Как дизайнеру и агентству опозориться на весь мир

топ 100 блогов mihael_uwoo09.04.2016 Глядя на новую ливрейку "России" у меня в голове роилось много мыслей. Всё пытался понять, с чем же ассоциируется. Пришёл к мнению, что всё же с рыбьей чешуёй (. Может это у меня такое извращенное восприятие) Однако, лучше почитать мнение профессионала на этот счёт:

Оригинал взят у Как дизайнеру и агентству опозориться на весь мир oleg_ivanov в Как дизайнеру и агентству опозориться на весь мир
Новая объединённая авиакомпания «Россия» выкатила первый борт в новой раскраске. При всём уважении, я считаю это настоящий позор и трэш

Давайте проведём небольшой "разбор полётов".

Как дизайнеру и агентству опозориться на весь мир
Фото: flugzeugbilder.de

Что сразу бросается в глаза?
Узор, навевающий ассоциации с кухонной тёркой, с аллергической сыпью, с разбросанным каким-то мелким мусором, с бардаком... Но никак не с Россией, авиацией, небом, Петербургом или с чем-то, с чем по идее должна ассоциироваться ливрея второго национального перевозчика.



Смотрим далее. Переход, ну или градиент на киле - выполнен грубо. "R" на винглете визуально заваливается. Не отпускает ощущение облупляющейся краски.


Как дизайнеру и агентству опозориться на весь мир
Фото: Марина Лысцева

Логотип. Решение буквы "R" без ноги - очень вторично. Такое решение мы видели уже много-много раз. "Киль", приляпанный сверху - искуственный, неочевидный ход. Попытка добавить "самолётности" слабому визуальному решению. И если честно, я этот "киль" опознал, только когда прочитал. А еще говорят, что загиб и нога буквы - это инверсионный след. Спрашивается, а чего он по такой странной траектории у вас летит?...

Чтобы превратить "R" в самолёт и след, нужно было сделать небольшой пробел сразу за хвостом. Но вообще, идея так себе, проще было сразу слить и думать дальше.

Что касается "России", сама надпись - как надпись. Название нашей Родины, без затей, просто набрали красненьким безликим шрифтом. А причём тут Россия?
Как дизайнеру и агентству опозориться на весь мир
Вот есть, например, лого авиакомпании Swiss. Название набрано шрифтом Helvetica не потому, что это клёвый такой шрифт. А потому что шрифт "Гельветика" был создан в швейцарской компании Haas’sche Schriftgiesserei в 1957 году. Само название его переводится с латыни как "швейцарский", Гельвеция - историческое название Швейцарии. А то, что национальный перевозчик использует элементы флага (крест) - тоже вполне логично.
Интеллигентно обыграть национальную принадлежность шрифтом, формой букв - задача для дизайнера, на мой взгляд, первостепенная.
Но, понятно - не "ижицей" и не в псевдо-церковно-славянском ключе, как у нас это любят! Интеллигентно. Скажем, у Emirates - не арабская вязь вместо лого, но по надписи мы моментально понимаем на уровне подсознания, откуда этот самолёт.


Как дизайнеру и агентству опозориться на весь мир
Фото: Владимир Воронов

Вы скажете, издалека может и не особо, но в деталях неплохо. Говорят, что в основе рисунка новой ливреи — элемент, напоминающий лопасть турбины. Ну знаете ребят, вы загуглите как выглядит турбина и её лопатки.  А то так любые колбасные обрезки у вас за турбинные лопатки прокатят :)

Это как раз тот случай, когда сначала что-то нарисовали, а потом сидят и натужно выдумывают, как бы это самое в бренд-буке позаумнее расписать и покреативнее продать.


Как дизайнеру и агентству опозориться на весь мир

5 минут в гугле дают представление о том, что такое турбинные лопатки в приложении к фирменному стилю.


Как дизайнеру и агентству опозориться на весь мир
Фото: Владимир Воронов


Я много лет работал дизайнером и арт-директором в разных компаниях и рекламных агентствах, в частности - BBDO и R.S.V.P. Среди моих клиентов были крупнейшие банки, компании из сферы транспорта, телекоммуникаций, энергетики и т.д. И моё мнение такое:

Авиакомпания "Россия" - хорошая, самолёт Boeing 747, само собой - отличный. А дизайнерам - двойка!

Полагаю, это тот случай, когда в угоду клиенту сделали "побольше дизайну", потому что за "пустой" фюзеляж клиент, вероятно, не заплатит. Так бывает. Приносишь классное лаконичное лого, или минималистичный проект оформления (на который было убито куча времени!). А клиент спрашивает - "а дизайн где?! Так и я сам могу!" После нескольких раундов, просранного дедлайна и угроз разрыва контракта, дизайнерам говорят - "ну сделайте как он просит, и хрен с ним". А опытные дизайнеры, особенно поднаторевшие на гостендерах, заранее представляют, что "прокатит" сразу на входе. Либо "большой начальник" объяснил на пальцах как он видит этот креатив, а дизайнер отработал как смог.

Но в приличном агентстве такие, как этот, варианты откидываются еще в первых эскизах, на этапе обсуждения дизайнера и арт-директора. Приличное агентство даже не будет такое на бордах печатать и показывать. И вообще, это же потом в портфолио пойдёт.

Значит либо спешили "к дате" (Тоже бывает такое: "Вася, накидай что сможешь за ночь, утром повезём показывать три варианта, а по дороге я к этой хрени как-нибудь концепцию умными словами накидаю"). Либо исполнитель выбирался не за умение и вкус, а по другим критериям. Тендеры, они такие. Иногда просто диву даёшься :)


Как дизайнеру и агентству опозориться на весь мир
Фото: Марина Лысцева

В глазах рябит? У меня тоже!
Турбину видишь? А она есть!

Ну а кто же автор у нас? Автор у нас петербуржское коммуникационное агентство :Otvetdesign (я не опечатался, у них правда двоеточие в начале, видимо это считается "креативно"). У них неплохие работы в портфолио, но все лого довольно... простоваты по уровню идей. Пивная? Рисуем кружку. Поликлиника? Крест! "Стерх"? Рисуем птицу. И всё в таком духе. Упаковка, этикетки, годовые отчёты - есть крутые штуки, не буду спорить.

Теперь переходим к тендеру. Этот ребрендинг стоил 11,5 млн. руб.
Не сказать, чтобы дико много - ну что там 11,5 мультов, пара приличных машин. Но и не сказать, чтобы мало. Такой лого на FL.ru сделают за 2-3 тысячи рублей, а макет разукраски самолёта подобного уровня, тыщ за 10 рублей три варианта. Может и за 5. Если даже один вариант стоит 10 тысяч рублей, то на 11,5 миллионов можно сделать 1150 вариантов, и уж выбрать что-то получше.

Вы скажете - "но лучшие креативные умы страны бились, подбирали ассоциации, делали тысячи эскизов..." Да, мы слышали всю эту лапшу. Дизайнерам с зарплатой 60 т.р. спихивается бриф, они рисуют кто как умеет, несут на утверждение. Через несколько итераций - PROFIT. Если кого интересуют другие участники и заявленные суммы тендера - это на "Составе" публиковалось.

С ТЗ тоже можно ознакомиться. Очень интересно.

Как дизайнеру и агентству опозориться на весь мир

И заключительный вопрос. А от чего мы уходим?

Сейчас авиакомпания использует довольно спокойную, но уже привычную схему оформления воздушных судов. Серовато-бежевый фон украшен стилизованным флагом России, также присутствует надпись. Эту ливрею уже хорошо знают во всём мире благодаря "Борту №1" и другим самолётам СЛО, на которых летают официальные лица и делегации нашей страны. Стоит ли менять то, что отлично работает? На мой взгляд, можно было просто доработать, если уж не было денег/идей/возможностей сделать реально круто.

Не спешите обвинять меня в критиканстве и непатриотизме! Наоборот - просто мне больно видеть, как из конфетки делают непойми что, тогда как можно сделать очень хорошо, потенциал-то огромный, авиакомпания - это вам не мешки с цементом оформлять. Авиакомпании "Россия" и "Аэрофлот" мне очень близки лично и профессионально, поэтому вот и обидно вдвойне. Кто-то получил хорошие деньги, а работу сделал прям на двойку. А людям с этим теперь как-то жить.

Вот такие пироги.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
                                                                                  ...
приехала тут ко мне намедни кажется пежо. не заводится. выяснилось что в обрыве провод между ЭБУ двигателя и кажется реле насоса - не суть. оказалось что данный провод имеет три соединения на участке в 20см, и соединения эти весьма показательны - тут присутствует обжимка, пайка и ...
orlowa-m2009 вывесила фотку ...
«Тролли на зарплате» станут официальными кибердружинниками В России создается служба интернет-мониторинга «экстремизма» Москва, Февраль 04 (Новый Регион, Алексей Усов) – В этом месяце в Рунете появятся официальный «дружинники», ...
Мама моя, как обычно, обещала простой стол. Да и правда, что тут сложного? Сложно было только из-за него выйти. :)     Но мы смогли. Итак, на столе был пирог с грибами, всяческие овощные салаты, рыбная и овощная нарезка, соусы... Фаршированные перцы, морковка ...