Как Елизавета Тюдор людям жизнь отравляла. Часть 2

топ 100 блогов besshardwick17.08.2019

Начало здесь

Король Генрих VIII своих шотландских родственников из числа наследников исключил. Оно и понятно: с Шотландией у Англии взаимоотношения были довольно напряженные, да и со старшей сестрой Маргаритой, шотландской королевой, у Генриха особой душевной близости не было. Однако, вопреки народной мудрости, написанное пером запросто можно если и не вырубить топором, то изменить волей следующего монарха. Поэтому многие надеялись, что Елизавета Тюдор назовет своей наследницей еще одну двоюродную племянницу - шотландскую королеву Марию Стюарт, внучку Маргариты Тюдор и единственную дочь шотландского короля Якова V. 

Портрет Марии Стюарт. Изображение с сайта maria-stuart.ru
Портрет Марии Стюарт. Изображение с сайта maria-stuart.ru

Мало того, что она была представительницей старшей ветви семейства Тюдоров, так еще и являлась желательной кандидатурой для католиков, которых в Англии, несмотря на реформы, оставалось предостаточно. Но Елизавету как раз не устраивала религиозная принадлежность племянницы. Да и не только в этом дело. Елизавете не нравилась сама идея назначить наследника, потому что она на собственном опыте знала: в монархе подданные очень быстро разочаровываются, а все надежды связывают с наследником, который придет, порядок наведет, в результате чего наступит всеобщее незамутненное счастье, а мешает всему этому благолепию только актуальный на данный момент правитель. Нет уж, Елизавета предпочитала быть единственной и неповторимой для своих подданных - так безопаснее. К тому же Мария Стюарт уж слишком нахально зарилась на английский трон (об этом здесь).

Прижучить Марию Стюарт было гораздо сложнее, чем сестер Грей и Маргарет Клиффорд. Довольно трудно посадить под домашний арест правящую королеву чужой независимой страны, но Елизавета с этой задачей справилась: Мария провела у нее в плену 19 лет, после чего была казнена по приговору суда. За это прежде всего надо поблагодарить саму Марию, которая как будто специально вела себя так, чтобы влипнуть в большие неприятности. Особый «талант» она проявляла в выборе мужей, унаследованный от бабушки Маргариты.

Первым браком Мария была замужем за французским королем Франциском II. Просватана за него она была еще ребенком, и мнения ее, разумеется, никто не учитывал. Овдовев, она вернулась в Шотландию и стала подумывать о выборе нового супруга. Довольно долго она мела хвостом перед Елизаветой, давая понять, что в деле замужества полностью полагается на мнение «дорогой сестры» (так она именовала тетушку). Видимо, надеялась, что за такое подобострастное поведение Елизавета назначит ее наследницей. 

Но Елизавета не спешила никого назначать, а в мужья Марии предложила своего фаворита Роберта Дадли. Мария расценила такое предложение как издевательство: ей предлагают подбирать тетушкиных подержанных любовников! Да пошла она! - решила Мария и объявила о своей помолвке с Генри Дарнли, своим двоюродным братом и тоже двоюродным племянником Елизаветы (вот, у нее изредка попадались родственники мужского пола). Дарнли был сыном графа Леннокса и леди Маргариты Дуглас. Леди Маргарита была любимой племянницей короля Генриха VIII, дочерью Маргариты Тюдор от второго мужа, шотландского аристократа Арчибальда Дугласа. То есть тоже являлась потенциальной претенденткой на английский трон и передала свои права сыновьям. 

Союз Марии и Дарнли очень не понравился Елизавете: сразу два претендента на престол, образующие одну ячейку общества, это перебор. Да еще католики! Но воспрепятствовать не смогла, это не беззащитные сестрички Грей. Смогла только маму жениха в тюрьму посадить, благо она была у нее под рукой, в Англии. Маргарите Дуглас приходилось каждый раз сидеть в Тауэре, когда женился кто-то из ее сыновей невестки передавали Елизавете горячее спасибо - Елизавета своих предполагаемых наследников и конкурентов разнообразием методов не баловала: кто не под домашний арест, тот в Тауэр. («Граждане претенденты! Организованно строимся в две колонны и отправляемся к местам лишения свободы!») 

Второй раз Маргарита загремела в Тауэр, когда ее младший сын Чарльз женился на дочке Бесс из Хардвика и падчерице графа Шрусбери Элизабет Кавендиш. Она, понятное дело, была не королевских кровей, но для королевы достаточно была брака возможного претендента без ее, королевы, согласия. У Чарльза и Элизабет родилась - конечно же - дочь, Арабелла Стюарт, которая тоже долгое время считалась претенденткой на английский престол (даже мне уже нехорошо от количества претенденток, представляю, каково было Елизавете).

Маргарита Дуглас. Изображение из Википедии
Маргарита Дуглас. Изображение из Википедии

В конце концов Елизавета смирилась с браком Марии Стюарт, но муж перестал нравится самой Марии - еще до свадьбы. Зато она родила от него сына, который в итоге выиграл забег, главный приз которого - корона Англии. При известии о его рождении королева Елизавета загрустила, всплакнула и высказала свою зависть к родственнице, сравнив саму себя с высохшим деревом (бесплодной смоковницей). 

Вот только плодовитости Марии и осталось завидовать. Что касается ума и дальновидности, они под большим вопросом. Вскоре муж Марии был убит, а она поспешила выйти замуж за его предполагаемого убийцу. О браках Марии Стюарт можно почитать здесь. В результате подданные выступили против такого беспредела со стороны своей монархини, и ей пришлось бежать из страны - прямо в теплые объятия английской тетушки, которой она ни на какой черт не сдалась и которая так ни разу и не пожелала ее лично увидеть. Мучилась Елизавета, пытаясь решить, что с этой заразой делать, как я уже сказала , долгие 19 лет, в течение которых Мария с энтузиазмом участвовала в заговорах против английской королевы, не оставив ей другого выбора, кроме казни. Об этом здесь. Сына Марии в самом конце жизни Елизавета объявила своим наследником.

Роберт Дадли. Изображение из Википедии
Роберт Дадли. Изображение из Википедии

В смысле тайных браков для нас интересен Роберт Дадли, он же граф Лестер, тот самый фаворит Елизаветы, отвергнутый Марией Стюарт (и тот самый, кого Катерина Грей напрасно среди ночи разбудила). После смерти своей первой жены Эми Робсарт Дадли очень надеялся жениться на Елизавете. Амбициозный был товарищ, весь в папу - того самого Джона Дадли, который пытался посадить на трон Джейн Грей. Несмотря на постоянное противодействие своих политических противников, из которых самым сильным был Уильям Сесил, он верил, что все получится и будут они с королевой жить долго и счастливо. Верил, пока однажды не посмотрел на себя в зеркало и не обнаружил седые волосы в бороде. И еще потухший взгляд человека без перспектив. Потому что у королевы постоянно то женихи всех мастей, то молодые фавориты, а за него замуж она явно не собирается, держит во френд-зоне, у них даже не секс-онли, прошу обратить внимание! А часики тикают, он, между прочим, не молодеет. Деньги есть, графский титул есть, а кому все это передать? У него был признанный сын, тоже по имени Роберт, от любовницы Дуглас Шеффилд (который, кстати, впоследствии утверждал, что его родители были женаты и он законный), но это не то. Нужна нормальная семья. И Роберт женился (разумеется, тайно, потому что спросить разрешения у своей царственной подруги и получить канделябром промеж глаз ни малейшего желания не имел) на - вы будете смеяться - двоюродной племяннице королевы по имени Летиция Ноллис.

Дж. Гоуэр (?). Летиция Ноллис. Изображение из Википедии
Дж. Гоуэр (?). Летиция Ноллис. Изображение из Википедии

Летиция, вдова Уолтера Девере, графа Эссекса, была молодая рыжеволосая красотка, мастью вся в Тюдоров. Ирония в том, что родственницей королеве она приходилась не по линии Тюдоров, а по линии Болейнов: ее бабушкой была сестра Анны Болейн, Мария. Но поговаривали, что Мария Болейн родила свою дочь Катерину (мать Летиции) не от мужа, а от самого Генриха VIII, в любовницах которого тогда еще состояла. Так что вполне возможно, что Летиция приходилась Елизавете племянницей не двоюродной, а самой что ни на есть родной. 

Однако теплых чувств к этой своей родственнице Елизавета не испытывала, как любят говорить в интернете, от слова совсем. То есть сначала испытывала, а когда заметила флирт Летиции и Роберта, сразу испытывать перестала. Особенно когда узнала о свадьбе (молодых сдал французский посол). Как говорила главная героиня сериала «Секс в большом городе»: «Я часто представляла себе встречу с Мужчиной Моей Мечты и его женой. Но в этих фантазиях я всегда была за рулем грузовика». Грузовики тогда, к сожалению, еще не изобрели, поэтому Елизавете пришлось бороться с соперницей другими средствами. В тюрьму она никого не посадила (быть фаворитом было намного выгоднее, чем родственницей, имеющей право наследования), зато на веки вечные отлучила «кровожадную волчицу», как она теперь ласково именовала Летицию, от двора и запретила на глаза попадаться. Когда жена Лестера приезжала в их лондонский дом, Елизавета прямо из себя выходила: она предпочитала, чтобы эта холера почаще сидела в провинции и не высовывалась. Уже лет через семь после заключения брака королева отправила Роберта в Нидерланды с важной миссией поддержать борьбу против испанского короля, а жена якобы собралась ехать с ним с большой пышностью, во главе целой процессии, как королева какая-нибудь. Это были, скорее всего, только слухи, но Елизавета не хотела слушать никаких оправданий. Она рвала и метала, написала письмо Лестеру, где припомнила все, что для него сделала, а он, скотина, так себя ведет и позволяет так вести себя своей мерзкой Летиции. Хотела даже немедленно отозвать его из Нидерландов, только Сесил героически сдержал ее порыв. 

Такая реакция королевы говорит о том, что даже через годы она не смирилась с браком своего главного фаворита. А Роберт, хотя и был искренне привязан к королеве, жену любил. Жаль только, что семьи, о которой он мечтал, так и не получилось: их единственный сын умер в детстве. После смерти Роберта Летиция вышла замуж за мужчину на двенадцать лет моложе себя, а ее сын от первого брака стал новым фаворитом стареющей Елизаветы. И это для него очень плохо закончилось.

Уолтер Рэли. Изображение из Википедии
Уолтер Рэли. Изображение из Википедии

Еще один пострадавший от деспотизма королевы Елизаветы - сэр Уолтер Рэли. Причем здесь никакие королевские племянницы даже замечены не были, редкий случай. Рэли был моряк и воин, он осуществлял пиратские нападения на испанские корабли (что королевой только поощрялось), отправлял экспедиции в Америку, а в некоторых из них участвовал лично, это не говоря о том, что был поэтом и писателем. 

Елизавете очень нравился этот красивый, умный и отважный человек, она осыпала его своими милостями, пожаловала ему рыцарское звание и сделала его одним из самых богатых людей в Англии. Но в обмен на все эти блага сэр Уолтер почему-то не захотел все время просиживать у королевской юбки, а завел роман с фрейлиной Бесс Трокмортон. Вскоре им пришлось пожениться, потому что Бесс ждала ребенка. Поженились - по старой доброй традиции - тайно. Молодая жена осталась в поместье, а муж почел за лучшее свалить в Америку, пока не началось. Нет, не потому что боится, а просто по работе, осваивать новый континент - дело всей его жизни. Я, говорит, быстренько сплаваю, страну Эльдорадо немножко поищу, а вы тут сами как-нибудь. И поднял паруса в надежде отсидеться за океаном. Ага, не тут-то было. Злая, как черт, королева послала за ним вдогонку корабль с приказом немедленно вернуться. Поскольку за борт бросаться - не вариант, сэр Уолтер подчинился, а в Лондоне его гостеприимно встретил открытыми воротами Тауэр. 

Бесс, конечно, сослали с глаз долой. Потом Елизавета простила своего любимчика и выпустила на свободу, не стала отбирать то, что подарила. Но относилась к нему прохладно и к себе больше не приближала. Рэли, хоть и был счастлив со своей семьей, потерю доверия королевы воспринимал болезненно и сильно печалился по этому поводу. Кто бы ему объяснил, что и на елку влезть, и не ободрать ничего не получится при всем желании. Даже Лестеру - и то не удалось в полной мере. 

Так что Уолтеру надо было ценить ту царскую жизнь, которая обеспечила ему Елизавета. Потому что после ее смерти король Яков обходился с ним, мягко говоря, далеко не так хорошо, а в конечном итоге вообще казнил. Так что свою царственную покровительницу Рэли, наверное, не раз вспомнил добрым словом, несмотря на Тауэр и почетную ссылку.

А Елизавета до конца жизни оставалась собственницей и считала, что близкие люди принадлежат ей с потрохами и она может распоряжаться их жизнями - как из государственных соображений, так и по своему капризу. Бывает, когда у тебя на голове корона. Не обязательно Англии.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вместо эпиграфа: В каком-то из уголков рыночного лабиринта Жиганов и я наткнулись на Лестякова и Усикова, стоящих около большой бочки. Продавец открыл кран бочки, и в стакан полилась густая красная жидкость. – Прекрасное вино, – похвалил Усиков. ...
"Белоруссия и Россия концептуально договорились по энергоносителям, цены определят в ближайшие дни. Об этом сообщил белорусский лидер Александр Лукашенко по итогам встречи с российским коллегой Владимиром Путиным. «Концептуально договорились, что в будущем году Белоруссия покупает у ...
     Неожиданно вкусно: в баночку с остатками варенья из манго (ну да, сварила я такое  в нонешнем годе), где осталось много сиропа и мало кусочков,  налить топленого молока  и взболтать до пены. А—фи—генный молочный коктейль, доложу я вам! ;-) ...
"Переносная дверь" . https://libking.ru/books/sf-/sf-humor/89573-tom-holt-perenosnaya-dver.html ...
И еще один простенький дачный аксессуар для чая - когда чая становится много, то не грех купить что-то вроде касс для разных сортов, вот прикупил такую пластиковую коробочку не дорого в «Фикспрайсе» - на четыре отдельчика. В каждый отдел насыпал по своему любимому сорту ...