К вопросу о танке-психоаналитике. Являются ли наши желания - нашими? Немного
alex_rozoff — 26.07.2019 В двух предыдущих темах обсуждался вопрос, как персональный робот-помощник (или ПЦТ - персональный цифровой танк) может помочь пользователю отделить его (пользовательские) желания и стремления от псевдо-желаний и псевдо-стремлений, внушенных извне, агрессивной социальной средой, в т.ч. цифровой средой (заполненной психологически-профессиональной рекламой, пропагандой и таргетированными воздействиями).В порядке продолжения дискуссии -размещаю тут фрагменты интервью Карла-Густава Юнга (одного из основателей психоанализа). Интервью было дано швейцарской газете Die Weltwoche 11 мая 1945 года. Но прежде чем приводить большую цитату - приведу маленькую:
"Каждый человек становится, не отдавая себе в этом отчета, в определенном смысле хуже, когда он находится в обществе, нежели когда он действует в одиночку; ибо он чувствует поддержку общества и до известной степени освобождается им от индивидуальной ответственности" (Карл Юнг. Отношение между эго и бессознательным»).
Это, в некотором смысле, лейтмотив. Надо отметить, что интервью весьма спорное - и сам Карл Юнг был в значительной мере подвержен той проблеме "демонов", о которой рассуждает. Это проявляется, например, в его уважении к христианству (вопреки тому, что он знал о роли христианства в психической демонизации естественных желаний). Теперь поехали.
(Фрагменты интервью Карла Юнга).
Для примитивного человека мир полон демонов и таинственных сил, которых он боится. Для него вся природа одушевлена этими силами, которые на самом деле не что иное, как его собственные внутренние силы, спроецированные во внешний мир. Христианство и современная наука дедемонизировали природу, что означает, что европейцы последовательно вбирают демонические силы из мира в самих себя, постоянно загружая ими свое бессознательное.
...
Вопрос репортера: Вы говорите о психической неполноценности и демонической внушаемости немцев, но как вы думаете, относится ли это также к нам, швейцарцам, германцам по происхождению?
Ответ Карла Юнга: Мы ограждены от этой внушаемости своей малочисленностью. Если бы население Швейцарии составляло восемьдесят миллионов, то с нами могло бы произойти то же самое, поскольку демонов привлекают по преимуществу массы. В коллективе человек утрачивает корни, и тогда демоны могут завладеть им. Поэтому на практике нацисты занимались только формированием огромных масс и никогда — формированием личности. И также поэтому лица демонизированных людей сегодня безжизненные, застывшие, пустые. Нас, швейцарцев, ограждают от этих опасностей наш федерализм и наш индивидуализм. У нас невозможна такая массовая аккумуляция, как в Германии, и, возможно, в подобной обособленности заключается способ лечения, благодаря которому удалось бы обуздать демонов.
...
Мы не должны забывать, что роковая склонность немцев к коллективности в неменьшей мере присуща и другим победоносным нациям, так что они также неожиданно могут стать жертвой демонических сил. «Всеобщая внушаемость» играет огромную роль в сегодняшней Америке, и насколько русские уже зачарованы демоном власти, легко увидеть из последних событий, которые должны несколько умерить наше мирное ликование. Наиболее разумны в этом отношении англичане: индивидуализм избавляет их от влечения к лозунгам, и швейцарцы разделяют их изумление перед коллективным безумием.
...
Власть демонов огромна, и наиболее современные средства массового внушения — пресса, радио, кино etc. — к их услугам.
(Конец цитирования).
Полный текст интервью - по ссылке:
http://www.psychologies.ru/articles/karl-gustav-yung-poslevoennyie-psihicheskie-problemyi-germanii/
|
</> |