Как финны ездили за дешевым бензином в Россию.

Я знаю об этом не понаслышке. А прямо изо рта лошади . То есть от самих финнов. Было время, когда я каждый год миновал границу Суоми с двух сторон через пропускной пункт, о котором и пойдёт речь в статье, что ниже. Сейчас он закрыт, вестимо.
Там надо было пассажирам выходить из машины, пока её проверяли и всегда с десяток человек ждал окончания этой процедуры, в свою очередь пройдя паспортный контроль. Как-то я разговорился с одним финном, который сопровождал водителя, ехавшего как раз с российской заправки. Финн оказался словоохотливым, хотя и не очень хорошо говорил по-английски. Мой финский, на котором я в середине 1990х мог изъясняться более менее, особливо после учёбы в славном городе Хуйттинен, был в середине 2000-х довольно заржавевшим. Но суть была понятна. Финнам было ОЧЕНЬ выгодно совершать такие вояжи чуть ли не каждый день. А некоторые и не по разу ездили. Они сливали бензин у себя в гаражах в канистры и отправлялись за новой порцией топлива.
Но и это ещё не всё.
Я спросил у того финна, а верно ли то, что некоторые финские умельцы приделывают к машинам отдельный бензобак сверх стандартного для модели. Он сказал, что верно. За что купил, как говорится.
Ну а теперь о том, как финики с нетерпением ждут открытия границы и считают, что
”Когда дадут разрешение, туда все бросятся”
”Бензиновое ралли” на востоке прервалось, когда в конце прошлого года была закрыта граница между странами. Текущая ситуация в основном выгодна владельцам заправок, расположенных в приграничных регионах.

Дорога к пограничному пункту Ниирала преграждена бетонными барьерами и колючей проволокой. Граница закрыта с декабря, но еще осенью прошлого года на восточных погранпунктах было оживленно. Только через Ниирала в прошлом году границу пересекло более 100 000 финнов. Многие из них направлялись в Россию за дешевым топливом. Так называемое ”бензиновое ралли” на восточной границе стало настоящим феноменом. Жительница Йоэнсуу Сирпа Лауримо частенько наведывалась за бензином к восточным соседям. Для женщины выходной часто означал поездку за топливом. Иногда она ездила заправиться в РФ даже после работы.
– Если я заканчивала работу в три, то сразу отправлялась в путь. Вся поездка с ожиданием на границе занимала где-то три с половиной часа, – подсчитывает она.
Экономия в сотни евро ежемесячно
В семье Лауримо три автомобиля, поэтому заправляться в Россию они ездили часто. По штампам в паспорте видно, что последний раз за бензином Лауримо выезжала в марте 2023 года.
– Я ездила заправляться в Россию с 2008 года, – указывает женщина.
Она подсчитала, что в прошлом году благодаря регулярным визитам за границу экономила на топливе где-то 70 евро в неделю. Неудивительно, что Лауримо с нетерпением ждет дня, когда шлагбаум между странами вновь откроется. Она планирует получить российскую визу сразу, как это станет возможным.
– Когда дадут разрешение, все туда бросятся, – улыбается она.

Того же мнения придерживается Владимир Куликов, переехавший из Карелии в Китее. Он не хочет экономически поддерживать Владимира Путина, но при возможности снова отправился бы за границу заправляться.
– Как и все финны, и живущие здесь русские, я тоже поеду заправляться, – комментирует Куликов.

Закрытая граница приносит пользу продавцам топлива
Пока что местным жителям заправляться приходится в Финляндии, что выгодно для владельцев местных заправок.
По словам директора Ассоциации транспортных услуг Яри Салонена, влияние восточного ”бензинового ралли” на доходность финских заправок изучалось более десяти лет назад. Тогда каждый пятый предприниматель, работающий менее чем в 200 километрах от границы, считал, что покупка бензина в России сокращает продажи топлива. Однако ситуация среди предпринимателей, работающих на границе, различается. Примером служит Tohmajärven SEO, ранее работавшее под брендом Teboil. По словам ее владелицы Мерьи ван Ассендельфт, расположенная напротив холодная АЗС может продавать топливо по значительно более низким ценам. Поэтому текущая ситуация выгодна конкуренту, а не ей.
– В итоге мы не получили тех клиентов, которые заправлялись по ту сторону границы, – считает она.
По мнению ван Ассендельфт, открывать восточную границу, однако, не стоит.
– Шлагбаум должен оставаться закрытым в нынешней ситуации.
Государственный совет в апреле решил, что пункты пропуска на границе Финляндии и России пока останутся закрытыми.