К этимологии слова "раб" и слова "работа". Часть 3
lengvizdika — 06.04.2024Скрытые смыслы активной деятельности, заключенные в слове «работа» и в его элементах, связанных с санскритскими словами «ra» - давать, дарить, овладевать, продвигаться и «bhata» - заработная или арендная плата, наем, нанятый солдат, воин, прислужник, слуга, дополнительно подтверждаются протоиндоевропейскими словами ar(ǝ) — вкладывать, пахать, ar - двигаться, распределять, передавать, посылать и bhāt- (bhǝt-) - нажимать, попадать, поражать, ударять, бить, а также bheid- вонзаться, проникать, протыкать, соединение которых могло дать переосмысленные фарерск. arbeíð — занятость, использование, наем, работа, задание, должность, цель и нем. arbeit – действие, работа, изделие с учетом того, что работа с землей или работа на поле битвы требуют больших усилий и такой же интенсивности действий.
Таким образом представленные слова, как минимум, могут иметь значения, объединяющие действия крестьянина, засевающего поле и пашущего землю, и воина, сражающегося на поле боя, к чему можно добавить действия охотника, убивающего стрелой или копьем зверя. При этом все три значения могут быть связаны с протыканием тела земли, тела животного и тела человека, но в то же время они заведомо связаны с передачей определенного действия от субъекта к объекту.
Эти субъект и объект, в свою очередь, связываются между собой производимым действием, что соответствует перс. рабэтэ — связь, отношения или узбек. робита с тем же значением, которые при этом можно сравнить с укр. робити — работать.
Если же вспомнить о работающем с утра до вечера солнце, которое обозначается египетским словом Ra, то у русского слова «работа» и у немецкого слова arbeit, а также у перс. рабэтэ и узбек. робита со значениями связи, возникает закономерное сопоставление с латинским словом orbita – след, отпечаток, круговой путь, орбита, навык, которое не случайно фонетически схоже с латин. orbitas – утрата, потеря, отсутствие (после захода солнца), потому что оба эти слова содержат в себе элемент orbis – совокупность, система, область, человеческий род, небесный свод, земля, круговое движение, смена, переворот, где смысл сменяемости поколений или сансары является лишь одним из вариантов трактовки.
При этом стоит обратить внимание на то, что значения латин. orbita – след, отпечаток и orbis – совокупность, система по внутренней логике не только тождественны перс. рабэтэ — связь, отношения и укр. робити — предпринимать, делать, поступать, творить, но и соответствуют шумер. nisRab — круг, кольцо, сустав, шов, стык, соединение, сочленение, а также через ассоциацию они соответствуют санскр. rabh – хватать, охватывать,- в данном случае «охватывать с флангов», «брать в кольцо» или «обнимать».
В любом случае должна быть некая территория или некий объект, которые необходимо было охватить. Или же этот некий объект сам совершал круговое движение вокруг территории или другого важного объекта в качестве охраны или определенного влечения. Таким объектом в первую очередь мог быть небесный свод во главе с солнцем, с которым вполне логично сравнивался правитель какой-нибудь значимой территории
То, что каждое подобное слово со своими вариациями имело широкое распространение, доказывают арабские слова ara — дело, бой, операция, a‘ra — давать, оказывать, что можно сравнить с санскр. ra - давать, дарить, жаловать, и bata — отрубать, разъединять, batha – рассеивать, разбрасывать, batha – цель, предназначение, при том что современное арабск. baʿatẖa означает «испускать, посылать, подстрекать, пробуждать», что когда-то могло относиться и к образу пробуждающего земной мир солнца - Ra, которое посылает свои острые лучи, пронзающие и рассекающие темноту, чтобы дать начало новому трудовому дню.
Здесь очевидным образом процессы протыкания, разрубания и рассеивания увязаны в единый образ нарушения целостности объекта в результате контакта с ним активного мужского начала. Так первые проблески начинающегося дня нарушают целостность ночи, а струйки небесного дождя нарушают целостность земной поверхности, но в то же время эти образы могут иметь чрезвычайно важный для сохранения жизни на земле сексуальный оттенок.
Поэтому стоит обратить внимание на егип. rȧ āb - быть возбужденным любовью или страстью, одержимость демоном, а также на семит. rb(b) — хотеть, любить, желать и rʿb (rāb, rʿab) — быть одержимым духами (о знахаре), которые первыми значениями связаны не только с арабск. rabîʿ – весна, весеннее время и râbī (rábā) — подниматься, увеличиваться, возрастать, набухать, оживать, что соответствует времени оживления процесса плодородия в природе, но и с арабск. raβâʿ — переспать, совершать половой акт, сожительствовать, что можно сопоставить как с арабск. rabā — повзрослеть, возмужать, размножаться, так и с арабским ráβaʿ — ударить, проткнуть, ужалить, уколоть, которое по смыслу схоже с протоиндоевр. bhāt- (bhǝt-) - нажимать, попадать, поражать, ударять, бить и bheid- вонзаться, проникать, протыкать.
Естественным образом весеннее возрождение природы привязано к образу молодого и поэтому ярого солнца-любовника, оплодотворяющего бесплодную до этого землю, на что могут указывать хинд. я̄р — друг, товарищ, любовник (что не противоречит протоиндоевр. ar(ǝ) — вкладывать, пахать и ar - двигаться, распределять, передавать, посылать), рабӣ - весна, весенний урожай и рабт — дружба, связь, отношения.
Поэтому необходимо также включить в список вышеприведенных слов и русские слова «ярый» и «батя», а также тюркск. батыр — богатырь, потому что батя когда-то изо всех сил «тянул лямку», стремясь обеспечить семью всем необходимым для ее сносного проживания. Естественно что для этого требовались немалое упорство и здоровье как в физическом, так и в сексуальном плане, потому что урожайность поля по народным верованиям ставилась в зависимость от количества детей в семье, которые по мере взросления и укрепления организма становились активными помощниками отца или матери.
При этом значения индийского диалектного rab — здоровый, прочный, умелый, полный, совершенный, интенсивный, слава, известность, касаться, глубоко нырять, исследовать, щуп, зонд, узкий пролив, проход, в котором запрятаны взаимоотношения мужского и женского начал, можно сопоставить не только со значениями угарит. rb – главный, великий, обширный, правитель, вельможа, но и со значениями перс. rab – сосать (грудь, вымя), что относится к младенцу или детенышу животного как следствию этих взаимоотношений.
Можно также указать на индийские диалектные слова rabais — предварительные ласки и rabhas — любовные забавы в сопоставлении с санскр. rabhasa – бурный, стремительный, сильный, которые гармонируют с другими значениями слова rabais — красавец, хвастун, красавица, лакомый кусочек (о женщине), падение, удар, дробилка, взломщик, а также бедняк, босяк.
Здесь необходимо указать на тот факт, что термины «бедняк, босяк» в данном случае могут относиться к постельным сценам, когда человек обладает минимумом или полным отсутствием одежды и вдобавок является сексуально голодным. Именно к действием такого «босяка» когда-то могли относиться древнефранцузские слова rabater – ходить, прохаживаться вниз-вверх, бить, поражать, выполнять работу с шумом и rabotir – оттачивать, отделывать, прививать навыки, строгать, снимать стружку, шлифовать, тереть,- то есть предварительно «настрогав» или «натерев» детишек, заниматься их воспитанием, время от времени «снимая с них стружку» за какие-нибудь шалости.
Этому же моменту интенсивного совокупления, определяемому арабск. raβâʿ — переспать, совершить половой акт, может соответствовать и англ. rabid — бешеный, яростный, связанное с индогерм. rab- порывистость, стремительность, пыл, при том что фонетическая тождественность инд. rab — здоровый, прочный, умелый, полный, совершенный, интенсивный и перс. rab – сосать грудь (о младенце), как и фонетическая тождественность санскритских слов bala – сила, власть, насилие и bāla — детеныш, определяется не только тем фактом, что из малого может вырасти большое, но и тем, что большое создает малое и затем растит из него такое же большое. Однако эти же слова могут относиться и к сексуально озабоченному мужскому органу — рабу своих «желаний».