КА- 52 ... пазл сложился
gull_25 — 17.03.2022Последний семестр пятого курса полон волнений: госэкзамены, распределение, предзащита диплома и его защита. Все на виду, ты уже не сам по себе, а как бы государственная единица. Перед распределением было много собраний споров. Решали как определить очередность, по которой мы будем заходить в комиссию по распределению. Ведь каждому, кто зайдет позже, остается все меньше мест для выбора. А проблем было много. Например, 7 мест в списке было от УФСИН (это мелкие заводики в зонах), туда не брали женщин. А среди последних по баллам было две девушки. А еще декан предложил старостам групп и комсоргам добавить по 0.2 к среднему баллу — за дополнительную нагрузку. Распределились! Почему-то перед местами в зону оказались заводы Арсеньева. В тот год им нужно было много инженеров, 12 человек отправились на заводы «Прогресс» и «Аскольд».
Работа у моих однокурсников оказалась очень интересной: подготовка производства и организация выпуска вертолётов Ми-24В. Их выпустили 1001 штуку. С 1981 года запускали в производство пушечный вариант вертолёта Ми-24П, вооружённый двуствольной 30-мм автоматической пушкой ГШ-30К. Их произвели около 1500. В период войны в Афганистане в 1979-1989 годах на аэродромах Баграм, Джелалабад, Кабул и Кандагар практически постоянно находились бригады специалистов предприятия, которые осуществляли ремонт и модернизацию вертолётов. Да-да, мой однокурсник Серега там занимался прочностными расчетами и модернизацией и консультировал ремонтные бригады.
С 1986 года началась подготовка к выпуску нового вертолета К-50. Завод оснастили станками с ЧПУ, ежегодно на завод отправляли не менее 10 новых инженеров. Нашей кафедре перепало много работы по НИОКРу (Научно-Исследовательские и Опытно- Конструкторские Работы). Мы разрабатывали программы для станков с ЧПУ. А когда вертолеты решили продавать в Индию, потребовалась международная сертификация. Нужно было разрабатывать подробные Руководства Летной Эксплуатации. А это значит, что нужно описать все возможные отказы, поставить им в соответствие причины и способы устранения. Способы эти разные: на аэродроме, где есть механики и оборудование — одни, а на «полянке» — другие. Занимались мы этим на кафедре, каждый работал над своим разделом. Мужики не любят писать отчеты, вот я и собирала все их писульки в кучу, разрабатывала таблицы соответствия, программировала... Ну и возила каждый квартал отчеты в Арсеньев на «Прогресс», т.к. зав. кафедрой сказал, что раз ты написала этот документ, тебе и презентовать его заказчику. На самом деле нужно привезти подпись на акте выполненного объема работ чтобы получить оплату за очередной этап. Платили хорошо по 500-700 руб. в квартал. А это — приработок для преподавателей.
А потом наступили «святые 90», все работы свернулись, завод перебивался мелкими заработками. Например, начал изготавливать запчасти для автомобилей ВАЗ. Работники завода помнили хорошие времена и хотели дать своим детям высшее образование. Инженерное образование оставалось бесплатным, но у родителей не было денег на содержание своих детей во Владивостоке. Управленцы завода организовали при заводе учебный центр. Мы по очереди ездили в Арсеньев. Вычитываешь курс, руководишь курсовым проектом, принимаешь экзамен — и домой. На мои предметы уходило 3-4 недели работы по 6 -8 академических часов в день. Лабораторные занятия вели работники завода в реальных цехах и отделах.
После 91 года и развала страны жители Арсеньева переживали трудные времена. Руководство давало работникам отпуск без содержания по неделе в апреле, июне, сентябре. Нанимали трактора, которые бесплатно распахивала поля, выделяли заводские автобусы, а работники сажали картошку. Собирали два урожая. Первый везли во Владивосток и продавали на базарах (тогда стихийные базары были везде). Второй урожай был для себя. Первые семена картофеля сорта «адретта» я привезла из Арсеньева. И еще обалденные рецепты овощных консервов тоже мне дали арсеньевцы, до сих пор они у нас в ходу. Все наши однокурсники быстро получили квартиры, обзавелись машинами и дачами. Сейчас у многих коттеджи, они лихо катаются на горном спуске, а когда мы приезжаем, нас радушно встречают.
Завод не развалили, не разворовали, людей удержали. Прошла приватизация, завод стал АО. Только в 2011 году пошли более-менее приличные заказы от Министерства обороны на КА-52 «Аллигатор», а потом и КА-52К, их планировали разметить на «Мистралях». В 2014 году завод произвел модернизацию, что позволило повысить производительность труда вдвое. Начался серийный выпуск ударно-разведывательного вертолета «Катран» КА-52К.
Столько лет я была связана с этим заводом, но в моем сознании все было по отдельности: жизнь однокурсников, обучение студентов, научная работа. А сейчас, когда в каждом сюжете с Украины показывают КА52, их разведывательные полеты, точечные удары — все пазлы сложились в одну картинку. Согласитесь — красивый вертолет.
|
</> |