудованный в красно-чёрный катафалк. Пафосно, что и говорить. И впечатляюще для неокрепшей отроческой психики. Помню, были у меня тогда клёвые заграничные маркеры, так я взял соответствующие цвета и этот самый лафет нарисовал. Этим же колоритом я раскрасил полоску бумаги и (мама дорогая!) приклеил её по диагонали к уголку экрана нашего телевизора "Рубин-714". Жесть, в общем.
Среди нёсших (а на самом деле, если приглядеться, слегка поддерживающих) гроб оказался и Константин Устинович Черненко, будто бы нарочно, дабы показать фарс и нелепость партийной геронтократии, сменившего впоследствии Андропова на посту рулевого страны.
Советский нуар.
В 12:45 гроб был закрыт и опущен в могилу. При его опускании зазвучал Государственный гимн СССР, и раздался пушечный залп. Многим в этот момент показалось - гроб с телом Брежнева срывается с креплений и с грохотом падает на землю. Однако, то было просто неловкое движение хоронивших, совпавшее со звуком выстрела. Одновременно, в течение аж трёх минут, гудели гудки заводов и фабрик, а также клаксоны проезжавших поблизости автомобилей.
Проститься с Леонидом Ильичом приехали Тодор Живков (Болгария), Фидель Кастро (Куба), Эрик Хоннекер (ГДР), Войцех Ярузельский (Польша), Николае Чаушеску (Румыния), Густав Гусак (Чехословакия), Самора Машел (Мозамбик) и другие зарубежные лидеры. Какой взгляд, а! Вряд ли румынский лидер помышлял в этот момент о том, насколько скоро, жутко и бесславно окончится не только его карьера, но и жизнь.
Руководитель ГДР Эрих Хоннекер (он, как известно, больше всех любил целоваться с дорогим Леонидом Ильичом) и глава Организации освобождения Палестины Ясир Арафат.
И простой (?) советский народ. Смотрите - кто-то преисполнен настоящего или театрализованного горя в глазах, а кто-то смотрит на происходящее с ехидной полуулыбкой. Или просто так кажется?
|
</> |