К Луне!

топ 100 блогов bigdrum16.06.2024 К Луне!

Масса 1750 кг[3]. Полезная нагрузка 30 кг[4]

По ссылке, если вы не поняли - Луна-25. Она выводилась РН Союз, стартовой массой в 313 тонн... Давайте посчитаем.

1,75/313=0,00559
27/2189=0,0123

Это - масса выводимого к Луне груза относительно стартовой массы комплекса на земле. Выглядит так, что увеличение ракеты дает большую весовую эффективность. Однако это не совсем так. Потому что в состав комплекса "Союз-Лйна25) входил еще разгонный блок Фрегат, который ТОЖЕ ВЫХОДИЛ НА ПЕРЕХОДНУЮ У ЛУНЕ ОРБИТУ. Масса Фрегата (заправленная) 6280 кг. Поскольку Фрегат расходовал часть топлива для разгона, то чистая вышедшая на переходную орбиту к Луне масса его составляла не менее 887 кг (сухая масса конструкции). Отчего весовая эффективность в случае Луны-25 может быть принята за (1,75+0,887)/414=0,0084. Что меньше, чем у китайской РН "Чанчжэн-10" примерно в полтора раза. Здесь мы вспоминаем еще и о технологической разнице носителей (седой королёвской "семерки" и новенькой китайской "десятки"). Очевидно, подбор топливной пары, более совершенные двигатели и более сложный и легкий высокотехнологический корпус новой ракеты дают преимущества.

Складывается впечатление, что чем больше ракета - тем лучше лететь на Луну. Однако, думается мне, это не совсем так... Суммарная масса Аполлон-16 с лунным модулем составляла немногим более 30 тонн, а стартовая масса носителя (Сатурн-5) - 2865. При этом в Сатурн-5 использовалась самая эффективная топливная пара водород+кислород. Кроме того, я хочу напомнить, что распределение масс в системе Сатурн-Аполлон изначально (поскольку носитель проектировался СПЕЦИАЛЬНО для лунной миссии) было оптимизировано, в отличие от системы Союз-Фрегат-Луна25, где носитель и разгонный блок были взяты универсальные. Что же касается "Чанчжэн-10", то для нее масса на переходной орбите заявлена как результат работы носителя, а не разгонного блока или пилотируемого корабля миссии...

Так что по зрелом размышлении, сравнив "десятку" и Сатурн-5, мы видим, что весовое совершенство суть в пропорции к массе системы вещь относительная.

Здесь есть один неочевидный момент. А именно - избыточная конструкционная прочность. Поясню.

При старте с Земли корабль испытывает перегрузки и вибрации. Соответственно, он должен иметь более прочную, а значит, более тяжелую, конструкцию. А потом этот корабль отделяется от верхней ступени РН, и дальше у его жизни не будет уже ни высоких перегрузок, ни таких вибраций (ну или опасности вибраций). Кроме того, конструктивно блок Фрегат также при выведении несет на себе массу полезной нагрузки. С учетом перегрузок он должен быть ОЧЕНЬ прочным, и значит, его масса и весовое совершенство ниже, чем могло бы быть в случае специализированного решения. А вот в программе Аполлон корабль и лунный модуль на этапе выведения были отделены друг от друга, и масса лунного модуля, помноженная на перегрузку не давила на массу корабля. Отчего корабль можно было сделать легче...

Выскажу некую максиму.

В системе с одним носителем на миссию полет к Луне ограничен необходимостью иметь и выводить к Луне лишнюю, абсолютно бесполезную массу, вся роль которой - не дать раздавить перегрузкам корабль в момент выведения. То есть - мы существенно ограничены по полезной нагрузке из-за каких-то трех-пяти минут работы РН при старте с Земли.

Логически возникает идея о создании силового каркаса, который поддерживает части корабля, но при отделении от верхней ступени остается вместе с ней. А уже к Луне корабль летит в облегченном состоянии. Для блока Фрегат это означало бы создание силового каркаса, который при отделении от РН Союз оставался бы вместе с ней, позволяя тем самым снизить разгоняемую массу, и увеличить эффективность разгонного блока. Либо системы, в которой нагрузка и разгонный блок подвешены за середину к одному силовому шпангоуту, как РН Союз на стартовом комплексе, отчего масса нагрузки НЕ ДАВИТ на разгонный блок при выведении, и он может иметь меньшую массу из-за сниженных требований по прочности.

А теперь давайте вспомним про схему миссии с несколькими стартами. То есть стартуют несколько ракет, выводят модули, которые стыкуются на орбите и образуют корабль лунной экспедиции. Традиционно такая схема считается менее надежной и более сложной. Однако, как показали российские Союзы, в своих быстрых схемах полета на МКС, вариант быстрой и точной автоматической стыковки возможен. При этом механические нагрузки на элементы лунной системы в целом получаются ниже, они были распределены, как была распределена нагрузка от корабля и лунного модуля в программе Аполлон. И поскольку в системе нескольких стартов отсутствует необходимость выдерживать нагрузки на выведении от одного модуля другим модулем, как Фрегат выдерживает массу нагрузки, помноженную на перегрузку - постольку каждый отдельный модуль может быть выполнен с меньшими затратами массы на дубовость и кондовость.

Более того, возможна предварительная сборка на орбите, например, межорбитального буксира, из нескольких унифицированных элементов, и тогда мы просто не запускаем существенно важное (чувствительное, дорогое, уникальное) оборудование, пока межорбитальная ступень миссии не будет готова...

Как мы видим, вопрос весовой эффективности в лунных миссиях есть вопрос комплексный. И более того, не однозначный. И возможно, хорошо продуманная система с несколькими стартами все-таки, на сегодняшний день, уже является более предпочтительной. Ибо электроника совершенствуется - а значит совершенствуется и баллистика с навигацией, а весовые ограничения для одного старта не позволяют прыгнуть "выше головы". В то время как в системе с несколькими стартами мы можем собрать на орбите монстра размером с МКС...

Собственно говоря, я уже высказывал идею собирать лунную станцию на орбите Земли, а потом целиком перегонять к месту работы... :)

.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Совбез ООН единогласно принял резолюцию США, поддерживающую договоренности между Штатами и радикальным движением "Талибан", передает корреспондент РИА Новости. Ранее на церемонии в Катаре США и "Талибан" подписали первое за более чем 18 лет войны соглашение о мире, которое ...
А я тут наконец леплю ни хамелеонов, ни панд или лягушек и других неведомых зверушек , а таки условно человека! Хвастаться нечем, еще много делать (как минимум ноги, бгг), но покажу. Половину землекопа ПолММ, так сказать, покажу. Это вообще другая мм, но ушами смешно машет, так что ...
я вот кофе, сейчас классик "якобс"; готовлю, или сама, или наташа, или в турочке или в машине; иногда зеленый чай, черный очень редко; в течении дня "белую розу"(вода с ...
В.и.о. командира воинской части А1494 полковник Р.С.Волков обратился к городским властям Житомира с просьбой обнародовать списки военнослужащих, которые были призваны в ряды Вооруженных Сил Украины во время частичной мобилизации, на особый период и самовольно покинули воинскую часть. В ус ...
Наконец-то, на фоне отвратительных новостей и приближающейся зимы хоть одно приятное событие: Апелляционный суд Амстердама 26 октября принял решение передать Украине так называемое «скифское золото» – экспонаты из крымского музея, которые поехали на выставку до оккупации полуострова ...