Синемафилическое
bigdrum — 11.06.2024Посмотрел фильм "Спонтанность" (2020).
Перечитал написанное ниже, понял что это пиздец какой адский спойлер, и теперь говорю вам - сперва посмотрите фильм! Фильм смотрибельный, но не после спойлера моего имени. Не лишайте себя удовольствия, посмотрите!
Американцы попытались сделать нечто вроде Мизери (и на это в фильме есть намек). Снабдив это дело антитрамповской агитацией. Короче, вот так в лоб - вполне себе тупая агитка, да еще и подростковая. Но - только на первый взгляд.
На самом деле фильм прекрасен, но совсем не там, и не так, как ожидается зрителем. Потому что этот фильм - про подростковую психологию, и как раз подростковая психология в фильме передана весьма хорошо. Подростковый кризис выведен совершенно замечательным образом.
Сам манифест фильма - это манифест поколения Z, если кто не понял. Это вот сейчас молодые американцы думают примерно так - ну или вообще не думают, потому что не научились. Собственно говоря, и те, которые так думают - они не научились тоже. :)
С точки зрения психологии исследование содержания этого манифеста представляет весьма практический интерес. Так как уже сейчас масса людей думает так, как главная героиня - в лучшем случае. А дальше, причем по совершенно объективным причинам, так будет думать еще больше людей.
Исходной точкой кризиса является вполне себе капризный (но в меру) ребенок, еще не ставший подростком-бунтарем, но уже ощутивший, что "родители закончились". Уже думающий о колледже, и понимающий, что люди вокруг - отстой, разве что кроме одной близкой подруги. Которая конечно же, негритянка. Ну кто бы, блядь, сомневался...
Опасность, с которой сталкиваются герои - от нее не могут защитить родители, и от нее не может защитить государство. История с таблетками является жестоким стебом над борьбой с Ковид-19 в США, и скептицизм подростков является аллюзией на недоверие общества к прикладываемым правительством усилиям. На самом деле в противостоянии с угрозой и со страхом каждый из подростков остается один-одинешенек, и все, чем они могут поделиться друг с другом - это свои страхи. Героиня влюбляется в одноклассника, у них развиваются красивые отношения, но все они рушатся (кто бы сомневался) под воздействием угрозы. То есть, попытка ЖИТЬ КАК РАНЬШЕ не получается, потому что КАК РАНЬШЕ не помогает справиться с угрозой. Лучшая подруга (кто бы мог подумать - негритянка!) отдаляется и начинает заниматься своими делами, более не участвуя в их общем детском мирке "своих мест" и своих игр. Героиня начинает пить (и кстати неплохо так дудлит, мне бы ее печень), но психологически ей это ни разу не помогает.
Она все равно остается одна, и угроза никуда не девается, настигая ее даже в алкогольном угаре.
Наконец, она ломается, и точка слома - беседа с матерью ее погибшего парня.
Она берется за ум, если так можно сказать, и пытается жить нормально. Но вот нормально ли она живет?
Может, она поумнела? Нет. Может, она произвела переоценку какую-то? Нет. Она просто согласилась с существованием угрозы, и приняла свою беззащитность, и все. Подростковый бунт, связанный с потерей детскости, закончился. И только. К слову сказать, так он чаще всего и заканчивается в жизни...
Финальный монолог героини - это апофеоз цинизма. То есть, подростковый бунт и агрессивность сменились цинизмом и безразличием. Все, на что способна героиня - это холодно и спокойно показать миру палец (сами понимаете какой). И все, что ее интересует, на самом деле - это все те же детские неизжитые желания всего достичь, все свои желания удовлетворить, "показать миру палец". Никакого взросления, никакой трансформации целеполагания, никаких новых смыслов у героини нет. Взросления не произошло, произошло обесценивание.
И вот это вот я считаю величайшей находкой съемочной группы, и величайшей практической проблемой грядущего - обесценивание. Потеря психологических ценностей, и замена их одним желанием выжить.
Помните пушкинскую Татьяну из "Евгения Онегина"? Так вот, главная героиня фильма - это та же Татьяна. Прекрасно понявшая, что мир отстой, и решившая, что раз мир отстой, то в нем имеют значение только ее желания. Без оглядки на окружающее.
Взрослая психология определяется таким понятием как социализация. То есть - навыком синхронизировать свои отношения с окружающими, с навыком отношений и поведения в коллективе. Так вот. Проиграв борьбу страху смерти, героиня обесценила этот страх, однако вместе с ним обесценила и остальные чувства. Ее интересует только свое собственное самочувствие, и она нашла для себя формулу, которая позволит ей чувствовать себя хорошо независимо от того, есть угроза или нет. Однако никакой кооперативной динамики у нее не проявилось, никакой рефлексии у нее не появилось, просто она убедилась, что путь Мизери бесперспективен, и все.
Она превратилась в банального надутого ребенка, который устал дуться, и только.
Если мы будем говорить об этом фильме как о манифесте поколения (а это крайне близко к наблюдаемому мной), то нас ожидает безразличие. Ну то есть если раньше у нас был подростковый бунт, то теперь он прошел, и осталось безразличие. Умеренный эгоизм, отсутствие чрезмерной (хотя что чрезмерно - каждый решает сам) агрессии и эпатажа, и - безразличие.
Показать миру палец - это все, на что поколение Z способно, по крайней мере в том социокультурном окружении, из которого вышел этот фильм.
Потому что даже и лучшая подруга героини (надо же - негритянка!) на самом деле пришла к тому же, только раньше.
К эгоизму и безразличию.
Показать миру палец как верх личностной самореализации...
.
|
</> |