
Как далеко мы ушли от этого... :о(

Для примера - поселок Сиверский, что в Ленинградской области. И дату возьмем знаковую - 7 ноября 1967 года. Сиверский четко, по железнодорожным рельсам, делился на две части. Военный городок авиаторов - ниже рельс, и почти обычная российская деревня - выше.
В военном городке - своя торговая сеть. Жители его ту самую колбасу имели у порога своей квартиры. В нужных количествах. Колбаса там была прозой жизни, не более того. А вовсе не так, как на картинке.

Другой мир - совсем рядом, стоит только дорогу перейти.
Два магазина, совсем рядом со станцией. Один - потребкооперации. Там всегда было мясо. Ну, и колбасы, разных сортов. Мясо от четырех рублей за килограмм, и выше. Колбасы - до шести с полтиною. Рядом - продмаг совторговли. Фиксированная цена: мясо за два двадцать или даже рубль восемьдесят, в зависимости от сорта. Колбаса - от двух рублей двадцати, до трех пятидесяти. Это так называемая "ветчина в колбасной оболочке".
Разница была в том, что все считали потребкооперацию ужасно дорогой, и потому туда ходили только при крайней нужде. А в совторговле товар не залеживался. Завозили его где-то к десяти, а после обеда полки уже были стерильно чистыми.
Но - не седьмого ноября 1967 года. Тогда они были показательно переполненными.
Еще. В 1967 году жители деревенской части Сиверской, далеко не все, имели холодильники. Совершенно не все. Потому скоропортящийся товар брали в мизерных количествах.
Прошло десять лет. На седьмое ноября 1977 года куда-то ушла, причем бесследно, милая привычка предыдущего руководства Ленобласти: на знаковые даты - увеличивать количество товара на реализацию. За те же десять лет, холодильник в семье, не имели только нищеброды. В результате - колбасу брали уже не по двести грамм, в одни руки. На 1977 год, у многих появилась устойчивая привычка: за продуктами ехать "в город". "Город" известно какой. Именно так аборигены называли Питер. У жителей поселка появилась устойчивая привычка - раз в неделю, те, кто не работал "в городе", планировал посещение ленинградских магазинов.
Прошло еще десять лет, и те магазины, до того обильные ассортиментом, начали показывать дно. И - чистоту прилавков. Тогда стал ходовым анекдот:
-- Скажите, в этом магазине продавалось мясо?
-- Нет, в этом продавалась рыба. Мясо продавалось в магазине за углом...
Но на 1987 год, питерские магазины не были абсолютно пусты. Появились очереди, да. За всем. Но всё-таки, временами, которые надо было подгадывать, товар был. До 1989 года.
Я до сих пор толком не понимаю, что случилось в 1989 году. Но было ощущение, что случилась какая-то катастрофа. Магазины пусты. Даже электрички, где, вроде как, трудно было что-то сломать, стали какими-то покоцанными. А в Сиверской, что до того ни разу не было, даже магазин потребкооперации зиял пустыми полками...
Казалось, падать уже дальше некуда. Дно. Но в 1990-м году всё стало еще хуже. А год спустя - вообще невозможно. И вот тогда, но не помню - когда точно, колбаса и стала мечтой. Что было дальше, всем известно.
|
</> |
