«Фризская кобыла» - это сила!
von_buddenbrock — 03.02.2023Венецианский мушкетер 1685 г.
В ходе Морейской или Турецко-венецианской войны 1684-1699 гг. произошла битва при Патрах (Патрасе) в Греции.
24 июля 1687 г. шведский генерал Отто Вильгельм фон Кёнигсмарк, стоящий во главе венецианской армии, атаковал и разгромил турецкую армию Ахмеда-паши у города Патры.
В этом сражении венецианская армия впервые в своей истории использовала сразу два «чудо-оружия» - рогатки и штыки. Рогатки европейцы традиционно называли «фризскими кобылами», хотя приоритет использования их как мобильного средства полевого боя, как я полагаю, должен принадлежать русским. О чем неоднократно писал ранее.
Вот как сообщают о битве при Патрах историки:
«В то же время Кёнигсмарк двинулся с войсками, пытаясь на восходе солнца застать врасплох турецкий лагерь под Патрами, сделав широкий обход противника примерно на пятнадцать миль. Ночной марш был утомительным. На рассвете войска остановились у воды, чтобы утолить жажду. Авангарды двух армий начали перестрелку, и Кёнигсмарк приказал построить разные подразделения в боевой порядок, с пехотой в центре, защищенной «фризскими кобылами», и кавалерийскими эскадронами на флангах.
Десятки тысяч турок энергично атаковали христианские формирования. По словам полковника Муаццо, эскадроны, которыми командовал маркиз де Курбон, отступили со своей позиции, и ему пришлось укрыться в лесу. Маркиз также был ранен в колено. Пехота правого крыла, где находились ганноверские солдаты, открыла беспорядочный огонь, что обрекло их на милость османов, но последние натолкнулись на «фризских кобыл» и штыки, которыми были вооружены войска принца Максимилиана. Таким образом, ганноверцы смогли выиграть драгоценное время, перезарядить мушкеты и вести огонь более регулярными залпами, ведя непрерывный огонь. Перед этой мобильной крепостью турки осуществляли свои атаки. Огонь мушкетов и защита образованная «фризскими кобылами» сыграли решающую роль в этой битве, не говоря уже о столь же решающей роли, которую сыграли штыки, впервые поставленные на вооружение венецианской армии. После трех неудачных атак турки в спешке покинули поле боя. Сераскер Ахмед-паша, опасаясь, что его отступление будет прервано войсками христиан, высадившихся в его тылу, бежал на Коринфский перешеек без попытки оказать малейшее сопротивление. Его подчиненные, предоставленные сами себе, последовали его примеру: гарнизоны Патры, замков Румелии, Мореи и даже Лепанто, охваченные «паническим ужасом», покинули свои посты».
Из другого источника:
«Огонь прекратился, турки возобновили бой с большей решимостью и вызвали бы серьезное замешательство в венецианском лагере, если бы они не встретили противодействия «фризских кобыл», которые были использованы Кёнигсмарком для этого похода, ими вооружили все батальоны по фронту.
Турки, атаковавшие со своими саблями в руках, стремились расчистить эти скучные препятствия, но венецианцы успели перезарядить свое оружие и повергнуть многих упорядоченным, непрерывным огнем...».
Отто Вильгельм фон Кёнигсмарк (1639-1688)
|
</> |